Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Учителя во время войны

15 февраля 2012
Учителя во время войны

Учитель  равен  солдату – герою…

На третьем фронте,

Вставая горою –

На фронте учебы, на фронте книг

Учитель равен солдату-герою,

Тот же буденовец и фронтовик.

 

 

22 июня 1941 года на нашу Советскую Родину предательски напала фашистская Германия. Коммунистическая партия призвала советский народ к борьбе с фашистскими захватчиками. Весь советский народ, как один, поднялся на защиту своей Родины, еще более сплотился вокруг партии и правительства, проявил горячий патриотизм, мужество и героизм, организованность и дисциплину как на фронте, так и в тылу.
Обстановка невиданной в истории Великой Отечественной войны не могла не сказаться на народном образовании и на деятельности советской школы. Многие тысячи учащихся старших классов, учителей и студентов, объятые могучим патриотическим порывом, ушли в народное ополчение, в Красную Армию, в партизанские отряды.

 

Великая Отечественная война затронула все сферы жизни общества, наложила свой глубокий отпечаток на учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях. Она стала суровым испытанием советской системы образования, политических и деловых качеств всей интеллигенции, в том числе учительства, возглавившего в те годы широкое движение школьной молодёжи в поддержку фронта и Красной Армии.

 

В годы Великой Отечественной войны, когда подавляющая часть взрослого мужского населения была мобилизована на фронт для защиты Родины от фашистских захватчиков, а их места в промышленности и на колхозных полях заняли женщины и старики, Педагогические и ученические коллективы школ составили крупное формирование тылового социума, осуществлявшее широкую общественно-полезную деятельность. Формы этой деятельности были различны: от агитационно-пропагандистской массовой работы, концертов и помощи раненым бойцам в госпиталях до сбора средств на постройку военной техники и сельхозработ. Все это коснулось и нашего села. Беря пример со своих учителей, школьники военной поры как могли, не жалея сил, приближали миг долгожданной Победы, своим трудом внося вклад в общее дело борьбы с немецкими агрессорами. Между школами и школьными отрядами повсеместно разворачивалось социалистическое соревнование за лучшую организацию сельхозработ. Самых высоких результатов в этой деятельности добивались каленовские дети.

 

В годы войны активизировалось тимуровское движение. В июле 1941 г. в «Учительской газете» было опубликовано обращение к пионерам, в котором излагалось содержание тимуровской работы: «Возьмите под свою защиту и заботу семьи и квартиры красноармейцев, помогайте их женам в хозяйстве, ухаживайте за малолетними детьми». Помощь тимуровцев была различной: забота о детях и престарелых, помощь многодетным семьям и семьям красноармейцев, участие в осуществлении всеобуча, контроль за посещаемостью и дисциплиной и т.п. «Юные патриоты тимуровцы, - писали в письме фронтовикам,- повседневно помогают сотням семей красноармейцев, они стали своими в Ваших семьях – ухаживают за маленькими ребятами, носят воду, колют дрова, ходят в магазины за продуктами…».     

 

С первых же дней войны учителя и учащиеся развернули широкую общественно полезную работу. Важнейшей задачей школы в то время была забота о здоровье детей. По указанию партии было организовано специальное питание детей фронтовиков, детей, эвакуированных из прифронтовой полосы, и вообще детей, слабых здоровьем.

 

В военных условиях советской школе предстояло продолжить работу по охвату всех детей школьного возраста всеобщим обучением; придать преподаванию основ наук большую идейно-политическую направленность, обеспечить необходимую физическую подготовку учащихся, организовать агротехническую подготовку молодежи для широкого ее участия в общественно полезном труде; развернуть массовую оборонную и политико-просветительную работу среди населения; наладить труд школьников для оборонных нужд на предприятиях и в сельском хозяйстве. Со всеми этими сложными задачами советские учителя успешно справились.

Борьба советского народа с фашистскими захватчиками выдвинула ряд требований, изменивших учебно-воспитательную работу. Всему преподаванию, всей воспитательной работе в школе был придан боевой, патриотический характер. Изменился характер преподавания литературы, истории, географии. Юноши и девушки вдохновлялись образами молодых героев — Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Саши Чекалина, Александра Матросова, Николая Гастелло и других.

 

На местах была развернута значительная работа по пересмотру программ таких предметов, как физика, химия, биология. Содержанию преподавания был придан более практический характер, устанавливалась более тесная связь школьных курсов с жизнью, вводились военно-оборонные темы. С начала 1941/42 учебного года было введено изучение основ сельского хозяйства.

Согласно специальному решению правительства с начала 1943 года при некоторых школах  стали открываться учебно-производственные мастерские. В ряде случаев учащиеся старших классов вовлекались в оборонную работу на предприятиях или работали в мастерских бытового обслуживания: по ремонту электроприборов и т. п. В этом полезном и важном деле принимали участие и учителя как руководители ученических бригад. Наставниками и старшими друзьями каленовских школьников были: Краснова Агния Михайловна, Мельникова (Житихина) Любовь Петровна, Рещикова Елизавета Петровна, Шишкина (Макарова) Мария Михайловна,  военрук Котлыков Владимир Семенович, Титова (Буркова) Галина Елизаровна и Дружинина (Толстихина) Клавдия Ивановна. (приложение 5-7)

О некоторых из них хотелось бы рассказать подробно.

   

Титова (Буркова) Галина Елизаровна родилась в семье крестьянина – середника в 1921 году в селе Калёново. после окончания начальной школы училась в городе Улан-Удэ, где поступила в педагогическое училище, чтобы осуществить свою мечту стать учителем. Свою педагогическую деятельность начала с Десятниковской школы Тарбагатайского района в 1940 году. Все военные годы прошли в этом селе.  «Особенно запомнились первые годы работы в школе. Шла война. Не хватало чернил, бумаги, писали на газетах. Исключительное место в общественно - полезной деятельности учительства и школьников в годы войны принадлежало сельскохозяйственному труду.

 

Поэтому после учебы учителя и учащиеся нашей школы самоотверженно трудились на колхозных полях и огородах, пасли колхозный скот, ухаживали за птицей. Во время уборки урожая,- рассказывала Галина Елизаровна, - мы всей школой выходили на поля. Ребята вместе с нами, учителями, помогали убирать хлеб, копали картофель и собирали овощи». В те трудные дни колхозы и совхозы были во многом обязаны юным патриотам-школьникам и их наставникам – учителям.

 

«Огромную культурно-массовую работу осуществляли в военные годы педагогический коллектив нашей школы. Уже 22 июня 1941 г. была создана концертная бригада  пионеров, в которую вошли как его воспитанники, так и сотрудники. Участники бригады побывали во многих колхозных бригадах и фермах.»

 

В 1947 году вернулась в родное село Калёново, где работала учителем начальных классов до ухода на пенсию, т.е. до 1976 года. Не одно поколение сельчан прошли через любовь и заботу первой учительницы. Галине Елизаровне 89 лет, но она очень бодрая в хорошем расположении духа. Скромная, немногословная, всю свою душу отдала детям, прививала любовь к доброму, прекрасному. Её бывшие ученики часто навещают, помнят и любят. Галина Елизаровна говорит «Все ученики, которые учились у меня  до сих пор мне дороги».

 

Награждена грамотами и медалями «За трудовую доблесть», «Ветеран труда».                                          

 

Шишкина (Макарова)Мария Михайловна

   Учитель  начальных классов.родилась в 1924 году. в 1936 году окончила Калёновскую школу и дальше училась в Улан-Удэ. В 1941 году поступила в педагогическое училище, уже шла война их перевели «в Загустай Селенгинского района, думали, что там в деревне нам будет легче с питанием, но оказалось, очень сильно голодали из этого ничего хорошего не вышло, поэтому нас вернули в город. Давали по 600граммов  хлеба. Многие становились донорами, сдавали свою кровь».

После успешного окончания педучилища приехала в родное село работать учителем начальных классов. С 1943 по 1979 г. она посвятила себя школе, отдавая все свои знания, свою доброту и любовь детям. Она рассказывала:

«Пионеры сороковых годов очень хорошо знали лозунги: «Пионеры, поможем фронту!», «Смелого пуля боится, смелого штык не берет!», «Не оставим колоска в поле!», и «Все для фронта! Все для Победы!» Дети в классе всегда были, как на подбор, хорошо учились, были трудолюбивыми и ответственными, работать с такими ребятами было одно удовольствие».

   За время работы Мария Михайловна отличалась трудолюбием, постоянным поиском чего-то нового, стремлением усовершенствовать учебно-воспитательный процесс. Активно участвовала в общественной жизни  школы и села, неоднократно избиралась председателем профсоюзного комитета школы. Отличали Марию Михайловну душевная доброта, справедливость, требовательность к себе и учащимся.

Награждена множеством грамот и медалями  «За трудовую доблесть», «Ветеран труда».

  

Дружинина  (Толстихина) Клавдия Ивановна 

 

Родилась в 1924 году в селе Калёново и училась в начальных классах в родном селе. После окончания в 1942 году Краснояровской средней школы поступила в Учительский институт Бурятской АССР. С 1944 года начала преподавать в начальных классах, а затем после окончания заочного отделения Бурятского педагогического института в 1979 году работала учителем истории и географии в нашей родной школе. Бабушка рассказывает: «Учителя своим примером вдохновляли детей на самоотверженный труд   и широкую общественную  деятельность на благо Родины и приближение Победы. Между школами и школьными отрядами повсеместно разворачивалось социалистическое соревнование  за лучшую организацию сельхозработ. Самых высоких результатов в этой деятельности добивались каленовские дети.» также она говорила, что «достигнуть цели можно при твердости в убеждениях, упорстве, собранности и любви к знаниям», она нас – её внуков учит этому. Я очень люблю свою бабушку и горжусь тем, что она есть у меня, и окружает нас своей добротой и любовь. Моя  бабушка награждена медалями «За трудовую доблесть», «Ветеран труда». (приложение 10)

 

Будучи непременными участниками многих патриотических дел, осуществляя огромную общественно-полезную деятельность, педагогические и ученические коллективы школ Бурятии являлись частью борющегося народа. За делами школьников, конечно же, стояли взрослые, в первую очередь педагоги и воспитатели, считавшие гражданское воспитание подрастающего поколения, вовлечение детей и подростков в активную общественно-полезную работу приоритетным направлением в своей деятельности. Идя в авангарде всех трудовых и культурно-массовых мероприятий, учителя своим примером вдохновляли детей на самоотверженный труд и широкую общественную деятельность на благо Родины и приближение Победы, культивируя в юных сердцах уверенность в том, что «нельзя победить страну, в которой даже дети горят единым желанием помочь фронту разгромить врага»

Сороковые - роковые не забыть нам эти годы никогда. Золотыми станицам выписаны они в нашу Отечественную историю. Мы никогда не забудем подвиги наших отцов, дедов и прадедов, а также учителей, ведь они,  как воины-герои, буденовцы и фронтовики достойны Славы.  (приложение 11)

 

 Длившаяся 1416 дней борьба советского народа за свою свободу и независимость окончилась полной победой. Она потребовала самоотверженного труда людей в тылу и личного мужества, геройства и готовности к самопожертвованию воинов во имя свободы и независимости.  Победа 1945 года произошла благодаря отваге и смелости советских людей, в числе, которых были наши земляки. Мы никогда не забудем подвиги учителей, ведь они,  как воины-герои, буденовцы и фронтовики  достойны Славы.

 

 

Используемая литература:

1. Подарочный  календарь 1997-1998 учебного года 100лет Калёновской школе

2. Школьная Энциклопедия «Руссика». История России. 20 век.-М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.

3. Беседы с родными и близкими, участниками событий:

Информаторы:

Шишмарев Иван 1994г.р, ул. Толстихина, 109

Дружинин Н.Н. 1961 г.р., ул. Толстихина, 64

Дружинина Клавдия Ивановна 1924г.р., Толстихина, 66

Автор: Полина
Просмотров: 24965

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -