В селе ты не просто порядочный житель,
У всех на виду твоё имя – учитель!
И спрос с тебя строгий, и честь высока,
И ноша твоя на миру нелегка…
Кого по головке погладил рукой,
Какою походкою шёл ты домой –
Ничто не уходит от взора людей,
И это понятно: ты совесть детей!
Профессия учителя– самая лучшая. Пусть говорят, что профессии разные, что есть профессии важнее, но я убежден: самая добрая, самая мудрая, самая первая профессия на земле - это профессия учителя. Профессия педагога - особенная. Не каждый ребенок, выросший в семье учителя, стремится продолжить семейную династию. Эта работа такого рода, что о ней не забудешь, выйдя за порог школы. Школьные проблемы, бесконечные стопки тетрадей, подготовка к урокам не дают покоя и дома. Жизненное кредо учительских семей - "Светить, любить, творить, зажигать. Не останавливаться на достигнутом, идти в ногу со временем, любить и уважать детей, находить свою изюминку в каждом деле".
Быть учителем – судьба моя. Так может сказать о себе каждый из представителей педагогических династий. Каждый представитель династии педагогов – по-своему уникальный человек и талантливый учитель. И для них самая лучшая награда – это память и уважение учеников. Мы уверены, если бы им сегодня пришлось выбирать, они бы не задумываясь, вновь выбрали профессию учителя.
Великая русская актриса Фаина Раневская когда-то сказала, что нельзя научиться трём профессиям: врача, учителя и артиста. Разве можно научить любить детей? Нет, не своего ребёнка, а тех девчонок и мальчишек, которых ты должен научить читать и писать, тех, кто, может быть, не всегда прилежен, умен и послушен. Любить детей, дано не всем... Но на этой встрече присутствуют только те, кому это, безусловно, дано, и кто верит в то, что их династии будут обязательно продолжены.
Счастлив тот человек, который построил дом, посадил дерево, вырастил сына и оставил яркий след на земле своими добрыми делами.
Сегодня мы говорим о династиях учителей, которые через всю жизнь пронесли доброту сердец и свет образования детям. Это, действительно, драгоценная, золотая россыпь нашей России. Они любят свою работу и воспитывают любовь к учительской профессии в своих детях - ведь только так можно продолжить династию.
Детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к ребятишкам, великого терпения и чуткой осторожности в обращении с будущими строителями нового мира. Именно этими словами хочется начать свой рассказ о нашей учительской династии.
Династия Лощиновых– Будаевых
Основателем династии является мой дед, Лощинов Владимир Хонхоевич, проработавший более 35 лет учителем математики, директором Улюнской средней школы, Оронгойской средней школе. Удивительный это был человек, до глубины души влюбленный в свой предмет. Древне-греческий философ Луций Сенека говорил: «Наставник должен вырасти ученика умнее себя». И дедушка действительно учил детей не просто работать, а все делать красиво и качественно, учил их трудолюбию, мастерству, уважению к профессионализму.
Мой дед Владимир Хонхоевич Лощинов родился в 1941 году в селе Ульдурга Тунгокоченского района Читинской области. Детство прошло в с. Багдарин Баунтовского района, окончив школу в с. Романовка. В 1961 году поступил на физико – математический факультет БГПИ им. Д.Банзарова. После окончания института направили работать в Улюнскую среднюю школу Баргузинского района. В 1965-1977 годы работал завучем, директором школы и сформировался как опытный педагог, руководитель отрасли образования нового типа, слава о школе перешла далеко за границы республики. В 1977- 1979 годах – заведующий Курумканским районо.
В 1979 -1999 годах мой дедушка работал директором Оронгойской школы, средней школы. Он создал стабильный и работоспособный коллектив, всемерно поддерживал профессиональную активность педагогов, их творческую самостоятельность. Педагогами разработаны авторские программы по организации внеклассной работы в рамках национальной программы школы. Успешно решались пролемы повышения эффективности учебно – воспитательного процесса, новых педагогических технологий, вопросы преемственности в воспитании и обучении с дошкольными учреждениями села. Этому способствовала целенаправленная деятельность Совета школы. В школе были организованы и результативно работали классы с углубленным изучением химии, биологии, бурятского, старомонгольского языков. Учителя продуктивно работали по возрождению национальной культуры бурят, и их традиций. Моим дедушкой проделана большая работа по вовлечению общественности села, района, педагогического и ученического коллективов школы при подготовке и проведению юбилеев, посвященных 85 – летию Н.Г.Балдано, авторе литературного свода эпоса «Гэсэр», который проходит в рамках международного фестиваля «Эпос Гэсэра» - сокровище народов Центральной Азии и 100 летию школы. Была создана необходимая учебно – материальная база для обучения и воспитания учащихся, велась успешная работа по охране природы родного края.
Мой дед успешно сочетал административную деятельность с педагогической работой. Его уроки математики и черчения проходили живо, интересно, в русле новых нестандартных форм и методов.
Дедушка избирался депутатом сельского совета, членом районного Совета образования и разработал программу «Поликультурное формирование личности». За вклад в развитие системы образования дедушка удостоен званий «Отличник народного просвещения РФ»,«Заслуженный учитель РБ». Оронгойская долина стала для дедушки второй родиной. Вместе с супругой, т.е с моей бабушкой Любовью Цыреновной, тоже учителем, «Отличником народного просвещения РФ», воспитали пятерых детей. Среди них – учителя, инженеры, врачи, экономисты. Самая старшая дочка Валентина, это моя мама стала преемником отца, дочь семейной династии Лощиновых – талантливых, заслуженных учителей РБ, уверенно продолжает стезю, продолженную родителями, и работает директором Оронгойской средней общеобразовательной школы им. Н.Г.Балдано.
Моя мама после окончания физико – математического факультета начала трудовую деятельность в Ганзуринской средней школе преподавателем математики. С 1990 года мама работает в своей родной школе учителем математики, а затем заместителем директора по УВР. Через 12 лет молодого грамотного специалиста с незаурядными деловыми качествами назначают директором школы. На какой бы должности она ни работала, везде проявляла прекрасный дар руководителя и отличные организаторские способности. Много внимания уделяет она формированию у учащегося положительной мотивации к обучению, её ученики учатся с интересом, творчески, занимают призовые места в районных, республиканских олимпиадах по математике, показывают хорошие результаты на выпускных и вступительных экзаменах в вузах. Все это подтверждается её успешным участием в районном конкуре «Учитель года», званиями «Учитель Сороса», «Заслуженный учитель РБ», Победитель Республиканского конкурса «Лидер образования Бурятии», победитель Республиканского конкурса руководителей общеобразовательных учреждений «Лучший по достижениям».
По отзывам учителей, директоров – моя мама одна из лучших учителей, одна из лучших директоров района. Всегда её отличает высокий профессионализм, умение соопереживать, врожденное чувство такта, способность пропускать через свое сердце чужие проблемы и желание помочь, поддержать коллег, поиск и внедрение новых и более эффективных форм и методов обучения, воспитания и управления. Как руководитель , очень много внимания уделяет повышению квалификации преподавателей, развитию и укреплению учебно – материальной базы школы, реализации основных направлений модернизации образования. Сегодня школа обеспечивает достаточно хороший уровень образования, на её базе проводятся различные районные, республиканские семинары, конференции, встречи. Целеустремленность, деловой характер моей мамы не позволяет останавливаться на достигнутом. Всегда в творческом поиске новых идей и проектов для развития школы.
В данное время я учусь в 11 классе, в будущем я думаю, что я продолжу династию учителей Лощиновых – Будаевых. Эта профессия вечная. Как бы ни менялось общество, как бы далеко ни уходило оно в своем развитии, без учителя оно никогда не обойдется. В будущем исчезнут некоторые профессии, но учителя будут всегда. Я с детства привык уважать людей этой профессии, среди моих родственников много педагогов, десять лет я наблюдал, как мои школьные учителя, дедушка, мама серьезно и увлеченно относились к своему труду. Я также понимаю, какой это сложный труд. Однажды я прочел у одного журналиста высказывание об актерской профессии. Он считает, что она "безжалостно обнажает, способен ли человек сохранять верность своему призванию, неколебимо отстаивать свои взгляды и убеждения". Я считаю, что это можно сказать и о профессии педагога.
Комментарии