Есть люди, которые взглядом способны утешить, улыбкой исцелить, словом вдохновить, моя бабушка Базарова Бадма Гомбоевна – одна из таких уникальных людей.
Появившись на свет, я еще не подозревала какой бесценной неиссякаемой сокровищницей награждает меня судьба в лице бабушки.
Мое детство можно назвать счастливым, а одно из самых ярких детских воспоминаний – летние каникулы, проведенные в родном селе Дутулур в гостях у бабушки и дедушки. Сколько интересного, познавательного и незабываемого я узнавала на этих каникулах!
Сейчас, повзрослевшая и получившая педагогическое образование, я осознаю, кому я должна быть обязана хорошим воспитанием, разносторонним развитием, а также привитой с раннего детства любовью и уважением к Родному краю, к его уникальной национальной культуре. А тогда, далеким ребенком, я помню только нежные руки, умные глаза и мудрые слова-наставления моей любимой бабушки, всеми уважаемой и почитаемой учительницы с большой буквы Бадмы Гомбоевны.
Талантливая, целеустремленная, многогранная Бадма Гомбоевна внесла огромный передовой вклад для развития образования Закаменского района. 49 лет отдала самому важному делу на земле – воспитание достойного человека. Своим добросовестным самоотверженным трудом, чутким и внимательным отношением к окружающим заслужила бесконечное уважение учащихся, родителей и коллег.
Бабушка родилась в селе Нурта, в бедной крестьянской семье. Старшая из 6-х детей прошла настоящую закалку характера и воли и уже с малых лет привыкла преодолевать трудности и не пасовать перед неудачами. Появлению мечты стать учительницей обязана своему самому любимому учителю. После начальной школы продолжила обучение в Хужирской восьмилетней школе и окончила ее с Похвальной грамотой. В 1952 году по настойчивой рекомендации учителей Бадма Гомбоевна и еще шестеро выпускников без вступительных экзаменов поступили в Кяхтинское педагогическое училище, что помогло на шаг приблизиться к мечте стать учителем.
Бабушка всегда отличалась неиссякаемой жаждой знаний, поэтому время учебы пролетело для нее незаметно. В 1956 году молодая, энергичная полная новых идей она устроилась работать в Бургуе заведующей в начальной школе. Там ей доверили работу первичной комсомольской организации. Работа была насыщенной и интересной, под ее руководством, школа получил переходящее Красное знамя – символ победы, трудолюбия и ответственности.
Работала Бадма Гомбоевна учителем и директором Нуртинской начальной школы в Цаган-Морине, учителем и завучем Хужирской восьмилетней школы.
Главная черта ее характера это неутомимость, полная самоотдача работе и профессионализм. Как педагогу, ей удавалось быть не только лидером, но и добрым товарищем для своих учеников. В своей работе пыталась формировать у детей целостное видение мира, взаимосвязь и единство явлений, ценностное отношение к природе и к языку.
В 1965г. успешно закончила заочно химико-биологический факультет БГПИ и получила Похвальную грамоту, как одна из двух успешно закончивших институт, за подписью зам. министра просвещения Суетина и председателя профкома Республики Хадаханэ.
В 1972 году Хужирская восьмилетняя школа была переведена в с. Дутулур и преобразована в среднюю, где бабушка преподавала химию, работала завучем и была назначена на должность директора. Знания учащихся отличались прочностью, системностью и многие выпускники школы, следуя ее примеру, стали учителями биологии и химии. Многие ее ученики, проживая в других городах и селах республики с уважением вспоминают свою учительницу, которая дала им дорогу в большую жизнь.
Порой даже на себе я ощущаю всю теплоту и нежность, с которой вспоминают ее, уже повзрослевшие, подопечные: встретишь незнакомого человека, а когда выясняется, что он ученик моей бабушки только и успеваешь запоминать как много всего сделала для него Бадма Гомбоевна, как он ей благодарен и как мне повезло, что она моя бабушка! Даже в детстве, я долго думала, что все люди, которые приходят в гости к ней – наши родственники, а затем выяснилось, что это ее благодарные ученики, коллеги или добрые друзья.
Помимо работы учителя в течение 12 лет она вела пропагандийскую деятельность и проводила политические занятия как в школе, так и среди работников совхоза «Дутулурский». Неоднократно выступала с лекциями перед населением села. Награждена многими Почетными грамотами, знаками «Победитель социалистического соревнования». В 1981г. Бадме Гомбоевне был вручен орден «Знак Почета», а в 1986 г. в октябре присвоено звание «Заслуженный работник образования Российской Федерации».
Наступил непростой 1992 год, перед образовательными учреждениями остро встала проблема возрождения национального духа народа. И конечно, «впереди планеты всей» под чутким руководством Бадмы Гомбоевны в школе развернулась экспериментальная работа. Разработанную программу развития школы, ее проект представили всем педагогическим коллективом на коллегию Министерства образования республики. Поддержали проект и работали над ним ученые – научные руководители БГУ.
Впоследствии, оказалось, что моя бабушка первооткрыватель – такой масштабный проект впервые был представлен в районе! Проект включал в себя множество направлений – это изучение родной литературы и фольклора, ознакомление с историей, географией, природой, экономикой. Перспективой развития родного края: приобщение к культурным и нравственным традициям, укладу жизни, к национальным видам труда, промысла, прикладного творчества, творческое использование народной, воспитательной системы – этнопедагогики.
В результате творческих поисков в учебном плане школы появились новые дисциплины: фольклор, этнография с основой этнопедагогики, традиции бурятской семьи, беседы о буддизме и т.д. Апробированы авторские программы по трудовому обучению, использованию национально-региональных компонентов в изучении математики, физики, химии, литературы.
К работе привлекались не только дети, но и их родители, что способствовало разностороннему обучению, воспитанию ребят.
Был создан и оформлен первый кабинет ритмики в районе для полноценного музыкально-художественного, эстетического развития учащихся.
Дутулурская школа представляла собой образцовый показатель, сюда для обмена опытом приезжали другие учителя, для них проводились открытые уроки, семинары, встречи. Бабушка тем временем не сидела на месте: приняла активное участие в зональной и Всероссийской научно-практической конференции в г. Санкт-Петербург, опубликовала около 20 статей в районных и республиканских газетах, неоднократно выступала по республиканскому радио, также помогла выпускнику Дутулурской средней школы Базарову Цырен Раднаевичу, декану ФНО БГУ 1998 г. защитить кандидатскую диссертацию на тему «Развитие бурятской сельской школы».
В 1992 году Бадме Гомбоевне было присвоено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации», чем мы – дети и внуки очень гордимся и не устаем восхищаться неутомимостью, целеустремленностью и необыкновенной скромностью нашей любимой бабушкой, педагогом-новатором своего времени.
Но не только мы гордимся своей бабушкой, также и бабушка очень гордится нами! Благодаря доброму и чуткому сердцу, любви и мудрости она вместе с мужем вырастила и дала дорогу в большую жизнь 4 замечательным детям,11 внукам и 3 очаровательным правнукам. Все дети Бадмы Гомбоевны пошли, можно сказать по ее «педагогическим» стопам.
Старший сын, Владимир, окончил Ленинградский институт им.Лесгафта и несколько лет преподавал в школе физкультуру, на данный момент он уважаемый человек в среде священнослужителей Иволгинского дацана, Намжил-лама, Шэрээтэ дугана Зеленой Тары. Двойняшки Олег и Оксана также не ушли от традиции и поступили один – в Ленинградский театральный институт, вторая – в БГУ на учителя бурятского языка. Оксана много лет работает в школе №54.Также в школе работает и родная племянница Инна, которую бабушка вырастила как родную дочь. Работают в школе и подросшие внучки: Шура – учитель английского языка школы № 6 и я, Сэсэгма – учитель обществознания и истории Бурятии в школе №44 г. Улан-Удэ.
Наша бабушка в постоянном поиске и недавно написала книгу, посвященную истории села и о людях, внесших вклад в развитие своей малой Родины. А на данный момент пишет новую книгу, которую посвятила подробному изучению родословной родного села Нурта.
Я бесконечно счастлива писать о ней, потому что бабушка для нас, как лучик света, который согревает в ненастье, освещает путь и дает надежду. Всегда стараюсь брать с нее пример, потому что таких как она немного, а молодым в наше время очень нужен идеал, на которого можно будет равняться!
Автор Митупова Сэсэгма
Комментарии