Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Из родового предания рода Һантайтан

23 февраля 2023
Из родового предания рода Һантайтан

Из родового предания рода Һантайтан

Наши предки в конце 17- го и в начале 18го веков проживали в местности Хотогойт в Западной Монголии, предположительно, в районе между озерами Хубсугул и Увс-нуур. Один из наших предков Тоорой Бодон хошууша был военным предводителем. Предание гласит, что его помощником являлся Хаан Буурай батор, и у него была ясновидящая Сэсэн Найрай.

Это было жестокое время междоусобных войн между джунгарским Галдан Бошогто ханом и ханами Халхи, которых поддерживала Цинская империя (Китай). Тоорой Бодон хошууша, выступил  против джунгаров, но потерпев неудачу, вынужден был бежать к халхасскому Тушэтэ хану. Он просился остаться и обосноваться на землях Халхи.  Но в Халхе наших предков приняли враждебно. Тушэтэ хан испугался того, что оправившись и поднявшись на ноги, Тоорой Бодон хошууша может его свергнуть, поэтому  прогнал со своих земель. Тогда Тоорой Бодон повел своих поданных на север, в Прибайкалье. Там они некоторое время кочевали в низовьях рек Белая, Китой, Ангара. Но вскоре ясновидящая Сэсэн Найрай бросила төөрэг, заглядывая в будущее, и изрекла сородичам: «Предчувствую наступление тревожных времен. Слышу звон пустых денег, скоро на эту землю придут урусы-мангуты. Жаль, но мы не сможем остаться здесь,  надо искать новое место для кочевий».

И пришли они на берег Байкала в местность Шэнэһэтэ, где построили шалаши. Старики, дети, женщины остались, а мужчины во главе с Хаан Буурай батором отправились на поиски новых земель для спокойного проживания. Однажды утром волны Байкала прибили к берегу большие щепки. Сэсэн Найрай увидев это, сказала: «Хаан Буурай батор на том берегу, нам нужно туда переправиться».  Предание гласит, что женщины обрезали свои длинные косы, собрали бересту и, сделав из них утлые лодки и плоты, переправились через Байкал, к своим.Так наши предки оказались в Торах (Тункинская котловина). Здесь Сэсэн Найрай бросила төөрэг и изрекла: «Кто будет здесь жить - быть им богатыми и знатными, они не будут знать голода. Остаемся и будем здесь жить».

Потомки Тоорой Бодон хошууша умножились на новом месте. У Мангатая  было семь сыновей. Некоторые из них в поисках пастбищ и охотничьих угодий не раз переправлялись через Хамар Дабаан. Так они и их потомки осваивали север Закамны.

Мы потомки одного из них Бажагадая и его внука Бишыхая. Бажагадай, гласит легенда, был знатным кузнецом. А его праправнуки – сыновья Бато («Батын табан тайлаг») были шаманами-кузнецами. Младший из них Һантай является нашим предком.

Вот что гласит еще одна родовая легенда.

 

У нашего прапрадеда Пингаана было три дочери и не было сына, продолжателя рода. Умные люди посоветовали отправиться в Халха Монголию к Богдо гэгэну, главе буддизма в этой стране. Резиденция Богдо гэгэна находилась в городе Урга (Үргөө, ныне город Улаан-Батор).

В конце 1890-х годов Пингаан только через месяц добрался в Ургу, добился аудиенции у верховного ламы Монголии. Выслушав его просьбу о продолжателе рода, Богдо гэгэн отправил его к высокопоставленному ламе Һогтуу гэгэну. Тот, приняв деда Пингаана, сказал: «Отправляйся на реку Тола (Туул по-монгольски), принеси из ее вод один камень. При этом возьми первый попавшийся камень с закрытыми глазами». Пингаан так и сделал. Һогтуу гэгэн три раза глотал и отрыгивал этот камень. Затем обернул его в хадак и отдал прадеду, сказав: «Отправляйся на Родину. Благодаря этому камню у тебя родится сын».

Спустя время, в 1904 году родился наш будущий дед Данзан. Его настоящее имя было Цыренжап, а имя Данзан ему было дано в Санагинском дацане, где он около двух лет учился хувараком.  Когда с началом революции начались гонения лам и дацаны были разорены, наш дедушка вынужден был вернуться домой. Здесь недолгое время он продолжил обучение у ламы Еши-Хубархай.  Затем дед Данзан самостоятельно продолжил изучение старомонгольского и тибетского языков, на которых после он очень хорошо читал и писал.

В 1941 году мужчины нашего села отправились на войну. Грамотных людей осталось очень мало и наш дедушка около года работал писарем в местном сомоне.  В 1942 году он был призван в армию и проходил службу  на Восточном фронте в Монголии. В 1946 году он был демобилизован и вернулся на Родину. Вернувшись домой дедушка работал в колхозе. С 1950 по 1956 годы он был табунщиком, а с 1957 года до выхода на пенсию работал скотником-пастухом.

Дедушка Данзан еще был умельцем. Он работал как с деревом, так и с железом,  хорошо чинил швейные машины, сепараторы, будильники. К тому же дедушка был костоправом. Он вправлял и лечил сломанные руки и ноги, делал кровопускание людям с давлением, лечил разные недуги при помощи буддийских молитв. Я узнал, что умение лечить людей передалось дедушке от рода дарханов.

Дед Данзан умер в 1979 году в возрасте 75 лет.

З.Р-Д. Доржиев, студент ТК ВСГУТУ

Просмотров: 127

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -