Я – потомок национальной героини Абжа Удаган.
У любого человека кроме его родителей должно быть четыре корня: родная земля, родной язык, родная культура, родная история.
Есть легенды, предания о происхождении Земли и жизни на ней, происхождении бурят. Я хочу рассказать предание о своём роде, который гордится своими великими предками. Это – Эрешкен, Абжа Удаган. В «Ацагатской летописи хоринских бурят» написано «делегацию в поездке хори-бурят к царю Петру Первому в 1702 году сопровождала удаган (потомственная шаманка) по имени Эрешкен, из Тугнуйской местности Уляангирта Булак, поддержавшая решение сейма – суглана и, главное, предсказавшая благополучный исход поездки. Она была «23-лет, умом ясная, сердцем добрая, нравом ласковая, с высокими душевными качествами, юная, без каких-либо недостатков»
Единственная женщина в составе делегации, Эрхэжэн удаган поехала «советницей(заабаршин), небесным хранителем (од сахюусан) и защитницей членов делегации от злых духов в пути». Все члены делегации вернулись на родину, кроме неё одной.
Родовые предания гласят: «Оставляя родное кочевье, Эрхэжэн знала, что не вернётся домой, но цель поездки для неё была выше всего, и ценой жизни она привезла своему народу охранную «Царскую грамоту».
В тугнуйских преданиях её иногда величают Эрэшхэн удаган , что подтверждает созвучие и тождественность имени по летописи. В генеалогической таблице барун-кубдутского рода, которую начали писать по заданию Главного тайши предположительно в 1796 году в тугнуйской Хотогорской мирской избе и продолженной учёными ламами Тугногалтайского дацана в конце XIX века, есть родословная Эрхэжэн удаган. В ней названы потомственный зарин боо Лойлонго ( Ойлонго) и его единственные сын Тэбхэ ( Тэбхээн) и что поразительно дочь Эрхэжэн удаган, хотя в бурятские родословия обычно не вписывают женщин. Уж очень примечательной личностью она была, и её помнили и чтили спустя столетия, что добросовестные тугнуйские летописцы, знатоки седой старины, сочли себя обязанными вписать её имя в родословную таблицу. Спасибо им, безвестным грамотеям!
Трансформация имени в родословиях, летописях от Эрхэжэн - Эрэшхэн Эрэшкен - Эреэхэн объясняется давностью прошедших лет. В её семье детей звали ласково Эрхэ (Эрхээжэн) и Тэбхэ (Тэбхээн). В переводе это чисто бурятское имя звучит баловница, любимица, неженка. Через 100 лет в гугнуйских преданиях ее называют Эрэшхэн. Проходит еще век, уже в бурятских летописях пишут Эрешекен Удаган. Ее далеких родственников по нисходящей линии стали называть Абжа Бадма, Абжа Буда, Абжа Суманжи.
Еще в 40-60 е гг. прошлого века ее земляки, представители барун-кубдутского рода родившиеся в конце 19 века, вспоминали, что в детстве много раз слушали рассказы старых родственников о ней. Они передавали, что «она была стройна, красива и белолица».
Не далекие потомки по линии единственного брата, особенно женщины, действительно имеют сходство с нею по цвету лица. В 1927 году одна из них нарекает свою дочь именем Эрхэжэн - русское имя Лилия, сейчас проживает в селе Kycoтa, многодетная мать, также пригожа и белолица. Л она моя бабушка и ей 83 года.
Но рассказам бабушки её дедушку звали Абжа Суманжи.
Я прямой потомок Эрхэжэн (Абжа удаган) в десятом поколении.
Родословная кубдутского рода хори бурят ветви абжаатан
III. Заключение
Начав изучать историю своей семьи, я пришла к выводу:
1) Моя семья - потомки легендарной национальной героини Эрешкен.
2) Мы, внуки, должны гордиться и почитать своих предков. Я буду продолжать свою исследовательскую работу, потому что история нашею Отечества очень интересна.
3) В истории 350 летнего совместного проживания русских и бурят, поход к царю Петру I имел огромное значение для дальнейшего мирного сосуществования.
Комментарии