Предлагаем Вашему вниманию статью о роде Абзай , племени Эхирит молодого краеведа Буды Тинхалаева, уроженца с.Курумкан, серебряного призера Международного интернет-конкурса «Знаток Баргуджин-Токума», Лауреата звания «Лучшие люди Баргузинской долины-2016» в номинации «Студент»,удостоенного Благодарственного письма Министра культуры РБ и Главы МО «Курумканский район» за участие в Республиканской научно-практической конференции «Актуальные вопросы изучения самобытности и практического моделирования традиционного костюма баргузинских бурят» (18 февраля 2016 г.).
Представители рода Абзай одними из первых начали осваивать Баргузинскую долины, они внесли большой вклад в историю баргузинских бурят, потомки первых поселенцев нашей долины продолжают трудиться во благо нашей Бурятии. Буда Тинхалаев является основателем и администратором популярного в Бурятии паблика «Баргажанай буряадууд» .
Жорж Абзаев- краевед, член Союза писателей РБ, главный редактор паблика «Баргажанай буряадууд»
Эхиритский род Абзай (Абазай)
У монгольских народов знание родословной занимает особое место. Знания о родословной бережно передавалась из поколения в поколение. По традиции бурятского народа каждый должен знать своих предков до седьмого колена, но некоторые знают свою родословную до двадцатого. Изучив работу Баира Номоевича Цыбикова "Об эхиритском роде Абазай", мне захотелось подробней узнать о своих предках. Хотелось бы немного рассказать о данном роде.
Я родился в прекрасном месте, у подножия Бархан – горы, у берега великой реки Баргузин. Здесь живописная, нетронутая природа: высокие горы, лиственничные и преимущественно таёжные леса, широкие степи.
Мой род относится к подроду Балтага (Балтуга) Абзай. В моем роду был мудрый и богатый ноён Батор Натахиев. Он держал, по рассказам старожилов около 700 коров. Так, он в 1895 г. выехал в составе делегации баргузинских бурят в Санкт-Петербург на коронацию царя Николая II, их было шесть человек: Ринчин Сотиев–тайша баргузинской степной думы, Цыден Содоев-ширээтэ-лама Баргузинского дацана, Батор Натахиев, Чагдуржап Арсаланов, Еши-Доржи Анхалиев -ламы, Жигмит Цыденов (Аранзаев). ЦыденСодоев был награждён золотой памятной медалью, а Батор Натахиев с остальными - серебряными.
У племени эхирит роды назывались именами родоначальников. По преданию, Эхирит имел единственного сына Эри ганса Зонхи. У последнего было четыре сына (Зонхин дурбэн хубуун): Хэнгэлдэр, Алагтай, Шоно и Һуудаг Саган. Потомки Хэнгэлдэра и Шоно создали, роды под своими именами: хэнгэлдэровский и шоноевский. Алагтай (Хэрхэн, Һэрхэгтэ)взял в жены Абзай.
Семья жила в среднем достатке, но главное, очень счастливо — жена родила девять парней. Десятого — сироту они приютили из жалости и дали ему имя Отонхой — «Оторжо ерэhэн хубуун». Звали сыновей: Борто, Эдэгэй, Моохой, Хахай, Боохолдой, Болой, Онгой, Шэргэ, поздно родившегося назвали Нялха. Муж умер молодым. После его смерти жена его Абазай родила внебрачного сына Абая.
Она была умной и энергичной женщиной. Братья Алагтая хотели отнять у нее сыновей и имущество, а саму прогнать, но она сумела защитить себя и ушла с сыновьями в свой род. Она воспитывала сыновей, водила их на охоту, показывала места, где раньше охотился Алагтай. Сыны выросли и стали хорошими охотниками. На облавной охоте они отличались ловкостью и храбростью, за что их и возненавидели родственники со стороны матери.
Тогда Абазай вынуждена была вернуться в род мужа (Шоно). Ей с сыновьями отвели самое плохое место, в болоте, где братья вынуждены были поселиться. Сородичи ненавидели их и презрительно называли по имени матери Абазайн хубууд «Абазаевы сыновья». Амар имел четырех сыновей: Найта,Энхэ, Асая и Осоя. Потомки их образовали большой абазаевский род (баахай, баяндай, балтага, онгой, балта); потомки Абая малый абазаевский род (…, бохолдой).Эта замечательная женщина, проявившая немало мужества, упорства, выдержавшая большие жизненные трудности, и дала имя новому роду — от слова тетя — Абгаизии — Абзай.
Ранее абзаевцы вместе с остальными эхиритскими родами жили по реке Лена. Но, туда пришли казаки. Буряты вступили в бой с русским отрядом в устье реки Тальма. Среди тех бурят были старики мудрый Онгой и шаман Ойлонго (Онгой сэсэн и Ойлонго бөө – главы абзаевского рода). Они предложили не сопротивляться казакам и покориться им. С этой целью они срубили длинный шест, обделали его, к одному концу шеста привязали шкурки горностая, хорька и подали русским. Они приняли дар и потребовали ясак пушниной.
Буряты дали то, что требовали. Шаман Ойлонго и Онгой мудрый стали родоначальниками бурят. Ойлонго был великим шаманом, который с разрешения богов присутствовал на собрании небесных богов (альбанай суглаанда) и после его окончания (опять же с разрешения богов) обходил с ними все земли. Это шаман из Абзаевского рода, звали его Бордаев Ойлонго (Бойрдон хубуун Ойлонго). Когда шаман устраивал групповые молебны по просьбе родовых старейшин и народа, он сказал присутствующим людям: «Скоро придут на наши земли, с разрешения небесных богов, вооруженные люди (казаки), чтобы завоевать наши земли, и мы будем в подчинении русского государя. Не все пройдет гладко, будут отобраны часть наших пастбищных земель, скот. Они женятся на наших женщинах, это, конечно, многим не понравится. Некоторые уйдут через море Байкал на новые спокойные места, но потом, через некоторое время, эти же земли будут подчинены русскому государству.
Если мы не подчинимся русскому царю, придет с Востока примерно через сто пятьдесят лет другой народ с завоеванием. Другие ни с чем считаться не будут, и наши потомки безропотно будут подчиняться им, многие исчезнут с лица земли. Небесным богам желательно, чтобы наши потомки, хотя им будет трудно, находились в подчинении русского государства и чтобы со временем люди приняли новую веру. Небесные боги от наших потомков не будут принимать родовые и групповые молебны, они будут следить с небес, что делается на земле.
Если, люди будут просить богов, чтобы власть исправила свои ошибки в отношении подчиненных людей, то боги помогут. Для этого нужно, чтобы каждый человек молился, просил богов, чтобы в их роду родился человек с большой божественной энергией и стал родовым богом. Если люди будут молиться родовому богу родами, группами, индивидуально, то родовой бог поможет им». Таким образом, наш родовой шаман изложил свои мысли и видения на собрании небесных богов, и они с ним согласились. Теперь все молятся только родовым богам.
Самым высшим родовым богом является Буха-нойон Баабай. Он покровительствует хонгодорскому и булагатскому племенам и их родам. Абзаевскому роду покровительствует Абзайн Хухэ Моритон, Ноен сын хубуун нойон Тахай. Шоноевский род возглавляет Аманай хубуун Барлаг. Ользоновскому роду покровительствует богиня Ухаандайн басаган hиихэн Тоодээ. Родам Хайтал и СэгээнХайтал — бог Гэдэгэр-нойон, Гадагар-хатан.
При организации степной думы шаман Ойлонго Боердоев был назначен воеводой Верхоленского острога. Он управлял в течение двух лет.Из-за невозможности сочетания государственной службы с духовной по его просьбе согласно указу власть перешла его троюродному брату Барлуку Турахаеву. Так, БарлукТурахаев, официально стал первым главным правителем эхиритских бурят.
Впервые из долины Лены в Баргузин пришло шесть семей абзаевского рода. Они поселились в местности Яаригтын Долоон Наруун (Нарhан). Это было примерно 1620 году. Старый шаман Гунхар, возглавлявший эти семьи, умирая, сказал: «Семь сосен в урочище Яаригто – запомните. Когда наши потом придут туда, пусть не забудут поклониться Семи Соснам»
.Через 100 лет сюда прибыли с реки Лена люди разных эхиритских родов. Баргузинцы (ныне жители Курумканского и Баргузинского районов) до революции 1917 года ездили к реке Лена и устраивали там тайлаган своим предкам.В настоящее время потомки этого рода живут в Курумканском, Баргузинском, Кабанском районах Республики Бурятия и Ольхонском, Баяндаевском, Качугском районах Иркутской области. Особое место в обрядовом комплексе абзаевцев занимает святыня рода Абзай - гора УлаанХада в Баяндаевском районе Иркутской области, где ежегодно мужчины всего рода проводят обряд жертвоприношения местному эжину – покровительнице рода. Главное назначение тайлгана – прошение у богов благополучного года, хорошего травостоя, изгнание несчастий. Все тайлганы проходили в торжественной обстановке, считались праздниками, отмечаемыми всем населением в течение дня.
Ярким представителем рода Абзай является шаман Леонтий Абзаевич Борбоев, из с. Ранжурово Кабанского района, глубоко уважаемый человек, бывший верховный шаман Бурятии. Западные буряты с детских лет обязаны были знать наизусть имена своих дедов и прадедов до 14-16 колена. Конечно, пятнадцать поколений родословной вместе с легендами, связанными с жизнью того или иного предка, помнят немногие. Тем не менее, знатоки старины, такие как Л. А. Борбоев есть и сегодня. Леонтий Абзаевич владеет глубокими и разносторонними знаниями шаманской мифологии и в целом этнографии бурят.
Изучая это всё, слушая воспоминания бабушек и дедушек, человек узнаёт ближе исторические события, происходившие в стране. Жизнь каждого человека связана с жизнью страны и судьба человека - это часть большой истории. Наши предки издавна знали сакральность и ценность знаний о роде. Они еще тогда понимали, что в истории рода – история всего государства, а далее – всего мира.
По материалам интернет-ресурсов и книги Л. А. Борбоева «Сказание старого шамана». На фото:1. участники коронации царя Николая II. 2.Леонтий Абзаевич Борбоев.
Буда Тинхалаев.
Комментарии