Баяртуев Бата Дугаржапович– первый заведующий кафедрой бурятской литературы БГУ,филолог – бурятовед, общественный деятель, неукротимый борец, сын- патриот своего народа.
Он представлял славную когорту выпускников отделения русско – бурятской филологии историко – филологического факультета БГПИ им. Д.Банзарова, работал в должности старшего преподавателя, доцента, профессора БГУ, был замечательным ученым, педагогом, наставником, незаурядной Личностью, Человеком поистине подвижнического склада. Бата Баяртуев один из лидеров нации.
Б. Д. Баяртуев родился 6 июня 1950 г. в с. Загустай Кижингинского района.После окончания в 1967 году Кижингинской средней школы№1 им. Х. Намсараева, поступил в Бурятский педагогический институт. После окончания в 1975 г. отделение русско-бурятской филологии историко – филологического факультета БГПИ им. Д. Банзарова, работал учителем русского и бурятского языков в Чесанской средней школе, в 1977 году был переведен в Усть-Оротскую среднюю школу завучем по внеклассной и воспитательной работе.
В 1979 г. Бата Дугаржапович был принят в Бурятский институт общественных наук старшим лаборантом сектора литературоведения, фольклористики и искусствоведения. В 1980-83 г.г. учился в очной аспирантуре БИОН СО АН СССР по специальности - "Литература народов СССР". В 1989 г. - научный сотрудник. В 1979 -1991 гг. – в БИОН СО АН СССР. В 1998-1999 г.г. Б.Д. Баяртуев работал заведующим кафедрой бурятской литературы БГУ. С 1998-1999 г.г. - ведущий научный сотрудник отдела литературоведения, фольклористики Института монголоведения буддологии и тибетологии СО РАН. В 2003 г. был избран заведующим кафедрой бурятской литературы БГУ.
В 1991 -2002 гг. являлся вице- президентом ВАРК (Всебурятской Ассоциации развития культуры), в 1998 -2003 гг. замещал должности старшего преподавателя, доцента, профессора кафедры бурятской литературы, был членом диссертационного совета Д 212.022.04 при БГУ (с 2003 г.). В последние годы работал в ИМБТ СО РАН (с 1999 г.), заведовал отделом литературоведения и фольклористики (с 2003 г.), был председателем диссертационного совета Д 003.027.02 при ИМБТ СО РАН (с 2004 г.), президентом МОД ВАРК (с 2004 г).
Б. Д. Баяртуев – учёный – литературовед и фольклорист, защищал в 1987 г. Диссертацию на соискание учёной степени кандидата наук по специальности 10.01.03. - литература народов СССР, в 2001 г. – диссертацию на соискание учёной степени доктора наук по специальности 10.01.09. – фольклористика по филологическим наукам.
Широко известный не только у нас в Бурятии, но и за ее пределами общественный деятель, президент Всебурятской Ассоциации развития культуры, учёный Бата Дугаржапович Баяртуев пришёл в науку в 1980 г. Его разносторонние способности проявились ещё во время учебы в бурятском отделении Бурятского педагогического института им. Д. Банзарова. Бата Дугаржапович начал проявлять свои способности, обладая превосходным музыкальным слухом, чувством ритма танца. В студенческие годы он был активным участником ансамбля «Байкальские волны». Бата Баяртуев писал стихи, выступал с оригинальными докладами на вузовских научно – практических конференциях.
Бата Дугаржапович отдал предпочтение науке, связал свою жизнь с научной деятельностью в области любимой им бурятской литературы и фольклора. Его интересовала дореволюционная бурятская литература, её художественно – эстетические истоки. В начале он увлекся художественной письменной традицией бурятской литературы, для чего овладел старомонгольской письменностью.
Далее занялся исследованием индийской, тибетской и монгольской литературных произведений. В итоге Бата Дугаржапович написал и защищал в 1987 г. Кандидатскую диссертацию на тему «Мотивы и сюжеты «Панчатантры» в бурятской литературе дооктябрьского периода». В ней впервые в истории бурятской литературы и литературоведения он обобщил обширный материал памятников бурятской письменной литературы 19 и начала 20 вв., изучил историю и превращение их в самостоятельные национально – бурятские версии рассказов из крупнейшего индийского сочинения «Панчатантра».
В своей работе он убедительно аргументировал, что дореволюционная бурятская литература имела широкие связи с монгольской, тибетской и индийской литературами, литературно – художественный процесс Бурятии не протекал изолированно, а развивался в тесном взаимодействии и взаимосвязи с литературными процессами народов Центральной и Юго – Восточной Азии. Бата Дугаржапович Баяртуев на конкретных примерах раскрыл процесс проникновения в Бурятию через Тибет и Монголию сюжетов и мотивов художественных произведений Индии, в том числе и знаменитой «Панчатантры».
Более того, анализируя такие произведения бурятских писателей 19 в.: «Комментарий к «Капле, питающей людей» Р.Номтоева, «Сокровищница благих речений» Г. Дылгырова, «Букет белых лотосов» Г. Тугулдурова и др. Б. Д. Баяртуев впервые в истории бурятской литературы установил факты самостоятельной художественной переработки одного и того же источника.
На основе сравнительно – сопоставительного анализа монгольских, тибетских, и бурятских текстов он показал, что на каждой национальной почве рассказы «Панчатантры» претерпевают закономерные изменения, приобретают национальные качества. Сравнительно – сопоставительный анализ позволил Б.Д.Баяртуеву выявить, что в общей сложности в Монголии и Бурятии распространилось 37 сюжетов из «Панчатантры», что во всех бурятских и монгольских версиях совпадают 22 сюжета и рассказы из «Панчатантры» составляют77% постоянного состава рассказов монголо – бурятских сборников «Панчатантры».
Появляются субхашиты – и комментарии к ним – «тайлбури». Чтобы легко запомнилось и читалось, субхашиты создавались в виде коротких стихов и привлекались в неразрывном единстве с комментирующими их увлекательными рассказами, притчами и сказками, нередко из классической литературы народов Индии, Тибета и Монголии. Ярким примером является «Зерцало мудрости» Э.Х.Галшиева , написанное в жанре субхашита.
Некролог Б.Д Баяртуев - президент Всебурятской Ассоциации развития культуры, научный сотрудник, доктор филологических наук, заведующий отдела литературоведения и фольклористики Института монголоведение буддологии и тибетологии СО РАН, заместитель Председателя Диссертационного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций, заслуженный работник культуры республики Бурятия. В 1987 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме "Мотивы и сюжеты «Панчатантры» в бурятской литературе дооктябрьского периода", которая послужила основой кандидатской диссертации.Он посвятил ряд научных статей влиянию общемонгольской литературной традиции на развитие бурятской литературы и освоению индо – тибетской художественной традиции в нашей литературе.
По теме докторской диссертации в2001 году опубликовал монографию «Предыстория литературы бурят – монголов». В 2002 г. - докторскую диссертацию по теме "Фольклорные истоки литературы бурят-монголов". До последнего времени Бата Дугаржапович являлся научным руководителем проекта «Фольклор и литература народов Байкальского региона: традиции и современные процессы», работал над темами «История бурятской литературы дооктябрьского периода и "Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока".
Круг научных интересов ученого: история и теория фольклора и литературы, история и этнография монголоязычных народов, мировоззрение бурят: шаманизм и буддизм. Бата Дугаржапович являлся членом специализированного совета по защитам докторских и кандидатских диссертаций Бурятского государственного университета по литературе народов Российской Федерации и русской литературе, заместителем председателя Совета по защитам докторских и кандидатских диссертаций по языкознанию и фольклористике ИМБиТ СО РАН. Был научным руководителем многих аспирантов.
Бата Дугаржапович был одним из организаторов встречи Его Святейшества Далай ламы XIV в Бурятии, Калмыкии и Туве. Он также один из организаторов Гэсэриады, серии телемарафонов, посвященных возрождению буддизма в России и строительству дацанов в этнической Бурятии, разных конкурсов и фестивалей по возрождению культуры бурятского народа, конференций, круглых столов, семинаров по проблемам бурятского народа. В 2005 году организовал международный фестиваль "Мода монголов мира "Торгон зам".
Б.Д.Баяртуев включился в активный поиск путей и форм перестройки общественного сознания , возвращения народу исторической правды, восстановления забытых имён выдающихся национальных деятелей. Им были изучены рукописные, документальные и литературные материалы, проведена кропотливая работа в архивах с целью восстановления имён этих деятелей. Перу его принадлежат очерки о родоначальниках галзутов Шэлдэй – Занги, о таких выдающихся учёных, религиозных и общественных деятелях, как Галсан – Жимба Дылгыров, Ринчин Номтоев, Цырен – Анчик Дугарнимаев и другие вошедшие в серию «Выдающиеся деятели Бурятии».
Немало внимания уделяет анализу конкретных памятников фольклора и литературы, в частности, «Повествование о Бальжин хатун» и « Повести – легенде о Бальжин – хатун».Причем «Повествование о Бальжин хатун» рассматривается как памятник историографии, фольклора и литературы бурят – монолов, а « Повесть – легенда о Бальжин – хатун» - как один из первых памятников художественной литературы бурят – монголов, как полноценное художественное произведение.
Бата Дугаржапович Баяртуев был народным трибуном, прекрасным оратором, являлся видным общественным деятелем и талантливым ученым, одним из ярких лидеров бурятской нации. Заслуга Б.Д.Баяртуева заключается в том, что он сумел показать развитие литературы бурят в контексте с развитием общемонгольской литературы.
Он аппелирует категориями «большого времени», прослеживает путь развития литературы от истоков до начала 20 века. Он отвергает идеологические стереотипы, не стал связывать литературный процесс с революционными событиями, политическими переменами. В опубликованных работах Баяртуева, в том числе и в монографии «Предыстория литературы бурят – монголов», отмечается, что зарождение бурятской литературы имело исторические предпосылки и закономерности.
Он убедительно доказал, что бурят – монгольский народ имел богатое литературное наследие, фольклорно – литературные, историко – хроникальные сочинения, созданные на классической, старомонгольской письменности, начиная с рубежа 16-17 вв. Он писал, что поэтика бурятской литературы средневековья и нового времени напрямую связана с поэтикой народного фольклора, фольклор питает литературу, в том числе и буддийскую, а литература в свою очередь питает устное народное творчество. Научные труды Б.Д.Баяртуева имеют большое теоретическое и практическое значение, его творческое наследие неоценимо.
В них поставлены сложные вопросы истории, религии, письменности, фольклора, этнографии, литературы, этногенеза бурят, вносящий большой вклад в бурятское литературоведение, фольклористику и, несомненно, будет способствовать дальнейшему исследованию проблем зарождения и развития бурятской литературы и бурятской культуры в целом.
Бесконечно жаль, Бата Дугаржапович Баяртуев ушёл из жизни на 56 году жизни в расцвете сил и таланта. Родиной его была Кижинга. Светлая память о неординарного человека, крупного общественного деятеля и учёного, отдавшего весь свой ум и талант, всю свою волю и энергию процветанию родного бурят – монгольского народа, занимательном человеке и надежном друге, талантливом ученом и отличном организаторе, настоящем патриоте Бурятии и России навечно сохранится в наших сердцах.
Рассказала Намсараева Ч.А.
Комментарии