С.Ц.Сультимова,1974г., учитель бурятского языка и литературы
Бальжинимаев Бато, выпускник Кижингинской средней общеобразовательной школы им. Х.Намсараева 2009г.
Чтобы быть хорошим преподавателем
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь.
В.О.Ключевский.
Любить тех, кому преподаешь…
Профессия педагога – особенная. Люди, которые посвятили свою жизнь делу обучения и воспитания подрастающего поколения, чаще всего ориентированы на это с самого детства.
Одним из таких педагогов является Молонова Сэсэг Цыреновна, учитель бурятского языка и литературы, ветеран педагогического образования, «Почетный работник общего образования РФ», учитель высшей категории.
Сэсэг Цыреновна из большой, многодетной семьи. В семье 7 детей. Ее родители были одним из сельских интеллигентов в Кижинге. Отец – Сампил Базарович Цыренов проработал учителем начальных классов в Кижингинской долине, затем учителем русского языка и литературы в школе-интернат, а мать – Пылма Дашабыловна Базаржапова - домохозяйка, опора и поддержка мужа. Вот в этой семье в 1947 году родилась самая долгожданная, любимая дочь, первенец Сэсэг.
Девочка Сэсэг до 6-го класса проучилась в Могсохонской школе. Когда родители переехали в Кижингу, она продолжила учебу в Кижингинской средней школе им. Хоца Намсараева. После окончания 8-го класса в 1964 году по настоянию отца Сэсэг Цыреновна поступила в Улан-Удэнское педагогическое училище.
После окончания педучилища свою педагогическую деятельность она начала в 1969 году в Кижингинской средней школе-интернат, где она сделала один выпуск с 1-го по 10-ый класс.
Затем она поступила заочно в БГПИ им. Доржи Банзарова на факультет бурятской филологии. В 1979 году перевелась в Кижингинскую среднюю школу им. Хоца Намсараева. За годы работы в первой школе Сэсэг Цыреновна, как классный руководитель, сделала два выпуска. Сколько времени приходилось уделять воспитанию учеников! Походы в лес, субботники, трудовые десанты, смотры художественной самодеятельности, постановки спектаклей, увлекательные классные часы. Ее классы постоянно занимали призовые места. Она имела артистические способности, с блеском декламировала стихи. Разве могло быть иначе с таким «классным» руководителем. Сейчас ее ученики многого добились в жизни, работают и трудятся в разных уголках нашей страны.
С.Ц.Молонова преподавала бурятский язык и литературу в начальной, средней и старшей школе. Каждый урок она старалась провести интересней, увлекательней, пробудить у учащихся национальное самосознание и гордость за свой народ, свою культуру. Сэсэг Цыреновна вдумчивая, неутомимая в познании, с энтузиазмом воспринимающая новые методы в обучении родного языка, работала в постоянном творческом поиске. В 1985 году она одна из первых начала преподавать бурятский язык в русских классах. Она является соавтором учебника 3-го класса по бурятскому языку как государственный.
Сэсэг Цыреновна является делегатом II Всебурятского съезда. Всей душой переживает за развитие бурятского языка. У нее огромный запас знаний по истории родного края, культуры, обычаев и традиций, которым она делится с коллегами.
За все годы работы она участвовала во многих региональных, межрегиональных семинарах, научно-практических конференциях, где выступала с докладами, щедро делилась своим профессиональным опытом с молодыми специалистами школ республики и района. Все новое, передовое корректировала и применяла в работе. Сэсэг Цыреновна проводила творческие занятия, мастер-классы, литературно-музыкальные композиции, встречи с писателями и поэтами. Такие, например, как встреча учащихся с Ц.Галановым, Г.Дашабыловым, М.Батоиным, Ц.Цырендоржиевым и многие другие. Во всем этом немалую роль сыграли личные качества: стремление к знаниям, сильная воля, любовь к выбранному делу, большое желание научить всему детей.
Сегодня Сэсэг Цыреновна даже находясь на заслуженном отдыхе, полна творческой энергии и оптимизма. Она мать троих детей. Прекрасная мама, заботливая бабушка пятерых внуков.
Сэсэг Цыреновна – мастер педагогического труда. Человек широкого кругозора, яркая личность. Она внесла достойную лепту в историю нашей школы.
Комментарии