Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

моя родословная

моя родословная

Нам были память и любовь даны,
Чтобы сердцам ушедшим поклониться,
И, может статься, будут неполны

Без этих строк истории страницы.

 

Посвящается светлой памяти

 

моих родителей

 

Цыбикова Жигжит Цыбиковича

 

и Болсоевой Балмы Чимитовны

 

История моего рода

 

Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края, от истории своей семьи. Этой мысли вторит и бурятская пословица: «Без истории человек не рождается, без дров огонь не загорается. Уггүй хүн байхагүй, утаагүй гал байхагүй».

 

Мой отец – Цыбиков Жигжит Цыбикович всю жизнь работал экономистом в системе Еравнинской потребкооперации, был честным и уважаемым человеком в районе. Ветеран Великой Отечественной войны. Хори-бурят рода мэнгэй хальбан.

 

Мой дед - Цэбэг гулва правил родом Гулбайн хальбангууд в конце 19 и в начале 20 века. Мой прадед Хулэг Галдана был в своё время титулярным советником (информатор Баранникова Я.П.).

 

Зодбын ламхай был моим родственником по отцовской линии. На старинной фотографии (см. внизу) изображён старинный Эгитуйский деревянный дацан. В центре сидит Зодбын ламхай. Он был родом из Голубайских хальбинов, из знаменитого рода лам с высокими званиями. Зодбын ламхай был знаменит в буддийском мире. Он открыл с разрешения Тибетского сановника факультет Жуд в Эгитуйском дацане. Пытался переместить Эгитуйский дацан, который находился почти на западной границе Еравны в местечко Чиндалай в Голубае (между Ширингой и Исингой). Это было благородным стремлением поставить дацан в самом центре Еравны. Этот поступок совершён ради интереса многих людей, живущих в восточных сёлах Телемба, Шакша, чтобы им было легче добраться до дацана. «В 1896 году ширетуй Зодбоев начал переговоры о перенесении Эгитуйского дацана в местечко Шэндалай». «Переписка между Верхнеудинским земским исправником, Хоринской степной Думой и доверенными еравниниских бурят о перенесении дацана в район Еравнинских озёр». Этими строками из архива Эгитуйского дацана (Ф. 285. оп. 2) подтверждаем вышесказанное.

 

О том, что восточная часть еравнинских бурят очень нуждались в дацане, и что мой родственник Зодбын ламхай действовал во имя людей, говорит следующий документ: «Всепресветлейший Державнейший Великий государь Александр Николаевич!

 

Когда на пространстве от области гор. Читы по Верхнеудинскому тракту до Кондинской станции 3000 мужских и женских полов, исповедуют буддийскую веру, - дабы повелено было выстроить въ своих урочищах и именно на речке Конда деревянный дацанъ посредствомъ посильных пожертвований состоятельных людей.

 

Августа 25 дня 1858 года

 

Подлинное написали

 

Хоринский Главный Тайша Очировъ» (Мир буддийской культуры, 2001, 87)

 

В 1897 году часть бурят из западной части Еравны отправили прошение Богдо гэгэну в Монголию, чтобы оставит дацан на месте. Хотя в Шэндалай началось строительство нового дацана, по приказу Богдо-гэгэна пришлось оставить строительство. Приказ был таков: оставить на месте, но обновить.

 

Зодбын ламхай был ламой, достигшим высокой ступени медитации, образованным добрым человеком. Около Эгитуйского дацана в стороне от других ступ одиноко белеет субурган, посвящённый Жудэй хамба Зодбын ламхай.

 

Из родственников моего отца Жигжита Цыбиковича особо выделялся его двоюродный брат Галдан Хабтын Ћатюун из рода мэнгэй хальбан. Про него очень много написал писатель Сергей Бахлаев. Мы хотим ещё добавить. Ћатюун был остроумным весельчаком, помогал всегда нуждающимся. Один улан-еравнинский дед рассказал, что он молодым попал в Читинскую тюрьму и когда его через некоторое время выпустили, то у него не было денег, чтобы добраться до Еравны. Голодный и холодный шагал он по читинским улицам и вдруг встретил Ћатюна, который дал ему немного денег на дорогу и повёл его кормить в ресторан. В ресторане Ћатюн подошёл к столу, где сидели офицеры и кушали. Ћатюн стал трогать руками их пищу и спрашивать: «Это сколько стоит? А это сколько стоит?». Брезгливые офицеры оставили еду и ушли. А Ћатюн сказал земляку: «Ну-ка садись, будем кушать». Данная история говорит о его смелости и находчивости. (информатор Г. Цыбикова). Внук Ћатюна Буда ахай Цыдендамбаев из Можайки рассказывал о том, как его дед сватался к дочери самого богатого в восточной части Еравны Тэрхэ-баяна. Когда он пришёл, Тэрхэ баян не хотел его пустить. Тогда он с ходу сочинил песню и спел:

 

«Адуунайтнай олонhоо

 

абаашахаяа ерээгуйб

 

Айдархан Дулмын захяагаар

 

айлшалаад ошохоёо ерээб

 

Хонинойтной олонhоо

 

Хулуухаяа ерээгуйб

 

Холшорхон Дулмын захяагаар

 

Хоноод ошохоёо ерээлби»

 

(Мне не нужен табун лошадей, а нужна красавица Дулма, по приглашению которой я пришёл погостить. Мне не нужно стадо овец, а нужна красавица Дулма). По рассказу моей мамы Тэрхын Дулма абгай была очень красивой женщиной даже в старости. Моя мама несколько раз гостила у неё в Чите.

 

Старший брат моего отца Шотхойн Дари, отданный другой семье, 9 лет был в ссылке. Был репрессирован. Его дочь Сэмжит абгай очень часто бывала у нас.

 

А сейчас настала пора рассказать о моём самом любимом предке, о легенде и гордости рода. Это прадед по материнской линии Бойбон Цэдэн. Я Сэсэгма дочь Балмы – Балма дочь Дулмажаб – Дулмажаб дочь Цэдэн – Цэдэн сын Бойбона. Как вы видите, здесь всё идёт по женской линии. Моя мама говорит, что родня по материнской линии у хори – бурят ближе и роднее. Она называется роднёй по крови, а отцовская родня – родня по кости. Братьев матери называют нагаса, на свадьбах сажают на самое почётное место. Говорят «Хунэй эхин – нагаса, уhанай эхин – булаг» (начало человека – дядя по матери, начало воды – ключ). По словам моей матери Болсоевой Балмы Чимитовны у бурят запрещается черпать воду из водоёмов в сумерках. Разрешается только в двух случаях: если ребёнок родился и нужна вода, во-первых; если пришёл в гости нагаса, во вторых.

 

В глухой еравнинской тайге, по старой Московской дороге, недалеко от вершины Уды, в местности Саган Марса есть полуразрушенный субурган. Этот субурган самый древний субурган, сохранившийся в годы репрессии, когда другие ступы были разрушены. Данный субурган был построен Бойбон Цэдэном, правнучкой которого я являюсь. По словам моей матери, субурган построил Бойбон Цэдэн в 1870-ых гг. Недалеко от Кондинской почтовой станции по Старой Московской дороге, в местности Саган Марса жили мои прадедушка и прабабушка и ещё 10 семей. Бойбон Цэдэн поехал на лошадях в Тибет, в Лхасу, чтобы поклониться Далай ламе. По дороге он менял несколько лошадей. После приезда из Тибета построил субурган «Жанчип шодон», ступу Просветления. Бойбон Цэдэн был бездетным, но после постройки субургана появились у него три дочери, одна из которых является моей бабушкой.

 

Сейчас в местности Саган Марса никто не живёт, добраться туда очень трудно. Нелюдность явилось основной причиной сохранения субургана, построенного в 1870-ых годах. Он сохранился в первозданном виде до 1960-ых годов, почти 90 лет. Со слов жительницы села Сосново-Озёрска 1952 года рождения А.Б. Жамагановой «в 1960-ые годы я со своими родителями жила недалеко от ступы, малолетней девочкой ходила к субургану и молилась» мы узнаём, что в 1960 году субурган был в целости и сохранности. Я родилась в 1960 году. Помню, когда мне было 14 лет, я впервые услышала от матери, что нужно было бы съездить к субургану, посмотреть, что там повреждено. От матери я услышала, что дядя принёс саблю и божка оттуда, потому, что субурган кто-то начал разрушать. В 2004 году 11 августа был вновь восстановлен субурган «Жанчип шодон», воспринимающая облагораживающие лучи Космоса. Как память о первозданности ступы, оставлена её основа из больших белых камней. Так как во времена моего прадеда Цэдэна не было современных материалов, из которых сейчас строят ступы.

 

У бурят дети, уже заимев собственные семьи, часто живут с родителями. С моими родителями тоже жили мои дедушка и бабушка по матери. В этом, я думаю, одно из отличий Востока от Запада. Дети живут не для вас, а для своих детей. Это вертикаль, устремленная в вечность. Я хочу сказать о моих родителях Жигжит Цыбиковиче и Балме Болсоевой, которые меня воспитали. Учили уважать старших, почитать семейные традиции. Я получила от моих родителей бесценный дар – порядочность, уважительное отношение к другим людям, стремление к знаниям.

 

Нам были память и любовь даны,
Чтобы сердцам ушедшим поклониться,
И, может статься, будут неполны

 

Без этих строк истории страницы.

 

Использованная литература

 

Фонд Эгитуйского дацана Ф 285 оп.2

 

Мир буддийской культуры, 2001, 87

 

Эрдынеев Р.Э. Эгэтын дасан. // Ярууна. – 2001. – 13 июня

 

Моя Еравна – Мой край родной: юбилейный выпуск к 75-летию. – Улан-Удэ, 2002 г.

 

Информаторы

 

Болсоева Балма, хубдут, 1916 г.р.

 

Цыдендамбаев Буда ахай, мэнгэй хальбан, 1928 г.р.

 

Баранникова Я.П., мэнгэй хальбан по матери, 1945 г.р.

 

Цыбикова Г.Ц. , мэнгэй хальбан, 1947 г.р.

 

Дыжитов Б.Я., ноётский род, булагад, 1957 г.р.

 

Цыбикова С.Ж.

Просмотров: 3644

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Популярное

21.03.2012
Сосново-Озерское
Цыренжап Сампилов
20.03.2012
Сосново-Озерское
10.04.2012
Сосново-Озерское
праздник хори бурят
21.03.2012
Сосново-Озерское
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -