Из родового предания рода Һантайтан
Наши предки в конце 17- го и в начале 18го веков проживали в местности Хотогойт в Западной Монголии, предположительно, в районе между озерами Хубсугул и Увс-нуур. Один из наших предков Тоорой Бодон хошууша был военным предводителем. Предание гласит, что его помощником являлся Хаан Буурай батор, и у него была ясновидящая Сэсэн Найрай.
Это было жестокое время междоусобных войн между джунгарским Галдан Бошогто ханом и ханами Халхи, которых поддерживала Цинская империя (Китай). Тоорой Бодон хошууша, выступил против джунгаров, но потерпев неудачу, вынужден был бежать к халхасскому Тушэтэ хану. Он просился остаться и обосноваться на землях Халхи. Но в Халхе наших предков приняли враждебно. Тушэтэ хан испугался того, что оправившись и поднявшись на ноги, Тоорой Бодон хошууша может его свергнуть, поэтому прогнал со своих земель. Тогда Тоорой Бодон повел своих поданных на север, в Прибайкалье. Там они некоторое время кочевали в низовьях рек Белая, Китой, Ангара. Но вскоре ясновидящая Сэсэн Найрай бросила төөрэг, заглядывая в будущее, и изрекла сородичам: «Предчувствую наступление тревожных времен. Слышу звон пустых денег, скоро на эту землю придут урусы-мангуты. Жаль, но мы не сможем остаться здесь, надо искать новое место для кочевий».
И пришли они на берег Байкала в местность Шэнэһэтэ, где построили шалаши. Старики, дети, женщины остались, а мужчины во главе с Хаан Буурай батором отправились на поиски новых земель для спокойного проживания. Однажды утром волны Байкала прибили к берегу большие щепки. Сэсэн Найрай увидев это, сказала: «Хаан Буурай батор на том берегу, нам нужно туда переправиться». Предание гласит, что женщины обрезали свои длинные косы, собрали бересту и, сделав из них утлые лодки и плоты, переправились через Байкал, к своим.Так наши предки оказались в Торах (Тункинская котловина). Здесь Сэсэн Найрай бросила төөрэг и изрекла: «Кто будет здесь жить - быть им богатыми и знатными, они не будут знать голода. Остаемся и будем здесь жить».
Потомки Тоорой Бодон хошууша умножились на новом месте. У Мангатая было семь сыновей. Некоторые из них в поисках пастбищ и охотничьих угодий не раз переправлялись через Хамар Дабаан. Так они и их потомки осваивали север Закамны.
Мы потомки одного из них Бажагадая и его внука Бишыхая. Бажагадай, гласит легенда, был знатным кузнецом. А его праправнуки – сыновья Бато («Батын табан тайлаг») были шаманами-кузнецами. Младший из них Һантай является нашим предком.
Вот что гласит еще одна родовая легенда.
У нашего прапрадеда Пингаана было три дочери и не было сына, продолжателя рода. Умные люди посоветовали отправиться в Халха Монголию к Богдо гэгэну, главе буддизма в этой стране. Резиденция Богдо гэгэна находилась в городе Урга (Үргөө, ныне город Улаан-Батор).
В конце 1890-х годов Пингаан только через месяц добрался в Ургу, добился аудиенции у верховного ламы Монголии. Выслушав его просьбу о продолжателе рода, Богдо гэгэн отправил его к высокопоставленному ламе Һогтуу гэгэну. Тот, приняв деда Пингаана, сказал: «Отправляйся на реку Тола (Туул по-монгольски), принеси из ее вод один камень. При этом возьми первый попавшийся камень с закрытыми глазами». Пингаан так и сделал. Һогтуу гэгэн три раза глотал и отрыгивал этот камень. Затем обернул его в хадак и отдал прадеду, сказав: «Отправляйся на Родину. Благодаря этому камню у тебя родится сын».
Спустя время, в 1904 году родился наш будущий дед Данзан. Его настоящее имя было Цыренжап, а имя Данзан ему было дано в Санагинском дацане, где он около двух лет учился хувараком. Когда с началом революции начались гонения лам и дацаны были разорены, наш дедушка вынужден был вернуться домой. Здесь недолгое время он продолжил обучение у ламы Еши-Хубархай. Затем дед Данзан самостоятельно продолжил изучение старомонгольского и тибетского языков, на которых после он очень хорошо читал и писал.
В 1941 году мужчины нашего села отправились на войну. Грамотных людей осталось очень мало и наш дедушка около года работал писарем в местном сомоне. В 1942 году он был призван в армию и проходил службу на Восточном фронте в Монголии. В 1946 году он был демобилизован и вернулся на Родину. Вернувшись домой дедушка работал в колхозе. С 1950 по 1956 годы он был табунщиком, а с 1957 года до выхода на пенсию работал скотником-пастухом.
Дедушка Данзан еще был умельцем. Он работал как с деревом, так и с железом, хорошо чинил швейные машины, сепараторы, будильники. К тому же дедушка был костоправом. Он вправлял и лечил сломанные руки и ноги, делал кровопускание людям с давлением, лечил разные недуги при помощи буддийских молитв. Я узнал, что умение лечить людей передалось дедушке от рода дарханов.
Дед Данзан умер в 1979 году в возрасте 75 лет.
З.Р-Д. Доржиев, студент ТК ВСГУТУ
Комментарии