Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края, от истории своей семьи. Этой мысли вторит и бурятская пословица: «Без истории человек не рождается, без дров огонь не загорается. Уггүй хүн байхагүй, утаагүй гал байхагүй».
В дни Сагаалгана по инициативе организатора Сосново-Озёрской средней школы №1 Бадмаевой Елены Галсановны прошёл в школе празднование Сагаалгана в необычной форме. Учащиеся - представители11 родов хоринских бурят участвовали в конкурсе «Хун шубуун гарбалтай».
Праздник хоринских бурят в школе
Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края, от истории своей семьи. Этой мысли вторит и бурятская пословица: «Без истории человек не рождается, без дров огонь не загорается. Уггүй хүн байхагүй, утаагүй гал байхагүй».
В дни Сагаалгана по инициативе организатора Сосново-Озёрской средней школы №1 Бадмаевой Елены Галсановны прошёл в школе празднование Сагаалгана в необычной форме. Учащиеся - представители 11 родов хоринских бурят участвовали в конкурсе «Хун шубуун гарбалтай».
Нарядно одетые в национальные костюмы – учащиеся - представители 11 родов хоринских бурят прошли в параде родов. Самыми многочисленными оказались род Шарайд. Около 80 учащихся школы несли жёлтый флаг шарайтского рода. Ведь недаром говорят, что «шаазгайн һуугаагүй модон үгы, шарайдай байгаагүй нютаг үгы”. (нет дерева, где не сидела бы сорока, нет земли, где не жил бы шарайт). Вторым по численности был род хубдуут. Самым немногчисленным был род батанай. А коричневый флаг рода худай несли всего 2 девочки. Учителя готовили группу учащихся определённых родов к конкурсу.
Первым конкурсом было представление рода и его хухууров (ветвей), герба, кличей, стихов о роде.
Вторым конкурсом была презентация карты расселения рода. Например, карту расселения рода хальбан представил ученик 11 класса Амгалан Шойдоков. «По хоринским легендам, прародитель бурят Барга-батор имел троих сыновей - Илюдэр-тургэна (Олёдоя), Буряа и Хоридоя. У Хоридоя были три жены - Баргуджин-гоа, дочь Баргудай - мэргэна, Шаралдай и Нагаадай. От Баргуджин-гоа у него была одна дочь - Алан-гоа, родившаяся в Ариг Усе. Шаралдай и Нагаадай родили одна пять, другая шесть сыновей. По их именам и называются 11 основных хоринских родов.
Во время монгольского владычества с местности Ариг Ус племя хори было уведено в Северо-Восточную Монголию, где прожило до начала XVI века, попадая в зависимость то к одним, то к другим мелким монгольским ханствам. В конце концов, когда предводительницей хори стала дочь Буянта Засаг-хана из Внутренней Монголии Бальжин хатан, вышедшая замуж за сына монгольского нойона Буубэй-Бэйли Дай-Хунтайжи, хори ушли из Монголии на свои земли, заселились в Аге, в Еравне, Кижинге, Хоринском, Мухоршибирском, Заиграевском районах. Род хальбан в основном заселил Кижингу, недаром раньше Кижингу называли «Хальбан хошун» (район Хальбан). А в Еравне хальбан жил в местности Голубай. Их называли Гулбайн хальбангууд. Среди наших учащихся мы нашли только 6 представителей рода Гулбайн хальбангууд и 1 потомка кижингинских хальбинов.
Местность «Голубай» находится на восточной стороне от села Ширинга. Гулбайн хальбангууд проводили тёплое время года у озёр Голубай, а зимовали у подножия горы Ундэр и Толгой.
Интерес представлял конкурс «Семейные реликвии». Что только не было представлено детьми. Начиная с большого прабабушкиного сундука, буддийской атрибутики, кухонной утвари, орудий труда, заканчивая драгоценными украшениями.
В конкурсе «Известные люди рода» были названы имена буддийских лам, хоринских тайша, гулва – предводителей рода, известных писателей, артистов и др. например представитель рода Хальбан назвала Зодбын ламхай из рода Мэнгэй Хальбан, который основал Жуд дуган в Эгитуйском дацане и был ширетуем в конце 19 века. Упомянут был Цыренжап Бадмаев, гутаар хальбан, известный детский поэт и др.
В конкурсе «Моя родословная были представлены родословные в разных форматах как стендовая защита, медиапроекты, видеоролики, презентации, устная защита и др.
Компетентное жюри ( Халхаров Д-Н.Х, Цыденов Ю.С., Жамбалова Е-Х. Г, Саганова В.С.) присудило 1 место роду Саган, 2 место разделили род Хальбан и род Шарайд, 3 место занял род Бодонгут.
По словам руководителя рода Саган Данзановой Э. Б. данный конкурс повысил интерес детей к изучению своей родословной, родного края и языка, притянул их необычным форматом конкурса. Руководители рода Шарайд, Дамбаева Ц.Д и Цыренжапова Г.Ц. предлагают проводить Сагаалган в школе как праздник родов с расширением, включая не только хоринцев, но и представителей других родов. В ходе подготовки к конкурсу дети нашли много нужной и интересной информации о своих родах со слов старожилов. Думается, что праздник хоринских бурят сыграл немалую роль в деле воспитания детей патриотами малой родины, привитию
чувство гордости за свой род, родных.
Нам были память и любовь даны,
Чтобы сердцам ушедшим поклониться,
И, может статься, будут неполны
Без этих строк истории страницы.
Вследствие чего в расплодившихся в последние годы подобного рода конкурсах, данное мероприятие стоит особняком. Школа №1 села Сосново-Озёрское прочно осваивает роль «законодателей мод» в локальном хори-бурятском пространстве.
Цыбикова С.Ж.
Комментарии