Пётр Толстихин родился 25 июня 1894 года в деревне Калёново находящейся в 35км к западу от Верхнеудинска. Ныне входит в состав Иволгинского района. В то далёкоё время на месте Иволгинска стояла всего одна юрта. Селенгинский (ныне Кяхтинский) тракт проходил от левого берега Селенги через Мухинский почтовый станок. Бабкино (ныне Красноярево). Калёново .
Нередко ездили от Шишкина прямо на Кокорино, где рядом находился улус Хурумша. В Калёново успешно процветало кузнечное дело. Основателем кузнечного ремесла был один из каторжников, сбежавший из демидовской неволи на Урале, большой мастер горного дела, далёкий прадед нынешних житетей Калёново. Основная масса кузнецов проживала в Бабкино. Кузнецы из Калёново и Бабкино славились на всю округу. Они умели делать для нужд народа все необходимое для жизни крестьянина: топоры, ножи, косы, лемеха, лопаты, чинили посуду, разные изделия.
О таких кузнецах есть упоминание в рассказе о Гусином озере декабриста Н.А.Бестужева. За многие десятилетия здесь сформировался передовой отряд пролетарского настроения. Они выделялись большой сплочённостью, ненавистью к высокопоставленным чинам, несправедливости и неравноправию. Можно даже грубо сказать, что вся округа в Селенгинском крае чем-то напоминало маленький светоч большого Питера.
Эта округа всегда шла впереди многих событий. Здесь впервые в Западном Забайкалье был построен большой оросительный канал. Название он получал Гильбиринский, так как воду забирал из одноименной речки, текущей в противоположную сторону. Канал протягивался почти на 30км. Его водами поливались низменные участки Иволгинской равнины.
За строительство канала житель села, Афанасий Ефимов был награждён (Золотой медалью) царского двора. Этот канал сохранился до настоящего времени. С точки зрения мелиоративного строительства он является достойным памятником.
Будучи мальчишкой, Пётр Толстихин, тайгу хорошо знал, окрестности. Среди сверстников считался самым решительным и смекалистым. Хорошо познал тяжёлый труд, нелёгкий промысел охотника. Рос общительным, весёлым юношей. В армию призывался в казармах на ст. Дивизионная. Во время первой мировой войны участвовал во многих боях на западных рубежах России.
Здесь сблизился с солдатскими Советами и большевиками. В июле 1917года за отказ от наступления в составе 750человек был арестован и находился в тылу. После Октябрьской революции избирается командиром роты. В 1920году, прибыв на родину, организовал партизанский отряд. В отряд вошли земляки из Калёново, Бабкино и Ключей.
Этот отряд принимал участие в боях под Верхнеудинском, по железной дороге, под Читой, в Восточном Забайкалье и под Волочаевкой. Командовал ротой. Был дважды ранен. После демобилизации назначается начальником милиции Верхнеудинска. В то время это был ещё маленький городок. Беспорядков же происходило уйма, так как проживало много самых разных лиц с явных недовольствием Советской властью.
В городе шла бойкая торговля, действовали спекулянты и скрытые враги. В 1927году, как призывник партийной тысячи, работал на восстановлении и строительстве Николаевско-Уссурийской (ныне Уссурийск) железной дороги. В 1932году, окончил с отличием Ленинградский институт железнодорожного транспорта по специальности (Строительство шоссейных и автомобильных дорог)
Во время учёбы принимал участие в разработке многих объектов строительства. С1930 по 1935годы работал начальником строительства Ангаро-Ленского тракта(бывший Ленский волок) Штаб строительства располагался в Илимске. Этот городок можно считать городом партизанской славы.
Строительство дороги начиналось ещё в дореволюционные годы. Тогда в Илимске насчитывалось более 200 рабочих , часть из которых приняла активное участие в партизанской войне 1918-1920годов. Здесь располагался штаб Северо-Восточного фронта красных партизан Сибири. Еще, будучи в Илимске, Пётр Фёдорович начинает собирать материалы по истории партизанского движения.
В его личном архиве была даже карта партизанских боёв и походов, включая отряды Зверева, Бурлова и Дворянова. Сейчас эти материалы бережно хранятся в школьном музее. К сожалению, все они остаются, без внимания широкой общественности.
В тридцатые годы наша страна испытывала дефицит в золотом рубле, который в значительной массе добывался на приисках Лены. Связь же Ленских золотых приисков с центральными районами шла через волок. Потому, несмотря на тяжёлоё положение в стране, строительство Ангаро-Ленского тракта было включено в государственный план.
В истории Восточной Сибири, после строительства военных дорог, считалось наиболее крупным. За ним уже последовало строительство железной дороги и Западном Забайкалье, затем по линии Тайшет-Братск-Илимск и, наконец, трассы БАМа. С1936года П.Ф.Толстихин работает в Ленинграде.
С первых дней нападения гитлеровской Германии он сражается в рядах защитников Ленинграда. В октябре 1941года на Тихоокеанском направлении получил тяжёлое ранение в голову. В декабре этого же года был ранен вторично. После госпиталя в 1943году участвовал в боях за освобождения Крыма.
После окончания войны, несмотря на тяжёлые ранения, продолжает работать в области различного строительства. Пётр Толстихин награждён правительственными орденами и медалями. Умер от последствия тяжёлых ран 23 августа 1957 года. В его честь и память в родном селе Калёново названа одна из улиц.
В селе под руководством К. И. Ершкова - участника Великой Отечественной войны, одного из самых активных, организаторов военно- патриотической работы создан музей П. Ф. Толстихина. Ещё в 1960 году калёновские школьники совершили поход через гольцы Хамар- Дабана.
Они побывали на Партизанской горе, которая в народе называется Гэршулуун (по-бурятски - каменный дом). В этой школе проводится ежегодно «День Памяти». Он приурочен к 23 февраля, т. е. ко дню Советской Армии. Калёновская школа за воссоздание истории своего края, истории партизан и героев трудовых буден пользуется заслуженным авторитетом и похвалой.
Комментарии