Руководитель Доржиева Дарима Дашиевна
Доржиев Эрдэни, Цынгуева Раиса Цыденовна
Проходят года, столетия, меняются поколения людей. День сегодняшний – завтра становится историей. Таков закон времени. Мы должны знать, как и где жили наши предки, чем занимались. Мы должны знать свою родословную. Я не хочу, чтоб поколение моих предков забылось во времени. К тому же мы живём в удивительной стране, с такой богатой историей.
Мой прапрадедушка, Сэдэбэй Доржо из рода Хубдут родился 20 января 1886 года в семье Гармын Сэдэба четвертым ребенком (после трех дочерей) в местности Шабарта в Эхин-Чесана, недалеко от с. Загустай Кижингинского района Бурятии. Семья деда была довольно зажиточной. Прадедушка был известен во всей округе как Борбоодойн Бороной и был предводителем Эхин-Чесанского булгэма. Наш род весьма древний и славился многими своими яркими представителями Поименно можно перечислить 16 поколений нашего рода в течение 400-500 лет.
В 1905 году мой прапрадедушка умер, и всю мужскую ответственность за семью взвалил на свои плечи прадедушка.
Примерно в возрасте 22-23 лет он женился.
До коллективизации жил своим единоличным хозяйством. В иные годы ездил на станцию Хилок на заготовку дров и шпал (имеются об этом письменные доказательства). Оказывается, моему баабай не были чужды и некоторые человеческие слабости. В нашем семейном архиве имеется повестка о вызове Ошорой Цыбикжаба, Сулсэгэй Шэмэда и баабай [в полицейский участок] в связи с картежной игрой.
В феврале 1931 года родители моего деда Доржиева Базара Цыдыповича вступили в члены сельхозартели «Хубисхалай Ажал» (Дело Революции). В марте следующего года прадедушка учился на месячных ветеринарных курсах в Хоринске. После курсов вернулся в артель и работал в течение 3-4 месяцев.
Затем его обуяла жажда другой (не сельской, скотоводческой) деятельности, и он уехал в г. Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ). В течение августа 1932 года он работал на Бурремзаводе. К его большому огорчению он сильно простыл, заболел гриппом и был вынужден вернуться в деревню. В 1933 году его обвинили, что он происходит из середняцкого рода Бороноя, и на этом основании вывели из колхоза.
Умер мой прадедушка в 1935 году.
Данная история составлена на основе рассказов моей прабабушки hайханбагай, бумаг и писем, сохраненных ею.
Моя прабабушка, Сэбээнэй Сэрэмжэд, родилась 14 мая 1889 года в богатой семье Жэгмэдэй Сэбээна в местности Эгэтэ Еравнинского района. Маму предназначали выдать замуж за сына местного нойона и богатея Сагаан Гулваа. Но она выбрала моего баабай Доржо - сына Шантуу Гармын Борбоодой Боронын Сэдэба. До сих пор жива легенда о том, какую богатую невестку привезли Сэдэбтэн. Рассказывают, например, что все 10 пальцев были украшены золотыми кольцами и ее сопровождал специально приставленный человек-сэргэ (коновязь).
Жили мои прадедушка и прабабушка дружно и вполне зажиточно. Однако после установления Советской власти, коллективизации и вследствие гонений власть имущих и неоднократных поползновений к причислению семьи к классу кулаков и высылке из села нормальный рост хозяйства нарушился. После смерти прадедушка, естественно, стаю жить еще тяжелее. В 1939-1940 годах прабабушка работала уборщицей Эхин-Чесанской начальной школы.
Прабабушку все уважали и чтили. Вся Чесана звала ее «Бултанай-Мама» (Всеобщая Мама) или же «Нимбу-Мама» по имени старшего сына. В семье было четверо детей: два сына и две дочери. Мой дед был третьим ребенком. Последние 40-50 лет прабабушка носила имя «Хугшэн-Мама» для всех своих детей, внуков, правнуков и праправнуков.
«Хугшэн-Мама» помогла вырастить и поставить на ноги всех внуков. Более того, она помогала растить и правнука, Балдоржын Баира. Водила его в детсадик, а вечером с удовольствием шла за ним, иногда даже пыталась отговорить его от садика, чтобы он подольше был с ней.
Когда же Баир пошел в Чесанскую среднюю школу села Загустай, «Хугшэн-Мама» пыталась «учиться» вместе с ним, т.е. вместе с ним выполняла домашние задания, а иногда бывали даже случаи, когда в тетради за Баира (пока он играл на улице) сама писала его письменные домашние работы.
Учительница Баира, Вера Надмитовна, разумеется, не могла не заметить такой подлог, но, глубоко уважая Бултанай-Маму и ее желание продлить счастливое детство правнука, никаких мер не принимала, кроме таких признаний его матери Лопилме Тогмитовне - учительнице той же школы.
«Хугшэн-Мама» не любила праздную жизнь, всегда хлопотала, делала что-нибудь по дому или во дворе. Будучи уже старше 80 лет она частенько работала на скотном дворе - убирала навоз, кормила сеном скот. С замечаниями: «Нельзя жечь такие толстые поленья!» - вытаскивала дрова на двор, собственноручно перекалывала их на более мелкие и затаскивала обратно. Но, к всеобщему огорчению, она однажды поскользнулась во дворе и вывихнула бедро, что в ее возрасте оказалось неизлечимым несчастьем - стала лежачей на последние 7 лет!
Однако она не могла лежать без дела, и ее кипучая энергия требовала своего выхода! Пока были силы, она садилась возле окна «руководила» внуками, работавшими во дворе.
«Хугшэн-Мама» умерла в среду 22 мая 1984 года в возрасте 96 лет. Она не болела, просто от старости и обездвиженного многолетнего положения тихонько угасла на руках невестки Дыжид - моей бабушки, и внучки Цыпилмы - дочери моей тёти Сэндэмы.
Мой дедушка, Сэдэбэй Доржын Баншан-Базар, родился в 1924 году, до праздника Белого Месяца - Сагаалгана (Бурятского Праздника Нового Года), поэтому за дату рождения был принят день 24 января 1924 г.
Детство его было похоже на детство многих его сверстников: всемерная помощь родителям в домашнем хозяйстве с раннего возраста; работа на колхозных полях, чаще - наравне с взрослыми и, наконец, учеба.
Благодаря мудрым наставлениям своих родителей и старшего брата, мой дедушка всегда стремился к учебе. Сначала он учился в Эхин-Чесанской
начальной школе, а затем - в Кудара-Бурятской неполной средней школе Загустая. В 1941 году по призыву партии и правительства поехал в г. Улан-Удэ для рабочего (фабрично-заводского) обучения.
Проучившись в ФЗУ, он получил специальность железнодорожника-осмотрщика путей.
Их, троих закадычных друзей (мой дед, Доржын Базар из Чесаны; Доржын Нимбу из Нарhаты (Сосновки) и Дугарай Цыбандоржо из Эгэты) послали в ст. Прибой Танхойского участка на берегу Байкала.
О той поре моим дедом был сочинено небольшое стихотворение «Три дипломированных юноши».
Действительно, в те далекие годы «иметь» какую-либо специальность, да еще «гербовое» удостоверение об этом, считалось очень престижным, не говоря уж о высшем образовании.
Однако три друга проработали там не очень долго - сбежали, чтобы попасть на фронт, в армию. Но прежде, чем призвали в ноябре 1942 года, дедушке удалось поработать учетчиком тракторнойбригады Чесанской МТС (Машинно-Тракторной Станции).
Сначала мой дед, Базар Цыдыпович Доржиев служил вблизи Цугольского дацана Аги (недалеко от железнодорожной станции Оловянная).
Основная моя военная служба проходила на территории Монголии вблизи Тамцак-Булак и Баян-Тумэн. Служил переводчиком-писарем агентурной части армейской разведки, в, частности они
занимались подготовкой и засылкой разведчиков, диверсантов в тыл японских войск.
Войну закончил победным «автографом» на одной из улиц города Чанчунь, который был столицей Манчжоу-Го в 1932-1945 годах. Кстати, я был в составе десантного отряда, захватившего Пуи -императора Манчжоу-Го.
В составе войск 17 Советской Армии участвовал в ноябре 1945 года в параде победителей над японскими захватчиками в г. Баян-Тумэн (МНР), где парад принимали Монгольский Маршал X. Чойбалсан и Советский Генерал В. Данилов.
Служба Базара Цыдыповича и активное участие в Великой Отечественной Войне Советского народа против немецких и японских захватчиков-оккупантов отмечены орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За победу над Японией» и «им. Жукова Г. К».
В Советской Армии он прослужил 4 года и 5 месяцев и в апреле 1947 года вернулся в родные края, к мирной жизни и труду.
После окончания курсов счетоводов Кижингинской районной кооперативной школы работал бухгалтером колхоза «Коминтерн» (село Губэ, недалеко от Загустая). После укрупнения колхоза и его переименования работал сначала бухгалтером, а затем председателем колхоза «Коммунизм» (уже в с. Загустай).
В 1956 году Базар Цыдыпович был направлен в Улан-Удэнскую Сов-
партшколу партийно-хозяйственных руководителей народного хозяйства страны. Закончил школу по специальности «агрономия» в 1959 году.
Работал секретарем парткома колхоза им. Карла Маркса в с. Могсохон, затем колхоза «Коммунизм» в Загустай. В 1967 году меня направили обратно в Могсохон, но уже в качестве управляющего отделением совхоза «Кодунский».
Вся трудовая деятельность дедушки неразрывно связана с сельским хозяйством Кодуно-Чесанской
долины (совхозы «Кодунский», «Чесанский» и «Загустайский»). Работал в этих хозяйствах управляющим отделениями, заместителем директора, освобожденным секретарем парткома и директором совхоза «Загустайский».
Перед выходом на пенсию в 1987 году в течение последних 5 лет работал председателем сомонного сельского Совета в Загустае.
Могу с гордостью констатировать, что на всех этапах своей рабочей деятельности мой дедушка, Доржиев Базар Цыдыпович старался работать с полной отдачей и ответственностью, что и было отмечено награждением медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», 7 юбилейными медалями и «Ветеран труда». Также его труд отмечен многочисленными Почётными грамотами и дипломами Обкома КПСС, Президиума Верховного Совета Бурятской АССР, Кижингинского Райкома КПСС и Райисполкома.
Не стало его в 2010 году в возрасте 86 лет.
Я всегда буду очень гордиться своим дедом! И буду как и он преданным сыном своей Земли.
В течение 34 лет вся его жизнь была неразрывно связана с жизнью моей бабушки Дашацыренэй Дыжидтэй. Соединили они свои судьбы в 1951 году.
Доржын Гурэдармын Жамбал из рода Галзууд происходил из богатой семьи. Так как он хорошо знал грамоту (учился в церковно-приходской школе в с.Хилок), его пригласили работать делопроизводителем – счетоводом ТОЗа (Товарищества Объединенных Земель) в местности Ожорhото, недалеко от села Сулхара, преобразованного позднее в сельхозартель «Соёл».Впоследствии несколько близлежащих артелей образовали колхоз им.Ворошилова с ценральной усадьбой в с.Турасгой, в 6 км от Могсохона. Но безмятежная жизнь длилась недолго – начались гонения семьи Жамбала вследствие их богатого прошлого. Их семью насильно заставляли трудиться на сельхозработах, поэтому, несмотря на то, что Дыжид была очень маленькая - маме приходилось брать её с собой в поле.
Мама моей бабушки, Мэдэгма, вышла замуж за Дашацырена,
когда ей было 3 годика. Отчим ее очень любил, частенько таскал на плечах, гордился своей смышленой и веселой дочкой, и она отвечала ему тем же, звала его Аба (аналог - Батя). В их честь моя бабушка с гордостью носила имена своих отцов: Дашицыренова Дыжид Жамбаловна.
Шагдарай Базаржабай Дашацырен из рода Худай, 1900 г. рождения, предки которого славились мастерством, как по изготовлению золотых и серебряных украшений, так и по кузнечному делу, был активным деятелем колхозного строительства в районе. С 30-х годов вплоть до своей кончины работал бригадиром, заместителем председателя и председателем колхозов «Манай Ажал» (с. Куорка, западная окраина Кижингинского района), им. Ворошилова (с. Турасгай, середина района), им. Молотова (с. Могсохон, там же) и «Коминтерн» (с. Губэ, восточная окраина района). Во время Великой Отечественной Войны его не взяли на фронт в связи с его плохим здоровьем и ответственной работой. Но он не щадил себя и буквально «сгорел на работе». Будучи председателем колхоза «Коминтерн», он слег осенью 1946 года, переехал в свою родную деревню Турасгай и 27 мая 1947 года скончался от чахотки.
Смерть отца кардинально изменила жизнь моей бабушки - ей пришлось идти работать. Сначала она работала учетчицей в своем колхозе им. Ворошилова. Осенью 1947 года вся семья переехала в Кижингу, где моя бабушка стала работать в РайОНО (Отдел Народного Образования), учась одновременно в вечерней школе. Следует отметить, что она училась всегда отлично, и если она получала в классе отметку «хорошо» (4), то чрезвычайно переживала, иногда даже плакала. Единственный раз в жизни Дыжид получила оценку «плохо» (2) за то, что в начальных классах не смогла красиво нарисовать дома ласточку, и вместо нее это сделал родственник Цыбан.
Осенью 1949 г. моя бабушка Дыжид Жамбаловна начала работать учительницей начальной школы в Могсохоне. Вскоре она поступила заочно в Улан-Удэнское педучилище, закончить которое, к сожалению, ей не удалось. Потом она поступила в кооперативный техникум и успешно закончила. После отъезда из Улан-Удэ она работала продавцом и заведующей магазинов в Загустае и Могсохоне. Стала заслуженным работником советской кооперации. Работала бухгалтером совхоза «Загустайский». Благодаря её неустанному труду совхоз стал образцовым хозяйством, знаменитым на всю республику племенным овцеводством. При ней выросла целая плеяда финансово-экономических работников.
Благодаря ее неустанному труду совхоз стал образцовым хозяйством, знаменитым на всю республику племенным овцеводством. При ней выросла целая плеяда финансово-экономических работников.
В 1985 году её не стало. А было ей всего 54 года.
Вырастили и воспитали они 6 детей: 4 сыновей и 2 дочерей.
Мой дедушка, Базар Цыдыпович Доржиев написал книгу «Моим потомкам. 80 лет моей жизни: о родителях, себе, и моих близких…». Благодаря этой книге мы, его дети и внуки, знаем о своих предках. Он очень надеялся, что его книга принесёт пользу и не даст угаснуть памяти о наших предках. Он хотел, чтобы крепли год от года родственные связи, чтобы его дети и внуки приумножали честь и славу своего рода.
При выполнении этой работы мне очень помогла именно эта книга. Я очень благодарен своему дедушке.
Носители истории семьи – наши предки. Им мы обязаны всем своим духовным богатством. И поэтому мы должны чтить своих предков, своё прошлое и настоящее.
Комментарии