Содном Будажапов родился 2 ноября 1934 года в Верхнем Торе: в семье колхозника. Учился в Верхне-Торейской начальной и Нижне-Toрейской средней школах. В школьные годы, особенно в старших классах, лучше усваивал и получал хорошие оценки по предметам гуманитарного цикла.
Активно участвовал в общественной работе и художественной самодеятельности, а по итогам их смотров неоднократно занимал призовые места. В эти же годы с интересом начал читать некоторые произведения посвященные проблемам театрально-музыкального искусства. И постепенно у него созревала идея о продолжении учебы в одном из театральных институтов страны
В 1953 году при Ленинградскоминституте театра, музыки и кинематографии им Н.Островского открылось бурятская актерская студия. Для учебы в студии республиканской комиссией были отобраны и зачислены двадцать юношей и девушек из числа выпускников средних школ, ставших призерами но итогам смотров школьной художественной самодеятельности. В их составе оказались В.Амханова, Д Бадмаев, З.Базарова. С.Будажапов, Г.Бутуханов, Н Шагдарова и другие.
В I958 году они окончили студию театрального института. За отличную учебу Содному Будажапову вручили Диплом с отличием. За годы учебы в институте студенты под руководством преподавателей осуществили постановку пьес «Собака на сене» Лопс де Вега,«Ревизор» Н ВГоголя, «Дядя Ваня" А.П.Чехова, «В поисках радости» В.Розова. В малых и больших ролях этих спектаклей у будущих актеров
Проглядывались задатки мастерства и внутренней правды.
В 1958 году выпускники института вернулись в родную Бурятию и стали актерами Бурятского государственного драматического театра им Х. Намсараева.
Их трудовая жизнь качалась с постановки на сцене театра вышеперечисленных студенческих спектаклей. При этом молодые актеры « … показала себя воспитанниками психологической школы русского сценического реализма, убедили в своем умении мыслить на сцене. Отличительной особенностью их исполнения была внешняя сдержанность, лаконичность формы при внутренней насыщенности сценическою существования... Такое начало их творческого пути способствовало поиску более совершенных, гибких форм, могущих вдохнуть в традиционное театральное искусство новое содержание, диктуемое современной им действительностью... С творчеством этой группы молодых артистов и связано начало нового периода в истории бурятского театра.
В процесс безболезненной смены поколений и начала нового периода в театре свою лепту внес молодой артист Содном Будажапов. «В спектакле "В поисках радости» В.Розова, - писала искусствовед В.П.Муруева, - он с успехом исполнил роль Геннадия, выявившую наиболее характерные черты и его актерской индивидуальности. Актер, обладающий большим обаяние и сильным темпераментом, был как бы предназначен для исполнения ролей молодых современников, ищущих, увлекающихся, энергичных. Таким был и его Геннадий Лапшин.
Этот юноша, находившийся под влиянием обывательских настроений своего отца, постепенно, после знакомства с ceмьей Савиных, начинает глубже разбираться в окружающей действительности и осознавать свое подлинное место в жизни. С помощью новых друзей Геннадий делал первые шаги в светлый мир высоких чувств и благородных мыслей. В образе, созданном.молодым артистом, была жизненная достоверность вплоть до точности бытовых деталей, ощущался пытливый взгляд на мир стремление самостоятельно разобраться в житейских сложностях. Стилистика актерского исполнения была достаточно лаконичной, психологически насыщенной. Здесь явно чувствовалось направляющее влияние Ленинградской школы.
Вместе с тем в его исполнении ощущалась самобытность его актерской индивидуальности.Психологизм здесь существовал рядом с ярким темпераментом, стремление к сдержанному выражению чувств - с насыщенной эмоцональностью». В 1959 году в Москве на второй декаде бурятского искусства и литературы драматический театр показал зрителям спектакль «Тайфун» Цао Юя. В ней отображены события в Китае 30-х годов истекшего века. Роль Пина уудачно исполнил Содном Будажапов. Успех способствовал также спектакль "Стряпуха» А.Сафронова. В пьесе он сыграл роль Казанца. Созданный им образ рецензенты сочли удачным. Больших успехов добилась актриса Намсалма Шагдарова, исполнившая ведущую роль Павлины Хуторной.
Перу молодого драматурга Бато-Мунко Пурбуева принадлежит пьеса"Ровесники». Театр поставил ее на своей сцене в сезоне 1958-1959 годов ипоказал в Москве на второй декаде бурятского искусства и литературы. Пьесапреставляет собою лирическую комедию о сельской молодежи Бурятии, о пятиклассниках, ушедших после окончания школы работать в колхоз. В нeй много мягкого юмора, лирики, свежести и чистоты. Роли передовой чабанки Сэрэгмы в пьесе исполнили В.Найдакова и П.Шапова, сельского культработника Эрдэни - артист Содном Будажапов и Ф.Сахаров, молодой доярки - Намсалма Шагдарова и другие. В постановке раскрылись индивидуальные особенности молодых актеров. "Так, исполнитель роли Эдэни артист Содном Будажапов вместе с большим темпераментом и выразительностью обнаружил умение передавать тонкиедвижение человеческой души. "Так,
Его герой вспыльчив, неровен и в то же время деликатен, целомудрен в выражении своих чувств». Спектакль «Ровесники» имел одобрительный отзыв в центральной прессе. Московский искусствовед Б.Голубовский писал: «Театр создал скромный, простой, но полный высоких чувств и любви к нашим современникам спектакль. Спектакль пленяет наши сердца, заставляет не только поверить в существование наших современников-ровесников, но и горячо полюбить их».
Период «ученичества» выпускников Ленинградской студии в театре не затянулся. Трудолюбие и упорство молодых актеров, постоянная помощь и поддержка старших товарищей по сцене помогли их становлению, овладению ими мастерством профессиональных aактеров. Творческое общение с мастерами бурятской сцены стало для них настоящей школой национального актерского искусства. Вместе со своими коллегами по работе и Содному Будажапову далось максимально использовать современные средства сценической выразительности, учесть национальные особенности и традиции, постепенно добиться активности мысли на сцене, уходя при этом от преобладания излишней эмоциональности.
В первой половине 60-х годов на сцене театра был показан ряд спектаклей с участием молодого актера и актрисы Намсалмы Шагдаровой. Кстати сказать, она - жена Соднома Будажапова. В сезоне 1963-1964 годов состоялся один из интереснейших спектаклей «Любовь Яровая» К.Тренева в постановке А.Никитина. Спектакль имел успех. Большинство актеров свои роли исполнило успешно. В их числе актеры Намсалма Шагдарова и Содном Будажапов, сыгравшие соответственно роли сельской учительницы и Грозного. Эта постановка долго жила на сцене бурятского театра, включалась в репертуар при его выезде в Москву и МНР.
В 1965 году на сцене театра была поставлена пьеса Ц.Шагжина «Хабарай дуун» («Песня весны»).
В спектакле Содном Будажапов исполнил роль Цыбана и он сумел создать «... обаятельный образ предельно честного, самоотверженного человека, без остатка отдающего себя борьбе за счастье народа, - писал московский критик Е.Полежаева.- Его герой - человек, уверенный в своей правоте, готовый на самопожертвование ради общего дела» «Выдающегося успеха Содном Будажапов добился в роли Морхоя в спектакле «Сердечная рана» Д. Батожабая (1965 г., режиссер Б.Аюшин). С большим сценическим тактом, преодолевая мелодраматизм отдельных ситуаций пьесы, он показал драматическую судьбу военного летчика Морхоя. актер от природы ярко эмоциональный, в этой роли поразил большой сдержанностью... Вместе с тем актер позволял себе в кульминационных местах приоткрывать внутренний мир эмоций, и эти короткие порывы по контрасту с его постоянной сдержанностью впечатляли еще больше... Эта работа открыла его как современного актера широких потенциальных возможностей»
Во второй половине XX столетия на поприще театрально-музыкального искусства и высшего театрального образования Бурятии развернулась творческая деятельность выдающегося сына бурятского народа, уроженца земли торейской Народного артиста РСФСР Соднома Дашижаповича Будажапова. Диапазон его деятельности отличался большим многообразием. Она охватывала театральное драматическое и музыкальное искусство, народную музыку и песни, режиссуру в театрах и педагогический труд, переводческую и научно-исследовательскую работу, участие в киносъемках и общественную деятельность. Нет никакого сомнения в том, что неизгладимо яркий след, оставленный им в истории культуры Бурятии, навсегда сохранится в памяти народа.( из книги Е.Бадмаева «Мир огромен, малая Родина одна»
Б. Пурбуев
Ро ве с н и к и
ЛИРИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ в 2-х ДЕЙСТВИЯХ, 5-ти КАРТИНАХ
перевод и сценическая редакция Вс. Пименова.
Действующие лица и исполнители:
Сэрэгма — В. Найдакова
Эр дэн и — С. Будажапов
Дулма — А. Абушеева
Тумэр — 3. Цыдыпов
Янжима— Н. Шагдарова
Бимба — С. Хандуев
Дала и — Д. Жалсараев
Цырен Буянтуевич
заслуженный артист Бур. АССР Г. Лосев
Балжима —
народная артистка Бур. АССР Ю. Шангина
Удамбра —
заслуженная артистка РСФСР М. Степанова
Даржа —
народный артист Бур. АССР И. Миронов
Постановка народного артиста СССР, лауреата Сталинской премии Г. Цыдынжапова. Художник заслуженный деятель искусств Бур. АССР Б. Чсрнутов. Музыка Д. Жалсараева.
Комментарии