Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Новости Бурятии и Улан-Удэ

Бурятское село возрождает молодёжь, переехавшая из Улан-Удэ

Почему некоторые села Бурятии, пережив перелом 90-х и депрессию нулевых, начали возрождаться. Удивительным образом, наряду с оттоком населения в город, с высокой смертностью, суицидами и сокращением поголовья скота, они все же развиваются, находя новые и очень интересные пути, о которых раньше даже и не думали 

Впервые в бурятских селах появились понятия рынка, конкуренции, а также предпринимательской инициативы, чего не было со времен царской России 

Село на краю мира 

Триста километров от Улан-Удэ. Бескрайние джидинские степи сменяются острыми сопками, поросшими густым лесом. Мы сворачиваем с закаменской трассы и едем строго на север еще пару десятков километров по проселочной дороге. Сельское поселение «Верхнеторейское» включает в себя село Верхний Торей и Улзар (Номто). Это последние села на пути к Байкалу. Еще через 90 километров на север, через непролазные топи и тайгу - Хамар-Дабан и великое бурятское озеро. 

Близость к тайге и Байкалу делает этот уголок Джидинского района поистине неповторимым, невероятной красоты природа и микроклимат, создающий биологическое разнообразие, которое редко встретишь в южной Бурятии. Со всего района приезжают сюда за дикой земляникой и грибами, охотники ездят на гольцы за изюбрем, косулей и медведем. Рыболовы мечтают порыбачить на хариуса на Темнике. 

Из этих сел вышла целая плеяда знаменитых людей, народные артисты СССР - оперный певец Дугаржап Дашиев, драматический актер Содном Будажапов, артистка Бурдрамы Найдан Гендунова, первый герой СССР из Бурятии Гармажап Гармаев, восьмой Хамбо лама Чой Васильев, которого назначал лично император Александр Второй. В этих местах скрывался во время репрессий основатель Иволгинского дацана, семнадцатый Хамбо лама Лубсан Нима Дармаев. 

Как и многие дальние села Бурятии, Верхний Торей и Улзар пережили все ужасы 90-х и развала СССР. Колхоз, в котором работала большая часть населения, распался, оставив людей один на один с проблемами, главными из которых стали алкоголь, нищета и разложение. Работоспособные мужчины умирали один за другим, женщины, оставшиеся с детьми, были вынуждены, закрыв глаза, бежать в Улан-Удэ, как к единственному спасительному маяку, пополняя деревенскую агломерацию на Левом берегу. 

В лучшие годы в селе Верхний Торей проживало больше тысячи человек, в средней школе обучалось около двухсот пятидесяти детей, работали СПК, 25 чабанских стоянок и молочных ферм. Сейчас осталось 660 человек, в средней школе обучается 70 детей. В Улзаре проживает чуть больше 50 человек, школа закрылась. 

Понадобилось больше двадцати лет, чтобы прийти в себя. И хотя деревня сократилась больше чем на половину, а некогда оживленные улицы стали пустынны, и дома через один заколочены, как после пожара в степи, в селе наметились первые ростки новой жизни. 

Новый глава 

Несмотря на большую убыль населения, вернулось тоже немало. Причем, если из деревни люди бежали, гонимые проблемами и безысходностью, то возвращались осознанно, активные и целеустремленные. 

Вячеславу Найданову всего 34 года. Он родился и вырос в Верхнем Торее. Его юность пришлась на тяжелые годы, и он, как и многие его ровесники, мечтал отсюда уехать в город, в большую и интересную жизнь. Однако, поработав в Улан-Удэ и на севере Бурятии восемь лет, он вернулся в родное село. В 27 лет он стал самым молодым главой поселения в республике. Сейчас работает уже второй срок. 

- Я не скажу, что у меня ничего не получилось в городе, мог бы и остаться. Конечно, не сладко, никто в городе тебя с распростертыми объятиями не ждет. Молодежь бежит из деревни, чтобы «прорываться», крутятся, вертятся. Но там и конкуренция большая, в то время как на родине масса возможностей, особенно сейчас. Можно применить полученный в городе опыт и навыки в селе. Менталитет у ребят меняется, - говорит Вячеслав. – Конечно, в последнее время у нас много семей уехало, главную роль в этом сыграли родовые сертификаты на второго ребенка. Этих денег хватает ровно на то, чтобы купить участок в ДНТ возле Улан-Удэ, поставить сруб или перевезти из деревни. Около 20 семей только за два последних года таким образом переехало. Молодежи здесь скучно, а одиноким женщинам трудно, и я считаю, что не нужно никого насильно держать, каждый сам ищет свое счастье. Пусть в деревне будет не так много людей, но все они будут рады, что живут тут и занимаются любимым делом. Сейчас так и происходит, вместе с количественным составом меняется и качественный, остаются те, кто хочет серьезно работать и жить в селе, наверное, уже пришло такое время. 

Став главой в 2008 году молодой человек сразу же начал решать наболевшие проблемы, полгода воевал с продавцами спирта и все–таки заставил их закрыться. В селе сегодня два магазина и работают они до семи вечера. Так что «сухой» республиканский закон тут даже перевыполняется, так как во всей остальной Бурятии водку можно купить до 9 вечера. А в селе Улзар вообще уже около десяти лет не пьют алкоголь. 

С исчезновением повального пьянства в селе стало спокойно, но проблем с занятостью это все равно не решило. Однако вернувшиеся, как и Вячеслав, молодые люди, начали показывать пример. 

- Мы создали ООО «Таежное», куда всю нашу активную молодежь привлекли. Ребята занимаются орехами, ягодами, строительством, купили трактор, землю оформили, будут лесопилку строить, молочно–товарную ферму. Многим и 25 лет нет. Все они пожили в городе, поработали кто кем, многие успели заработать условные сроки… Но сейчас у них серьезные намерения и новая жизнь. Мы со своей стороны им помогаем участвовать в государственных программах поддержки сельского хозяйства и малого предпринимательства. Недавно два предпринимателя у нас получили по миллиону на развитие, тоже закупили технику и скот. Всего в селе у нас зарегистрировано 13 ИП и КФХ. Они платят налог на землю и сельхозналог, часть которого идет в местный бюджет. Таким образом, у нас появляются средства на развитие, - говорит Вячеслав. 

Жизнь меняется 

Самым верным источником дохода в поселении является налог на землю. Сегодня, кроме колхозных паев, 80 % которых уже оформлена сельчанами под пашни и покосы, оформляется земля под бывшими чабанскими стоянками. Из 25 уже в собственности восемь, предприниматели разводят скот и сеют зерно, соответственно, платят налоги на землю. 

Улзар официально является этнопоселением, которых всего 2-3 в республике. В основном население представлено сартулами, табангутами и ашибагатами, все они являются ответвлениями монгольских родов, перекочевавших сюда несколько веков назад. Статус этнопоселения позволяет сельчанам получать субсидии в размере 50 % на покупку скота и проведение инфраструктуры, что тоже является мощным стимулом к занятию животноводством. 

- Люди работают, но нам все равно необходима хотя бы пара инвесторов, которые заняли бы земли бывшего СПК, у нас, конечно, условия климатические трудные по сравнению с Белоозерском, например, но все равно работать при должном подходе можно, и даже получать прибыль, - говорит глава поселения. 

Недавно в село пришла сотовая связь и интернет, что также повлияло на дух сельчан. 

- Раньше мы всегда считали себя отсталым селом, но как только Ростелеком провел к нам связь, сразу все изменилось. Кстати, для этого компания установила сразу две вышки, у нас же тут горы, 40 и 63 метра высотой. Вторая вышка вообще самая большая в республике, и сотовая берет до малого Хамар-Дабана, охотники спокойно дозваниваются из тайги, стало удобно, мало ли, кто заболеет в лесу, срочно помощь понадобится, - говорит Вячеслав. 

Грандиозные планы 

Приход в село цивилизации подтолкнул местных жителей к новым идеям. Сегодня здесь реализуется туристический проект. 

- Выиграли миллион рублей в рамках Года туризма в республике на постройку нескольких домиков летних, где мы будем принимать туристов. Пока сезонно, только летом, но будем рассматривать разные варианты, - говорит Вячеслав. – У нас же тут места заповедные, многие едут поохотиться, рыбу половить, полечится на целебных аршанах. Дикий туризм уже сейчас очень развит, наша задача - сделать его цивилизованным и заработать на этом деньги, - отмечает глава. 

Уже сейчас в администрации поселения разработано несколько маршрутов, есть готовые гиды–проводники, пара «уазиков», лошади. В селе могут предложить туризм на любой вкус, от тура по сакральным местам, которых тут очень много, до сбора земляники и прогулки до Хамар-Дабана. Есть специальный лечебный тур до озера Таглей, славившегося своими лечебными пиявками и грязями, и до дикого курорта Читхэ у подножия Дабана. В планах главы создать условия для агротуризма и проживания туристов на ферме, где они сами смогут подоить коров или выпасти овец. Такой вид туризма сейчас все больше востребован у городских жителей, сообщает «Номер один». 

Автор: Модератор
Просмотров: 8107

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить новость

Зурхай на сегодня

Прогноз на 2023 год
Настоятель Курумканского дацана «Гандан Ше Дувлин» Еши Намжил лама (Олег Намжилов) дал прогноз на 2023 год. 2023 год – это год синеватого Зайца в стихии Воды. Год благоволит людям, родившимся в годы Свиньи и Овцы. Заяц является символом успешности, прагматичности, честолюбия и даже некоторой приспос

Лунный календарь
Апрель 2024

1
22
2
23
3
24
4
25
5
26
6
27
7
28
8
29
9
1
10
1
11
2
12
3
13
4
14
5
15
6
16
7
17
8
18
9
19
10
20
11
21
12
22
13
23
14
24
15
25
16
26
17
27
18
28
19
29
20
30
21
     

Май 2024

  
1
23
2
24
3
25
4
26
5
27
6
28
7
29
8
1
9
1
10
2
11
3
12
4
13
5
14
6
15
7
16
8
17
9
18
10
19
11
20
12
21
13
22
14
23
15
24
16
25
17
26
18
27
19
28
20
29
21
30
22
31
23
  

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Яндекс.Метрика
Создание сайта -