Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Моя родословная "История моей семьи"

1 марта 2012

 

Я родился в прекрасном краю, у подножия Бархан – горы, на берегу широкой реки Баргузин. Удивительна наша природа с её высокими горами, таёжными лесами, широкими степями. Моя деревня – это моя родина, которую люблю и которую восхваляю.

 

 

Семья играет для всех важную роль. Самой природой заложены в человеке зависимость, необходимость, трепетное отношение и преданность кругу людей, в котором он рос и постигал суть своего существования. В былые времена человек был неотделим от своего рода, а знание его родословной уходило в древность. Каждая частица этого знания бережно передавалась из поколения в поколение. Но сейчас мало кто может доподлинно рассказать, откуда берёт начало его род, и перечислить имена предков больше, чем до третьего колена. Почему? Неужели сменились ценности?

 

К счастью, моя семья бережно сохранила пусть не всю, но обширную историю своего рода. И, как и в прежние времена, передавалось это наследие с рассказами моих родителей, бабушек, дедушек. И пусть не все сегодня с нами, история и сам род продолжают движение в жизненном цикле.

 

Многие народы считают святой  обязанностью знать свою родословную, как минимум,  до пятого колена. Так в Китае перед восточным новым годом семья собирается за праздничным столом и вспоминает предков вплоть до пятого колена.  Народы Горного Алтая знают свою генеалогию до седьмого колена.  Бурятский народ всегда с особым почтением относился к своим предкам. По традиции  бурятского народа каждый должен знать своих предков до седьмого колена, но некоторые знают свою родословную до двадцатого.


Я долго занимался изучением истории своей семьи, и, поверьте мне, очень завидую тем людям, которые могут проследить происхождение своего рода из глубоких времен.

Я принадлежу к великому роду Булагад по линии отца. Богата история рода Булагад, которая берет начало несколько веков назад. А моя бабушка относится к роду hэнгэлдэр подроду Ромол по линии матери. Согласно родословной моей бабушки, я вместе с моим братом отношусь к семнадцатому поколению рода hэнгэлдэр. Более подробно о родословном древе рода hэнгэлдэр написано в 2006 году кандидатомм физико-математических наук, доцентом Югорского государственного университета города Ханты- Мансийска Баиром Номоевичем Цыбиковым "Об известных людях рода hэнгэлдэр, подрода Номол".

Я привожу лишь отрывок из этой работы: "Впервые из долины реки Лены в Баргузин пришло шесть семей из Абазаева рода. Они поселились в местности Яаригтын долоон нарпан - "Семь сосен Ярикты". это к юго-западу от теперешнего улуса Яригта. Это было примерно в 1620 году.   Через 100 лет сюда прибыли с реки Лена люди разных родов и поколений. Пришел с ними некуто пабай в доспехах и шлеме. Они поселились в местности Улаан эрьге, на северной сторонетБаруун Хунтэя, недалеко от теперешнеего Яриктинского улуса. Доспехи пабая хранили его потомки, потом унесли на гору Бархан Ундэр и там оствили как реликвии.  Доспехи и шлем до сего времени находятся там. Люди, поднимавшиеся на Бархан для пожертвования, видели их. (Записано со слов Буха Буянтуева и Санжи Харамова из улуса Эльпэнский Барагханского сомона БМАССР, 19 июля 1955 года/1, стр 257 )"

Ознакомившись с работой Б.Н. Цыбикова "Об известных людях рода hэнгэлдэр, подрода Номол"., я поставил перед  собой цель: изучить и подробно раскрыть родословную своей бабушки. Но сейчас в своей исследовательской работе я хотел бы рассказать историюю семьи представителя рода hэнгэлдэр, моей бабушки Эрхитуевой Эренжид Цыдыповны.

 

 Мой прадед Цэрэнэй Цэдэп.
 
Отец бабушки, мой прадед, Цэрэнэй Цэдэп родился в 1890 году в семье бедного степняка Гармайн Цэрэн. Они жили в местности Арал вместе с семьями Бардаа Шагдартан, Моорхообтон, Мусхаатан, Малаахайтан, Аханхайтан. По рассказам моей бабушки его родители держали 1-2 коровы, несколько овец, в основном занимались охотой и рыболовством. В семье Цэдэп был самым старшим из семерых детей. Они рано остались без родителей и отец моей бабушки остался вместо отца, вся ответственность за большую семью легла на его ещё неокрепшие плечи.  Отец моей бабушки считался в молодости лучшим охотником, держал крепкое хозяйство. Несмотря на трудное, смутное время он поднимает своих братьев и сестер на ноги. Младшие братья Олмо, Буда обзавелись семьями и живут отдельно, подрастают младшие сестры. В то время в местности Хумоо жили семья Золтотон и молодой Цэрэнэй Цэдэп знакомится с дочерью Золто Дуудхээн и у них должен был появиться на свет ребенок. Но не суждено им было связать судьбу. Она умирает при родах, а дочь осталась жива. И мой прадед забирает у родителей свою дочь, сказав, что сам сможет вырасти и воспитать её. А было это в далеком в 1920 году. Изучив генеалогическое древо моей бабушки, я понял как богата наша родословная и уходит она глубоко корнями в прошлое. И я хочу вам представить генеалогическое древо моей бабушки по линии матери. (приложение №1)
 
Позже мой прадед женится на девушке из Яаригты  Гатабай Чимит. Семья скотовода Цыренова Цыдып Гармаевича и Цыреновой Чимит  Гатаповны воспитывают дочь Эренжид.

Моя бабушка Эренжид Цыдыповна.
 
С детства моя бабушка была любознательной, способной девочкой и, заметив способности  своей дочери,  родители решили отдать её в школу.  В 1928 году она была зачислена в 1 класс Элысунской Единой трудовой школы  рабочей молодежи в улусе Элысун, где был учителем Бардаев Шагдар Бардаевич. Несмотря на тяжелое время, родители дали своей дочери начальное образование. Желание  и стремление учиться дальше после успешного окончания начальной школы дали Эренжид Цыдыповне возможность продолжить учебу в Курумканской семилетней школе.  В то время не был организован подвоз детей в школу  из-за отсутствия транспорта, Эренжид с одноклассниками Цыренжид Андреевной Аюшеевой, Тыхеевой Санжи Элбеновной, Бухаевым Очир Мухтаровичем вынуждена была ходить в школу до Курумкана пешком. Но тяжелая болезнь прервала учебу Эренжид в шестом классе.
 
Лихие тридцатые годы…  Годы коллективизации, годы создания колхозов, артелей. И в нашем селе начали создаваться артели «Бата Байдал», «Одон». Людей, способных работать,  в артелях не  хватало, трудовое население не хотело идти работать в артели. И в это тяжелое время дети, еще не достигшие совершеннолетия, шли работать в артели. Им было всего по 13-14 лет. Моя бабушка начинает трудовую деятельность в 14 лет поваром в артели имени Кагановича. Работая здесь, она испытала все тяготы довоенного времени. В уборочную страду работала от зари до зари, а зимой вместе с другими женщинами заготавливали дрова со спичечный коробок  для тракторов.  У бабушки  была мечта стать образованной. В свободное от работы время она много читала, рассказывала своим близким новости, происходившие в селе, районе, республике из газет.

 

По рассказам моей тети, Ирины Очировны, отдавшей всю свою творческую жизнь служению детям, школе, моя бабушка была активной участницей всех культурных мероприятий, самой видной девушкой на селе. В семнадцать лет она выходит замуж за кадрового офицера Эрхитуева Очира Гысетхеновича, выпускника Ленинградского высшего военно-политического общевойскового училища. В 1939 году Очир Гысетхенович был направлен в качестве политрука в Туркестанский военный округ и молодая семья уезжает в город Мары Туркменской АССР. Но дальнейшей службе помешала война.  В 1941 году офицера Красной Армии Очира Гысетхеновича переводят в Ленинградский военный округ, и моя бабушка вынуждена была вернуться домой.  В этом же году родилась старшая дочь Лиза. В суровые  военные годы нужно было сохранить колхозы, артели, а в селе остались одни женщины, старики, дети. Но годы военной разрухи, голода не сломили их.
 
 «…Трудные были годы. Приходилось самим заготавливать дрова, сеять и убирать хлеб, копать картофель. Словом вся мужская работа упала на хрупкие женские плечи, детей, стариков. Но мы выдержали» - вспоминает бабушка.
 
1944 год. Кажется, скоро кончится война, вернутся мужья и отцы, сыновья и братья с войны. Не все вернулись с той страшной войны. Моя бабушка опять же принимает удар судьбы. В 1944 году геройски погиб под Ленинградом, защищая свою Родину её муж Очир Гысетхенович. Похоронен на Пискаревском мемориальном кладбище в г. Ленинграде.
 
Послевоенное время… Разрушенные города, села. Овдовевшие матери, осиротевшие дети. Но жизнь продолжается… Нужно поднимать всё разрушенное войной. И моя бабушка, мать четверых детей, работает в колхозе чабаном, впоследствии поваром на полевом стане.  Здесь она всегда была на хорошем счету, уважали её за доброту и трудолюбие.  В 1949 году моя бабушка связала свою судьбу с ветераном войны Цыденовым Цыдып Цыремпиловичем. И моя бабушка на самом трудном участке, она вместе со своим мужем  работает чабаном колхоза  имени Кагановича.  В тяжелое послевоенное время колхозы с трудом поднимались на ноги: не хватало рабочих рук, не хватало техники, напряженная работа круглый год, постоянная нехватка кормов. Но, несмотря на это, люди работали самоотверженно. И моя бабушка всегда была в числе первых.

 

В 50-е годы семья Цыденовых перевыполняют план пятилетки, за что были отмечены Грамотой Обкома КПСС и совета Министров БМАССР за достижение высоких показателей в развитие овцеводства. Также в семейном архиве Цыденовых хранятся грамоты Райкома КПСС, Райисполкома, Правления колхоза  за  достигнутые успехи в работе. И в это трудное, ответственное время надо поднимать своих детей, а их в семье Цыденовых было в то время десять,  но моя бабушка никогда не падала духом, и учила детей не бояться трудностей.   В колхозе моя бабушка проработала до 1965 года. В 1965 году по состоянию здоровья бабушка была переведена на более легкую работу почтальоном, где проработала до выхода на заслуженный отдых. За свою долгую трудовую жизнь она выполняла самую тяжелую работу, но она никогда не жаловалась на свою судьбу.  За добросовестный труд, огромный вклад в развитие села награждена грамотами района и республики,  благодарственными письмами, а также званием «Ветеран труда». За плодотворный труд в отрасли почтовой связи она занесена в «Книгу Почета» районного узла связи.
 
Большая семья Цыденовых.
 
Бурятская пословица гласит: "Гансаhаа газар дуурэхэ". И это правда. Вместе с моим дедушкой ветераном Великой Отечественной войны Цыдып Цыремпиловичем вырастили десятерых детей.  Воспитала она своих детей трудолюбивыми, честными, достойными людьми, за что моя бабушка была награждена орденом "материнская слава" I, II, III степеней и присвоено ей почетное звание "" Мать-героиня". Все дети получили образование и работают во всех уголках нашей республики, в Читинской области. Старшая дочь Лиза, закончив Курумканскую среднюю школу поступила в Улан-Удэнкое училище №1, после окончания которой работала в Баянгольской средней школе. Сын Виталий- кандидат сельскохозяйственных наук, работает в Тункинском районе. Дочь Ирина - родилась в 1945 году, после окончания Улан-Удэнского педагогического училища работала в Элысунской средней школе, сейчас на заслуженном отдыхе. Старшии сын Эрхитуев Наган-Зана Очирович, 1948 года рождения, после окончания Барагханской средней школы служил в рядах Советской Армии. После Армии работал в колхозе им. Ленина.  С 1980 года - водителем Могойтинского ТП. В настоящее время находится на заслуженном отдыхе. Сын Батожаб, 1956 года рождения, после окончания Барагханской средней школы поступил в Улан-Удэнский лесотехнический техникум, семья Батожаб Цыденовича проживает в Читинской области. Сыновья Галсан и Тумэн в настоящее время в селе Иволгинск Иволгинского района. Галсан очирович закончил БГПИ имени Д.Банзарова, является мастером спорта СССР  по стрельбе из лука, долгое время работал тренером ДЮСШ. Дочь Роза, 1954 года рождения, после окончания Барагханской средней школы поступила в Улан-Удэнский техникум связи, закончив его, вернулась в родное село и работал начальником почтового отделения села Барагхан до выхода на пенсию. Дочь Рита, 1961 года рождения, после окончания Читинского медицинского училища работала в Могойтуйском районе Читинской  области, с 1988 год работала санитарным фельдшером Баргузинской Санитарно-эпидемиологической станции, в данное время работает помощником главного врача Санитарно-эпидемиологической станции. Младший сын Солбон, 1962 года рождения, после службы в рядах Советской Армии, поступил в ГПТУ № 7 в г. Улан- Удэ. Затем вернулся в родное село и работал строителем в колхозе им. Ленина с 1983 года, с 1999 года работал в Элэсунской средней школе. Бабушка гордится тем, что среди её детей есть и ветераны педагогического труда, ветеран почтовой службы, мастер спорта. Я являюсь 24-ым внуком у бабушки и еше у бабушки 32 правнука. Сейчас наша бабушка еще бодрая и веселая. Несмотря на свой преклонный возраст, она помогает нам по хозяйству. Каждое лето к бабушке приезжают в гости дети, внуки.
 
Вот такая трудная и достойная, но счастливая жизнь у моей бабушки. И я желаю своей бабушке, чтобы она никогда не болела, была всегда радостной и прожила еще долгую счастливую жизнь.
 
Заключение

 

На примере моей семьи я понял, что любые испытания и невзгоды можно преодолеть, если рядом с тобой родные надежные люди, которые  придут на помощь в трудную минуту. Зная, кем были наши предки, мы по- другому осмысливаем свое положение в настоящем!
 
Семья обеспечивает продолжение человеческого рода, берет на себя воспитание детей. Родители передают детям жизненный опыт, правила и традиции, прививают манеры поведения, закрепленные в обществе. Семья оказывает решающее влияние на личность ребенка, а также на возрастных членов семьи. Она удовлетворяет потребности человека в любви, духовном общении, в моральной и материальной поддержке, в организации досуга и отдыха. Она заботится о малолетних и престарелых членах семьи, придает устойчивость и стабильность обществу.

 

Автор: Жаргалма
Просмотров: 39979

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -