Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Баяртуев Бата Дугаржапович

8 февраля 2012
Баяртуев Бата Дугаржапович
Баяртуев Бата Дугаржапович

Баяртуев Бата Дугаржапович– первый заведующий кафедрой бурятской литературы БГУ,филолог – бурятовед, общественный деятель, неукротимый борец, сын- патриот  своего народа.

 

Он представлял славную когорту выпускников отделения русско – бурятской филологии историко – филологического факультета БГПИ им. Д.Банзарова, работал в должности старшего преподавателя, доцента, профессора БГУ, был замечательным ученым, педагогом, наставником, незаурядной Личностью, Человеком поистине  подвижнического склада. Бата Баяртуев один из лидеров  нации.

 

Б. Д. Баяртуев родился 6 июня 1950 г. в с. Загустай Кижингинского района.После окончания  в 1967 году Кижингинской средней школы№1 им. Х. Намсараева,  поступил в Бурятский педагогический институт. После окончания в 1975 г. отделение русско-бурятской филологии историко – филологического факультета БГПИ им. Д. Банзарова, работал учителем русского и бурятского языков  в Чесанской средней школе, в 1977 году был переведен в Усть-Оротскую  среднюю школу завучем по внеклассной и воспитательной работе.

 

В 1979 г. Бата Дугаржапович был принят в Бурятский институт общественных наук старшим лаборантом сектора литературоведения, фольклористики и искусствоведения. В 1980-83 г.г. учился в очной аспирантуре  БИОН СО АН СССР  по специальности - "Литература народов СССР".  В 1989 г. - научный сотрудник. В 1979 -1991 гг. – в БИОН СО АН СССР. В 1998-1999 г.г. Б.Д. Баяртуев работал заведующим кафедрой бурятской литературы БГУ. С 1998-1999 г.г. - ведущий научный сотрудник отдела литературоведения, фольклористики Института монголоведения буддологии и тибетологии СО РАН. В 2003 г. был избран заведующим кафедрой бурятской литературы БГУ.  

 

В 1991 -2002 гг. являлся вице- президентом ВАРК (Всебурятской Ассоциации развития культуры), в  1998 -2003 гг. замещал должности старшего преподавателя, доцента, профессора кафедры бурятской литературы, был членом диссертационного совета Д 212.022.04 при БГУ (с 2003 г.). В последние годы работал в ИМБТ СО РАН (с 1999 г.), заведовал отделом литературоведения и фольклористики (с 2003 г.), был председателем диссертационного совета Д 003.027.02 при ИМБТ СО РАН (с 2004 г.), президентом МОД ВАРК (с 2004 г).

 

Б. Д. Баяртуев – учёный – литературовед и фольклорист, защищал в 1987 г. Диссертацию на соискание учёной степени кандидата наук по специальности 10.01.03. -  литература народов СССР, в 2001 г. – диссертацию на соискание учёной степени доктора наук по специальности 10.01.09. – фольклористика по филологическим наукам.

 

Широко известный не только у нас в Бурятии, но и за ее пределами общественный деятель, президент Всебурятской Ассоциации развития культуры, учёный Бата Дугаржапович Баяртуев пришёл в науку в 1980 г. Его разносторонние способности проявились ещё во время учебы в бурятском отделении  Бурятского педагогического  института им. Д. Банзарова. Бата Дугаржапович начал проявлять свои способности, обладая превосходным музыкальным слухом, чувством ритма танца. В студенческие годы он был активным участником ансамбля «Байкальские волны». Бата Баяртуев писал стихи, выступал с оригинальными докладами на вузовских научно – практических конференциях.

 

Бата Дугаржапович отдал предпочтение науке, связал свою жизнь с научной деятельностью в области  любимой им бурятской литературы и фольклора. Его интересовала дореволюционная бурятская литература, её художественно – эстетические истоки. В начале он увлекся художественной письменной традицией бурятской литературы, для чего овладел старомонгольской письменностью.

 

Далее занялся исследованием индийской, тибетской и монгольской литературных произведений. В итоге Бата Дугаржапович написал и защищал в 1987 г. Кандидатскую диссертацию на тему «Мотивы и сюжеты «Панчатантры» в бурятской литературе  дооктябрьского периода». В ней впервые в истории бурятской литературы  и литературоведения он обобщил обширный материал памятников бурятской письменной литературы 19   и начала    20 вв., изучил историю и превращение их в самостоятельные национально – бурятские  версии рассказов из крупнейшего индийского сочинения «Панчатантра».

 

В своей работе он убедительно аргументировал,  что дореволюционная бурятская литература имела широкие связи с монгольской, тибетской и индийской литературами, литературно – художественный процесс Бурятии не протекал изолированно, а развивался в тесном взаимодействии и взаимосвязи с литературными процессами народов Центральной и  Юго – Восточной Азии. Бата Дугаржапович Баяртуев на конкретных примерах раскрыл процесс проникновения в Бурятию через  Тибет и Монголию сюжетов и мотивов художественных произведений Индии, в том числе и знаменитой «Панчатантры».

 

Более того, анализируя такие произведения бурятских писателей 19 в.:  «Комментарий к «Капле, питающей людей» Р.Номтоева, «Сокровищница благих речений» Г. Дылгырова, «Букет белых лотосов» Г. Тугулдурова и др. Б. Д. Баяртуев впервые в истории бурятской литературы установил факты самостоятельной художественной переработки одного и того же источника.

 

На основе сравнительно – сопоставительного анализа монгольских, тибетских, и бурятских текстов он показал, что  на каждой национальной почве рассказы «Панчатантры» претерпевают закономерные изменения, приобретают национальные качества. Сравнительно – сопоставительный анализ позволил Б.Д.Баяртуеву выявить, что в общей сложности в Монголии и Бурятии  распространилось 37 сюжетов из «Панчатантры», что во всех бурятских и монгольских версиях  совпадают 22 сюжета и рассказы из «Панчатантры» составляют77% постоянного состава рассказов монголо – бурятских сборников «Панчатантры».

 

Появляются субхашиты –  и  комментарии к ним – «тайлбури». Чтобы легко запомнилось и читалось,  субхашиты  создавались в виде коротких стихов и привлекались в неразрывном единстве  с комментирующими их увлекательными рассказами, притчами и сказками, нередко  из классической литературы  народов Индии, Тибета и Монголии. Ярким примером является «Зерцало мудрости» Э.Х.Галшиева , написанное в жанре субхашита.

 

Некролог Б.Д Баяртуев - президент Всебурятской Ассоциации развития культуры, научный сотрудник, доктор филологических наук, заведующий отдела литературоведения и фольклористики Института монголоведение буддологии и тибетологии СО РАН, заместитель Председателя Диссертационного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций, заслуженный работник культуры республики Бурятия. В 1987 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме "Мотивы и сюжеты «Панчатантры» в бурятской литературе дооктябрьского периода", которая послужила основой кандидатской диссертации.Он посвятил ряд научных статей влиянию общемонгольской  литературной традиции на развитие бурятской литературы и освоению индо – тибетской художественной традиции в нашей литературе.

 

По теме докторской диссертации в2001 году опубликовал монографию «Предыстория литературы бурят – монголов».  В 2002 г. - докторскую диссертацию по теме "Фольклорные истоки литературы бурят-монголов". До последнего времени Бата Дугаржапович являлся научным руководителем проекта «Фольклор и литература народов Байкальского региона: традиции и современные процессы», работал над темами «История бурятской литературы дооктябрьского периода и "Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока".

 

Круг научных интересов ученого: история и теория фольклора и литературы, история и этнография монголоязычных народов, мировоззрение бурят: шаманизм и буддизм. Бата Дугаржапович являлся членом специализированного совета по защитам докторских и кандидатских диссертаций Бурятского государственного университета по литературе народов Российской Федерации и русской литературе, заместителем председателя Совета по защитам докторских и кандидатских диссертаций по языкознанию и фольклористике ИМБиТ СО РАН. Был научным руководителем многих аспирантов. 

 

Бата Дугаржапович был одним из организаторов встречи Его Святейшества Далай ламы XIV в Бурятии, Калмыкии и Туве. Он также один из организаторов Гэсэриады, серии телемарафонов, посвященных возрождению буддизма в России и строительству дацанов в этнической Бурятии, разных конкурсов и фестивалей по возрождению культуры бурятского народа, конференций, круглых столов, семинаров по проблемам бурятского народа. В 2005 году организовал международный фестиваль "Мода монголов мира "Торгон зам".

 

Б.Д.Баяртуев  включился в активный поиск путей и форм перестройки общественного сознания , возвращения народу исторической правды, восстановления забытых имён выдающихся национальных деятелей. Им были изучены рукописные, документальные и литературные материалы, проведена кропотливая работа в архивах с целью восстановления имён этих деятелей. Перу его принадлежат  очерки о родоначальниках галзутов  Шэлдэй – Занги, о таких выдающихся учёных, религиозных и общественных деятелях, как Галсан – Жимба Дылгыров, Ринчин Номтоев, Цырен – Анчик Дугарнимаев и другие вошедшие в серию «Выдающиеся деятели Бурятии».

 

Немало внимания уделяет  анализу конкретных памятников фольклора и литературы, в частности, «Повествование о Бальжин  хатун» и « Повести – легенде о Бальжин – хатун».Причем «Повествование о Бальжин  хатун» рассматривается как памятник историографии, фольклора и литературы бурят – монолов,  а  « Повесть – легенда о Бальжин – хатун» - как один из первых памятников художественной литературы бурят – монголов, как полноценное художественное произведение.

 

Бата Дугаржапович Баяртуев был народным  трибуном, прекрасным оратором, являлся видным общественным деятелем и талантливым ученым, одним из ярких лидеров бурятской нации. Заслуга  Б.Д.Баяртуева  заключается  в том, что он сумел показать развитие  литературы бурят в контексте с развитием общемонгольской литературы. 

 

Он аппелирует категориями «большого времени», прослеживает путь развития литературы от истоков до начала 20 века. Он отвергает идеологические  стереотипы, не стал связывать литературный процесс с революционными событиями, политическими переменами. В опубликованных работах  Баяртуева, в том числе и в монографии «Предыстория литературы бурят – монголов», отмечается, что зарождение бурятской литературы имело исторические предпосылки и закономерности.

 

Он убедительно доказал, что бурят – монгольский народ имел богатое литературное наследие, фольклорно – литературные, историко – хроникальные сочинения, созданные на классической, старомонгольской письменности, начиная с рубежа 16-17 вв. Он писал, что поэтика бурятской литературы средневековья и нового времени напрямую связана с поэтикой народного фольклора, фольклор питает литературу, в том числе и буддийскую, а литература в свою очередь питает устное народное творчество. Научные труды Б.Д.Баяртуева имеют большое теоретическое и практическое значение, его творческое наследие неоценимо.

 

В них поставлены сложные вопросы истории, религии, письменности, фольклора, этнографии, литературы, этногенеза бурят, вносящий большой вклад  в бурятское литературоведение, фольклористику и, несомненно, будет способствовать дальнейшему исследованию проблем зарождения и развития бурятской литературы и бурятской культуры в целом.

 

Бесконечно жаль, Бата Дугаржапович Баяртуев  ушёл из жизни на 56 году жизни в расцвете сил и таланта. Родиной его была Кижинга. Светлая память о неординарного человека, крупного общественного деятеля и учёного, отдавшего весь свой ум и талант, всю свою волю и энергию процветанию родного бурят – монгольского народа, занимательном человеке и надежном друге, талантливом ученом и отличном организаторе, настоящем патриоте Бурятии и России навечно сохранится в наших сердцах.

 

Рассказала Намсараева Ч.А.

 


Автор: zagustai
Просмотров: 4416

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -