Народный артист Бурятской АССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный писатель Бурятии, кавалер ордена «Знак Почета», «Трудового Красного Знамени», «Октябрьской революции родился 20 октября 1907 года в селе Нарhата – Толгой Оронгойского сомона Улан- Удэнского района.
С 1916 по 1918 год учился в Жаргалантуйской церковно – приходской школе. В1925 году, одним из первых в улусе вступил в ряды ВЛКСМ и с 1926 – 1928 год находился на комсомольской работе. В 1928 – 1929 учебном году работал учителем родного языка, в 1929 году Намжил Балдано, который к тому времени сочинял пьесы для улусной молодёжи, сам ставил их, порой выступая, как актёр, был направлен на учёбу в Бурятский техникум искусств, который окончил в 1932 году.
По окончании техникума его направляют на работу только что организованный бурятский театр драмы, где он проработал до 1952 года – артистом, режиссёром, художественным руководителем, директором. За это время Н. Г. Балдано присвоены почётные звания заслуженного артиста БурАССР, народного артиста БурАССР и заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Намжилом Балдано с 1928 года написано около 40 драматических произведений, тема которых – борьба за Советы в Забайкалье, классовая борьба в деревне в период коллективизации, братство и дружба народов. В числе пьес, написанных драматургом, такие яркие, ставшие явлением в культурной жизни республики, как «Кулак и подкулачник» (1930), «Прорыв» (1932), «Кто он?» (1933), «Один из многих» (1935), «Два друга» (1936), «Энхэ –Булат – Батор»(1938) и либретто оперы того же названия (1939), «Эржэн» (1940), «Рыбаки Байкала» (1942), «Бабжа – Барас – батор» (1943), «Баян – гол» (1946), «Долине Сахюрты» (1945) и либретто балета «Свет над долиной» (1955), написанная в соавторстве с С.Метелицей пьеса «Забайкальская быль».
Лучшие драматические произведения Н. Г.Балдано были переведены и изданы на русском языке: «Ээнхэ Булат – батор», «Эржэн», «У истока родника», «Пламя»- в издательстве «Советский писатель», куда включены такие крупные драмы, как «Степной сокол», «Сердце Гэсэра» и другие.
В тридцатые годы, когда создавался бурятский драматический театр. Успехи в области искусства были показаны на первой декаде бурятского искусства и литературы в Москве в октябре 1940 года. Первая декада являлась творческим отчётом молодого искусства Бурятии, она была первой среди декад автономных республик.
Успехи бурятского искусства были высоко оценены партией и правительством Советского Союза. Бурятский музыкально – драматический театр был награждён орденом Ленина. Н. Г. Балдано было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Все, кто работал с ним много лет, общался с ним или знал почтенным аксакалом, живым воплощением Саган убугуна – Белого старца – мудреца, признают его талант многогранный, благородный, и талант этот был на редкость трудолюбивый и целеустремленный. На каком поприще бы ни трудился Н. Г. Балдано, повсюду добивался всеобщего признания. И в творчестве достигал неизменно самой вершины. Он двадцать лет играл на сцене Бурятского театра драмы, сам ставил спектакли и был удостоен звания – народный артист Бурятии. В 1948 году был назначен художественным руководителем – главным режиссером и директором родного театра.
А начинал свою творческую деятельность Н. Г. Балдано как писатель. С 1928 года он сочинял сценки и одноактные пьески для самодеятельных кружков родного улуса Оронгой, ставили их и в соседних – Жаргалантуе, Баянголе, Янгажине. А в 1932 г. Произошли два самых памятных события в его жизни: он как актер закончил Бурятский техникум искусств, а новый Бурятский театр драмы открыл свой первый сезон спектаклем по его пьесе «Прорыв».
Это была большая честь для молодого начинающего драматурга. И спектакль стал настоящей удачей, явлением в культурной жизни республики. Многие годы держался в репертуаре театра. С тех пор почти в каждом сезоне театра шли постановки по пьесам Намжила Балдано. Их тематика отражала современную жизнь. Показывала думы и чаяния тружеников деревни, события и факты 30-х 40-х годов. Актуальность пьес Н. Г. Балдано находила живой отклик у зрителей.
Затем Н. Г. Балдано приступил к освоению богатейшего фольклорного материала – духовного наследия родного народа героических сказаний, улигеров. Он сочинил либретто первой бурятской оперы «Энхэ – Булат баатар», музыку написал композитор Маркиан Фролов. В основе либретто – исторические песни и легенды о Шоно Баатаре, любимом герое бурятского народа. Н. Г. Балдано отобрал из фольклора наиболее характерные и выразительные сцены и эпизоды, а героические черты характера народного заступника обобщил в образе другого баатара по имени Энхэ – Булат: он настоящий борец за социальную справедливость, умело и мужественно защищал родину от иноземных захватчиков. Эта патриотическая идея всегда созвучна чаяниям народа. Спектакль получился яркий, красочный, вобрал в себя также и колоритные обычаи, обряды и образный язык народа..
Лирическая комедия «Эржен» и опера «Энхе – Булат баатар» стали замечательными сценическими спектаклями. Они были показаны в 1940 году во время первой декады литературы и искусства Бурятии в Москве. За плодотворную деятельность актер и драматург Н. Г. Балдано тогда был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Бурятский фольклор прочно вошел в творчество Н. Г. Балдано. Используя его образы и сюжеты. В 1943 году он написал пьесу «Бабжа – Барас баатар». И после войны он сочинил немало пьес на сюжеты тогдашней жизни.
Одновременно Н. Г. Балдано пишет либретто опер и балетов. Самым значительным событием театральной жизни республики стала постановка балета «Красавица Ангара». Либретто принадлежит Н. Г. Балдано. Спектакль был показан в 1959 году на 2-й декаде бурятской культуры в Москве. Получил высокие отзывы мастеров искусства страны. И до сих пор три десятилетия он является украшением сцены Бурятского театра оперы и балета. В то время Н. Г. Балдано возглавлял правление Союза писателей Бурятии – с 1954 по 1965 г. Он трижды избирался депутатом Верховного Совета республики. И продолжал активно сочинять.
И тут хочу особо выделить тему Гэсэриады в творчестве Н. Г. Балдано. В 1967 году он написал либретто балета «Гэсэр», позже, в 1972 году, спектакль шел под названием «Сын земли». Так впервые было воплощено на сцене великое поэтическое наследие бурят – героический эпос «Абай Гэсэр». Спектакль был итогом большой тридцатилетней работы над текстом улигера. С эпосом «Абай Гэсэр» связана многолетняя и не менее славная творческая страница жизни и творчества Н. Г. Балдано.
Комментарии