22 июня в Краеведческом музее имени академика В.А. Обручева состоялась презентация персональной выставки картин ветерана Отечественной войны, блокадника, ветерана пограничной службы, члена Союза художников Бурятской АССР, заслуженного работника культуры Бурятской АССР Евгения Семёновича Циолика, кяхтинского самобытного художника, художника-копииста, занимающегося копированием оригинальных произведений художников-классиков.
Выставка под названием «Евгений Циолик. Художник. Блокадник» была организована отделом культуры администрации МО «Кяхтинский район» по инициативе главы Кяхтинского района.
Из биографии Е.С. Циолика.
Родился Е. Циолик в Ленинграде в 1926 году в семье токаря Путиловского (ныне Кировского завода). Долгое время семья жила в бараке при этом же заводе. Жили очень бедно. Когда Евгению было всего 4 года, не стало его мамы. В школе единственным предметом, который заинтересовал мальчика, было рисование.
Отец его друга, заметив способности восьмилетнего Жени к рисованию, помог поступить в Детскую художественную школу при Академии художеств СССР, в которой он проучился 1 год.
В 1940 году Евгений поступил в Ремесленное училище №33. С началом войны в 1941 году завод им. Молотова, которому принадлежало ремесленное училище, перешел на военное положение и стал цехами Кировского завода.
По словам Евгения Семеновича, юные токари сразу с июня стали точить снаряды. Осенью завод перевели на казарменное положение: в цеху они и жили, и работали, засыпали прямо на стружках у верстаков.
Самой суровой и голодной в блокадном Ленинграде была зима 1941-42 гг. Выжившие ученики-ремесленники (из 467 учеников осталось в живых только 130), благодаря содействию директора ремесленного училища, были эвакуированы в 1942 году. В 1944 году Циолик был призван в армию в г. Бийск -129 запасной отдельный полк.
Во время службы в армии он отличился в боксе и был отправлен в учебный центр погранотряда Даурии. Здесь прошел учебную подготовку и освоил пограничное дело. По распределению попал в Мангутский погранотряд. В декабре 1944 года переведен в Кяхтинский погранотряд. Был отправлен в школу поваров от Киранской заставы. Закончил её на «отлично», была присвоена квалификация «Старший повар».
В 1947 году за отличное выполнение своих обязанностей ему первому в послевоенное время был дан отпуск, который он провел на своей родине в Ленинграде. В 1952 году он заслужил два отпуска. Первый отпуск был дан после оформления заставы им.
Героя Советского Союза Г.А.Гармаева. Второй отпуск он получил после того, как отличился в соревнованиях в г. Чита. Эти два отпуска он тоже провел в родном Ленинграде. В 1954 году после демобилизации поступил на работу в Кяхтинский отдел культуры. С 1961 по 1964 год без отрыва от основной работы, вступил в Союз художников Бурятской АССР.
После выхода на пенсию продолжил работу в Кяхтинском отделе культуры. В 1957 году, по благословению епископа Иркутского Палладия, расписал церковь Успения Пресвятой Богородицы. В 1991 году он вторично расписал ее.
За вклад в развитие культуры Евгению Циолику было присвоено звание Заслуженного работника культуры Бурятской АССР.
И по сей день, несмотря на почтенный возраст, болезни и недуги, он продолжает свою творческую деятельность. Художественный талант Евгения Семёновича передался по наследству его потомкам: сыну Николаю, он художник-иллюстратор, пишет в технике графики, живет и работает в Петербурге, и внуку Евгению – талантливому резчику по дереву.
Редкий жанр
Евгений Семёнович работает в очень редком жанре – он художник-копиист. Среди его работ – копии с картин известных художников мира: Тициана, А. Соларно, Ф. Сальвиати, С. Виэ, П.-П.Рубенса, замечательных русских художников 19 века: В Поленова, К. Брюллова, В. Тропинина, и других.
Копиист - это, если дословно – переписчик, в данном случае - художник, занимающийся копированием оригинальных произведений других художников. Копию нельзя назвать подделкой, копиисты — вполне легальные художники.
Среди известных копиистов - много россиян. Производительность художника-копииста зависит от техники полотна Мастера: работа может длиться несколько часов, а может и месяцами. Копиисту нужно очень много знать: эпоху Мастера, его жизнь, стиль картины. Настоящий копиист способен передать, а не исказить или добавить.
Что интересно, но в свое время великие художники Ван Гог, Гоген, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рубенс, Ян Вермеер и многие другие до того, как стали великими, копировали картины своих славных предшественников. Многие не понимают искусство копиистов, говоря о том, что в нем нет самостоятельности, оригинальности. Однако это искусство необходимо людям.
Многие полотна Мастеров прошлого безвозвратно исчезают, какие-то шедевры прячутся в частных коллекциях, и их нельзя увидеть, какие-то картины утрачивают качество и гибнут, если их вовремя не восстановить. У нас же есть возможность хотя бы в копиях ознакомиться с великой живописью.
Что касается Евгения Циолика, его копии заслуживают интереса зрителей. У него нет возможности работать с подлинниками, единственная роскошь, которая ему позволена, видеть картины в репродукциях в журнальном формате. И при этом, в его картинах очень много от оригинала. «Поделись секретом, как тебе удается найти такие живые краски, как ты смог вот так тонко всё изобразить?» – спрашивает Евгения Семёновича пришедший на персональную выставку писатель Пётр Исаев. Евгений Семёнович пожимает плечами: «Такая техника».
Галина Мостовщикова, которая в 2009 году, будучи председателем городского совета депутатов, была организатором первой персональной выставки Циолика в здании Городского Дома культуры, рассказывает: «Работает он исключительно по ночам, когда никто не мешает его творческому вдохновению.
Недавно удалось достать для него книгу с репродукциями картин итальянских Мастеров живописи, он был рад как ребёнок, и некоторые работы из этой книги уже можно увидеть здесь, на выставке».
Представлены на выставке и автопортрет Евгения Циолика под названием «Молодость», портрет супруги Анастасии Петровны, ушедшей не так давно из жизни. И вообще, к портретам у Циолика особое отношение, на выставке их - целый ряд. Среди них можно увидеть и знаменитого русского полководца Александра Суворова и французского императора Наполеона Бонапарта, и прославленного советского пограничника-следопыта Н.Ф. Карацупу, и революционера Котовского.
Интересна история портрета Карацупы. Его черно-белое фото Евгений Семёнович увидел в газете «Пограничник». И «загорелся» написать его портрет красками. Ему это удалось, и сегодня портрет Героя Советского Союза Н.Ф. Карацупы со своей первой служебной собакой Индус занимает свое место на выставке.
Кяхтинский иконописец
Да, и в таком качестве пришлось быть Евгению Циолику. В его творчестве особое место занимает духовная тематика. Заслугой Е.С. Циолика является роспись Успенской церкви г. Кяхта, именно здесь Евгений Семёнович проявил талант иконописца и проделал огромную работу по росписи купола храма.
В 50-е годы по просьбе своего друга, тогдашнего священника отца Александра Мануилова Циолик написал свою первую икону для Успенской церкви: святителя Иннокентия Иркутского, за что батюшка пожаловал ему аж 30 рублей, большие тогда деньги.
Списки образов «Воскресения Христова», «Покрова Пресвятой Богородицы» были также написаны Циоликом для храма.
Для росписи купола Успенской церкви, Циолику пришлось даже с семьей переселиться в храм. Он вставал в четыре часа утра и работал весь день. К празднику Успения Пресвятой Богородицы этот титанический труд был закончен. С росписью храма связана и еще одна удивительная история. Во время работы Евгений Семёнович упал с лесов, с огромной, почти двадцатиметровой высоты. Господь уберег его от верной смерти, считают близкие Циолика и он сам. Ведь он лишь отделался испугом и небольшими травмами. Удар смягчило то, что, падая, он зацепился курткой за деревянный выступ.
И совсем уж чудесное событие произошло в 1973 году. Вот как описал этот случай в 2010 году протоиерей Олег Матвеев в газете «Православная Бурятия»: «В тот год в нашем храме после выставки юной художницы Надежды Рушевой образовали филиал художественного музея имени Ц.С. Сампилова. Заместитель министра культуры правительства Бурятии Герштейн дал задание иконы замазать, чтобы через пятьдесят лет можно было смыть. Дело было поручено Циолику. Были выделены деньги, построены мощные леса. Евгений Семёнович вместе с братом жены приступили к работе. Было жаркое лето.
В один из «перекуров» Циолик с помощником сидели на брусьях внизу в главном приделе, там, где сегодня у нас стоит панихидный стол. Появился в храме дедушка, одетый в подпоясанную рубашку «по-старому». Разговорились на духовную тему. Дедушка много говорил по Священному Писанию. Потом сказал: «Ничего у вас не получится». И как-то незаметно отошел в сторонку. Через некоторое время вспомнили про него. Дверь из храма оказалась заперта изнутри. Обошли все углы церкви – нигде нет. Наверное, на колокольне.
-У меня волосы дыбом встали, когда я поднялся на колокольню и не обнаружил его там. Куда исчез? Сквозь землю провалился? Через стены прошел? – вспоминал впоследствии Циолик.- Мой помощник сразу убежал из храма.
Буквально на следующий день была дана команда иконы не замазывать. Герштейн отказался от своих слов, что он распорядился насчет икон».
Говорят люди, что сам святитель Николай явился Циолику и не разрешил «замазывать» иконы.
Автор: Татьяна Суханова. Материал опубликован в газете "Кяхтинские вести" и на официальном сайте МО "Кяхтинский район".
Комментарии