История рода Абзай нам всем известна. Существует красивая легенда о происхождении этого многочисленного рода. Женщина Абзай после смерти своего мужа, одна воспитывала десятерых своих сыновей.
Род мой Абзай появился в древней стране Джунгария на основе слияния двух родов – хэнгэлдэр и шоно. У самого почетного и старейшего представителя моего рода - шамана, Леонтия Абзаевича Борбоева, есть книга «Сказание старого шамана», выпущенная в 2001 году. Я хочу процитировать из этой книги несколько строк: «по рассказам предков, через полтора-два века в стране Джунгария жизнь стала неспокойной. Монголия потеряла свою централизованность. На наши земли участились набеги маньчжуров –хунхузов…
В спешном порядке был собран второй курултай, на котором решили, что часть родов поедут в те места, где правил хан Бата – на запад. Другие вернутся на свою родину в Забайкалье, где жили их предки до пришествия Чингисхана» (1; с.19).До прихода казачества на землю наших предков, жили люди спокойно, занимаясь разведением домашних животных и охотой. В середине 17 века казаки начали осваивать новые земли, притесняя местное население, отнимая скот, облагая непосильными налогами.
Народ начал переселяться, убегать на необжитые места семьями и даже улусами – в Монголию, современные Баргузинский, Курумканский, Кабанский (Байкало-Кударинский) районы. И в это время представители хоринского племени отправились к русскому царю Петру Первому, чтобы лично рассказать о том произволе, что творили его воеводы на сибирских землях. Этот поход имел огромное значение для бурятского народа. Установились хорошие отношения между бурятским и пришлым народом. Указом Петра 1 назначены были люди, которые следили за порядком, дань собиралась два раза в год в пользу государства. Местный народ снова стал заниматься разведением скота, охотой на пушных зверей.
Особенно интересным для меня стал тот факт, что представители моего рода примерно в 1670 году встретились с казаками. Тогда они жили «у реки Хотонсо, близ горы Орголи. Когда казаки добрались до селения Мухар (теперь это Баяндаевский район Иркутской области, недалеко от деревни Хоготы), встретил их Верховный шаман Шанарта – зарин Боо, сын Бортоя Ойлонго (Бортоев Ойлонго). Ему Указом царя дали административную власть над своим народом, кортик и вымпел в виде знамени – он собирал ясак со своего народа. Много добрых дел сделал Шанарта: отправил местных молодых юношей к иркутскому воеводе, чтобы их выучили на писарей, толмачей- переводчиков, администраторов» ( 1; с.22, 23).
История переселения моего рода в Кабанский район также представляет большой интерес. Переехали не все, а только один из моих предков сын Борто с разрешения отца переехал через Байкал и нашел новое местожительство в местности Дулаан («теплое место»), вместе с двумя сыновьями срубили восьмиугольную избу и стали жить спокойно, занимались рыболовством, охотились.
У Борото был сын Холси, а у Холси – сын Хоодогон. «У него родился сын Михитэй (Никита), вместе с которым, помня сказание предков о провале земли, он переехал на новые места, где находится мое родное село Корсаково Кабанского района, и поселился в местности Долоогоно (Боярышник)» (1;с.48). Позже здесь появился улус Хушуунай Абзайшуул близ реки Бугутур.
Таким образом, место поклонения моим предкам, место обитания моих предков находится недалеко реки Бугутур, близ села Корсаково. Я с родителями часто бываю в этих местах, особенно летом. Мне нравится эта местность, летом она такая красивая: нежно катит свои воды Бугутурка, и такой аромат идет от цветов луговых, что кружится голова. И кажется мне, что стоят рядом со мной мои предки, такие серьезные и строгие, и такие добрые и ласковые, как сама природа этих мест.
По материалам историко-краеведческого клуба . Сониев Арья.
Комментарии