Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Республика БурятияБаргузинский районБаунтовский районБичурский районДжидинский районЕравнинский районЗаиграевский районЗакаменский районИволгинский районКабанский районКижингинский районКурумканский районКяхтинский районМуйский районМухоршибирский районОкинский районПрибайкальский районСеверобайкальский районСеленгинский районТарбагатайский районТункинский районУлан-УдэХоринский район

Род Абзай

21 марта 2012

История рода Абзай нам всем известна. Существует красивая легенда о происхождении этого многочисленного рода. Женщина Абзай после смерти своего мужа, одна воспитывала десятерых своих сыновей. 

 

Род мой Абзай появился в древней стране Джунгария на основе слияния двух родов – хэнгэлдэр и шоно. У самого почетного и старейшего представителя моего рода - шамана, Леонтия Абзаевича Борбоева, есть книга «Сказание старого шамана», выпущенная в 2001 году. Я хочу процитировать из этой книги несколько строк: «по рассказам предков, через полтора-два века в стране Джунгария жизнь стала неспокойной. Монголия потеряла свою централизованность. На наши земли участились набеги маньчжуров –хунхузов…

 

В спешном порядке был собран второй курултай, на котором решили, что часть родов поедут в те места, где правил хан Бата – на запад. Другие вернутся на свою родину в Забайкалье, где жили их предки до пришествия Чингисхана» (1; с.19).До прихода казачества на землю наших предков, жили люди спокойно, занимаясь разведением домашних животных и охотой. В середине 17 века казаки начали осваивать новые земли, притесняя местное население, отнимая скот, облагая непосильными налогами.

 

Народ начал переселяться, убегать на необжитые места семьями и даже улусами – в Монголию, современные Баргузинский, Курумканский, Кабанский (Байкало-Кударинский) районы. И в это время представители хоринского племени отправились к русскому царю Петру Первому, чтобы лично рассказать о том произволе, что творили его воеводы на сибирских землях. Этот поход имел огромное значение для бурятского народа. Установились хорошие отношения между бурятским и пришлым народом. Указом Петра 1 назначены были люди, которые следили за порядком, дань собиралась два раза в год в пользу государства. Местный народ снова стал заниматься разведением скота, охотой на пушных зверей.

 

Особенно интересным для меня стал тот факт, что представители моего рода примерно в 1670 году встретились с казаками. Тогда они жили «у реки Хотонсо, близ горы Орголи. Когда казаки добрались до селения Мухар (теперь это Баяндаевский район Иркутской области, недалеко от деревни Хоготы), встретил их Верховный шаман Шанарта – зарин Боо, сын Бортоя Ойлонго (Бортоев Ойлонго). Ему Указом царя дали административную власть над своим народом, кортик и вымпел в виде знамени – он собирал ясак со своего народа. Много добрых дел сделал Шанарта: отправил местных молодых юношей к иркутскому воеводе, чтобы их выучили на писарей, толмачей- переводчиков, администраторов» ( 1; с.22, 23).

 

История переселения моего рода в Кабанский район также представляет большой интерес. Переехали не все, а только один из моих предков сын Борто с разрешения отца переехал через Байкал и нашел новое местожительство в местности Дулаан («теплое место»), вместе с двумя сыновьями срубили восьмиугольную избу и стали жить спокойно, занимались рыболовством, охотились.

 

У Борото был сын Холси, а у Холси – сын Хоодогон. «У него родился сын Михитэй (Никита), вместе с которым, помня сказание предков о провале земли, он переехал на новые места, где находится мое родное село Корсаково Кабанского района, и поселился в местности Долоогоно (Боярышник)» (1;с.48). Позже здесь появился улус Хушуунай Абзайшуул близ реки Бугутур.

 

Таким образом, место поклонения моим предкам, место обитания моих предков находится недалеко реки Бугутур, близ села Корсаково. Я с родителями часто бываю в этих местах, особенно летом. Мне нравится эта местность, летом она такая красивая: нежно катит свои воды Бугутурка, и такой аромат идет от цветов луговых, что кружится голова. И кажется мне, что стоят рядом со мной мои предки, такие серьезные и строгие, и такие добрые и ласковые, как сама природа этих мест.

 

По материалам историко-краеведческого клуба . Сониев Арья.

Просмотров: 8785

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Видео

Корсаково
04.09.2018
Корсаково
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -