Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Новости Бурятии и Улан-Удэ

Бурятское село возрождает молодёжь, переехавшая из Улан-Удэ

Бурятское село возрождает молодёжь, переехавшая из Улан-Удэ

Почему некоторые села Бурятии, пережив перелом 90-х и депрессию нулевых, начали возрождаться. Удивительным образом, наряду с оттоком населения в город, с высокой смертностью, суицидами и сокращением поголовья скота, они все же развиваются, находя новые и очень интересные пути, о которых раньше даже и не думали 

Впервые в бурятских селах появились понятия рынка, конкуренции, а также предпринимательской инициативы, чего не было со времен царской России 

Село на краю мира 

Триста километров от Улан-Удэ. Бескрайние джидинские степи сменяются острыми сопками, поросшими густым лесом. Мы сворачиваем с закаменской трассы и едем строго на север еще пару десятков километров по проселочной дороге. Сельское поселение «Верхнеторейское» включает в себя село Верхний Торей и Улзар (Номто). Это последние села на пути к Байкалу. Еще через 90 километров на север, через непролазные топи и тайгу - Хамар-Дабан и великое бурятское озеро. 

Близость к тайге и Байкалу делает этот уголок Джидинского района поистине неповторимым, невероятной красоты природа и микроклимат, создающий биологическое разнообразие, которое редко встретишь в южной Бурятии. Со всего района приезжают сюда за дикой земляникой и грибами, охотники ездят на гольцы за изюбрем, косулей и медведем. Рыболовы мечтают порыбачить на хариуса на Темнике. 

Из этих сел вышла целая плеяда знаменитых людей, народные артисты СССР - оперный певец Дугаржап Дашиев, драматический актер Содном Будажапов, артистка Бурдрамы Найдан Гендунова, первый герой СССР из Бурятии Гармажап Гармаев, восьмой Хамбо лама Чой Васильев, которого назначал лично император Александр Второй. В этих местах скрывался во время репрессий основатель Иволгинского дацана, семнадцатый Хамбо лама Лубсан Нима Дармаев. 

Как и многие дальние села Бурятии, Верхний Торей и Улзар пережили все ужасы 90-х и развала СССР. Колхоз, в котором работала большая часть населения, распался, оставив людей один на один с проблемами, главными из которых стали алкоголь, нищета и разложение. Работоспособные мужчины умирали один за другим, женщины, оставшиеся с детьми, были вынуждены, закрыв глаза, бежать в Улан-Удэ, как к единственному спасительному маяку, пополняя деревенскую агломерацию на Левом берегу. 

В лучшие годы в селе Верхний Торей проживало больше тысячи человек, в средней школе обучалось около двухсот пятидесяти детей, работали СПК, 25 чабанских стоянок и молочных ферм. Сейчас осталось 660 человек, в средней школе обучается 70 детей. В Улзаре проживает чуть больше 50 человек, школа закрылась. 

Понадобилось больше двадцати лет, чтобы прийти в себя. И хотя деревня сократилась больше чем на половину, а некогда оживленные улицы стали пустынны, и дома через один заколочены, как после пожара в степи, в селе наметились первые ростки новой жизни. 

Новый глава 

Несмотря на большую убыль населения, вернулось тоже немало. Причем, если из деревни люди бежали, гонимые проблемами и безысходностью, то возвращались осознанно, активные и целеустремленные. 

Вячеславу Найданову всего 34 года. Он родился и вырос в Верхнем Торее. Его юность пришлась на тяжелые годы, и он, как и многие его ровесники, мечтал отсюда уехать в город, в большую и интересную жизнь. Однако, поработав в Улан-Удэ и на севере Бурятии восемь лет, он вернулся в родное село. В 27 лет он стал самым молодым главой поселения в республике. Сейчас работает уже второй срок. 

- Я не скажу, что у меня ничего не получилось в городе, мог бы и остаться. Конечно, не сладко, никто в городе тебя с распростертыми объятиями не ждет. Молодежь бежит из деревни, чтобы «прорываться», крутятся, вертятся. Но там и конкуренция большая, в то время как на родине масса возможностей, особенно сейчас. Можно применить полученный в городе опыт и навыки в селе. Менталитет у ребят меняется, - говорит Вячеслав. – Конечно, в последнее время у нас много семей уехало, главную роль в этом сыграли родовые сертификаты на второго ребенка. Этих денег хватает ровно на то, чтобы купить участок в ДНТ возле Улан-Удэ, поставить сруб или перевезти из деревни. Около 20 семей только за два последних года таким образом переехало. Молодежи здесь скучно, а одиноким женщинам трудно, и я считаю, что не нужно никого насильно держать, каждый сам ищет свое счастье. Пусть в деревне будет не так много людей, но все они будут рады, что живут тут и занимаются любимым делом. Сейчас так и происходит, вместе с количественным составом меняется и качественный, остаются те, кто хочет серьезно работать и жить в селе, наверное, уже пришло такое время. 

Став главой в 2008 году молодой человек сразу же начал решать наболевшие проблемы, полгода воевал с продавцами спирта и все–таки заставил их закрыться. В селе сегодня два магазина и работают они до семи вечера. Так что «сухой» республиканский закон тут даже перевыполняется, так как во всей остальной Бурятии водку можно купить до 9 вечера. А в селе Улзар вообще уже около десяти лет не пьют алкоголь. 

С исчезновением повального пьянства в селе стало спокойно, но проблем с занятостью это все равно не решило. Однако вернувшиеся, как и Вячеслав, молодые люди, начали показывать пример. 

- Мы создали ООО «Таежное», куда всю нашу активную молодежь привлекли. Ребята занимаются орехами, ягодами, строительством, купили трактор, землю оформили, будут лесопилку строить, молочно–товарную ферму. Многим и 25 лет нет. Все они пожили в городе, поработали кто кем, многие успели заработать условные сроки… Но сейчас у них серьезные намерения и новая жизнь. Мы со своей стороны им помогаем участвовать в государственных программах поддержки сельского хозяйства и малого предпринимательства. Недавно два предпринимателя у нас получили по миллиону на развитие, тоже закупили технику и скот. Всего в селе у нас зарегистрировано 13 ИП и КФХ. Они платят налог на землю и сельхозналог, часть которого идет в местный бюджет. Таким образом, у нас появляются средства на развитие, - говорит Вячеслав. 

Жизнь меняется 

Самым верным источником дохода в поселении является налог на землю. Сегодня, кроме колхозных паев, 80 % которых уже оформлена сельчанами под пашни и покосы, оформляется земля под бывшими чабанскими стоянками. Из 25 уже в собственности восемь, предприниматели разводят скот и сеют зерно, соответственно, платят налоги на землю. 

Улзар официально является этнопоселением, которых всего 2-3 в республике. В основном население представлено сартулами, табангутами и ашибагатами, все они являются ответвлениями монгольских родов, перекочевавших сюда несколько веков назад. Статус этнопоселения позволяет сельчанам получать субсидии в размере 50 % на покупку скота и проведение инфраструктуры, что тоже является мощным стимулом к занятию животноводством. 

- Люди работают, но нам все равно необходима хотя бы пара инвесторов, которые заняли бы земли бывшего СПК, у нас, конечно, условия климатические трудные по сравнению с Белоозерском, например, но все равно работать при должном подходе можно, и даже получать прибыль, - говорит глава поселения. 

Недавно в село пришла сотовая связь и интернет, что также повлияло на дух сельчан. 

- Раньше мы всегда считали себя отсталым селом, но как только Ростелеком провел к нам связь, сразу все изменилось. Кстати, для этого компания установила сразу две вышки, у нас же тут горы, 40 и 63 метра высотой. Вторая вышка вообще самая большая в республике, и сотовая берет до малого Хамар-Дабана, охотники спокойно дозваниваются из тайги, стало удобно, мало ли, кто заболеет в лесу, срочно помощь понадобится, - говорит Вячеслав. 

Грандиозные планы 

Приход в село цивилизации подтолкнул местных жителей к новым идеям. Сегодня здесь реализуется туристический проект. 

- Выиграли миллион рублей в рамках Года туризма в республике на постройку нескольких домиков летних, где мы будем принимать туристов. Пока сезонно, только летом, но будем рассматривать разные варианты, - говорит Вячеслав. – У нас же тут места заповедные, многие едут поохотиться, рыбу половить, полечится на целебных аршанах. Дикий туризм уже сейчас очень развит, наша задача - сделать его цивилизованным и заработать на этом деньги, - отмечает глава. 

Уже сейчас в администрации поселения разработано несколько маршрутов, есть готовые гиды–проводники, пара «уазиков», лошади. В селе могут предложить туризм на любой вкус, от тура по сакральным местам, которых тут очень много, до сбора земляники и прогулки до Хамар-Дабана. Есть специальный лечебный тур до озера Таглей, славившегося своими лечебными пиявками и грязями, и до дикого курорта Читхэ у подножия Дабана. В планах главы создать условия для агротуризма и проживания туристов на ферме, где они сами смогут подоить коров или выпасти овец. Такой вид туризма сейчас все больше востребован у городских жителей, сообщает «Номер один». 

Автор: Модератор
Просмотров: 5557

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить новость

Зурхай на сегодня

Зурхай с 11 по 17 октября (астрологический прогноз)
Вторник: 17 октября – 28 лунный день День красноватой коровы. Стихия – гора, 9 красных мэнгэ. День благоприятен для возведения городов, изготовления ножей и оружия, проведения столярных и кузнечных работ, усмирения необъез­женной лошади. Воспрещается выезд в дальнюю дорогу, начинать большое де

Лунный календарь
Октябрь 2017

      
1
11
2
12
3
13
4
14
5
15
6
16
7
17
8
18
9
19
10
20
11
21
12
22
13
23
14
24
15
25
16
26
17
27
18
28
19
29
20
1
21
1
22
2
23
3
24
4
25
5
26
6
27
7
28
8
29
9
30
10
31
11
     

Ноябрь 2017

  
1
12
2
13
3
14
4
15
5
16
6
17
7
18
8
19
9
20
10
21
11
22
12
23
13
24
14
25
15
26
16
27
17
28
18
29
19
1
20
1
21
2
22
3
23
4
24
5
25
6
26
7
27
8
28
9
29
10
30
11
   

Самое читаемое

Сельские школы Бурятии вошли в список лучших в России
Наиболее эффективную работу показали шесть республиканских учебных заведений
Глава Бурятии утвердил первых министров в правительстве
Согласно указам Главы РБ, размещенным на сайте правительства, помимо увольнений несколько человек по
В Иволгинском дацане пройдёт праздник Хамбо ламы Итигэлова
24 сентября в Иволгинском дацане пройдёт Этигэл Хамба ламын найр – Праздник Хамбо Ламы Итигэлова
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Яндекс.Метрика
Создание сайта -