«Социальное партнерство как условие эффективного управления качеством образования»
Республиканская стажировочная площадка МОУ Оронгойская средняя общеобразовательная школа имени Н.Г.Балдано (из опыта работы школы)
Оронгойская средняя общеобразовательная школа имени Н.Г.Балдано в 2014 году по результатам Республиканского конкурса на присвоение статуса республиканской стажировочной площадки вошла в число 51 школы, выигравших грант в размере 257 000 рублей МО и Н РФ по разработке моделей государственно-общественного управления качеством образования (ГОУО).
В срок с 3 по 5 ноября 2015г. в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении г. Иркутска лицей – интернат № 1, единственном в Иркутской области учреждении повышенного уровня подготовки, предоставляющего круглосуточный пансион, прошла стажировка руководителей, общественных управляющих, педагогических работников по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Социальное партнерство как условие эффективного управления качеством образования» в рамках работы республиканской стажировочной площадки по развитию государственно-общественного управления образованием МОУ Оронгойская средняя общеобразовательная школа имени Н.Г.Балдано Иволгинского района Республики Бурятия.
В работе площадки принимали участие 25 педагогов и руководителей.
Цель РСП: совершенствование и развитие профессиональных компетенций педагогических и управленческих работников системы общего образования, обеспечивающих способность к проектированию и эффективной организации государственно-общественного управления как обязательного элемента управляющей системы в условиях конкретного образовательного учреждения и в условиях введения профессионального стандарта учителя.
Основными вопросами для обсуждения в ходе работы республиканской стажировочной площадки стали вопросы государственно-общественного управления образованием:
о влиянии ГОУ на социокультурную ситуацию в поселении,
о развитии местным сообществом механизмов управления качеством образования и его результатов,
об активности общественного участия в принятии действенных решений, развитии практики договорных отношений между местным сообществом и образовательным учреждением,
о привлечении общественных организаций и общественных экспертов к оценке качества образовательных результатов и условий организации образовательного процесса,
об определении перспективных направлений развития школы с участием гражданских институтов, обеспечивая переход школы в новое качественное состояние,
вопросы «открытости» школы для социального партнерства.
Развитие общественного участия в формировании образовательной политики, в управлении и в контроле качества образования выступает сегодня одним из приоритетов развития образования на ближайшую перспективу. Поэтому для нас, нашего педагогического сообщества, одной из наиболее актуальных задач является включение ГОУ в систему управления ОУ.
Основная задача школы социального партнерства – пробудить гражданскую активность за стенами школы, быть не только образовательным, но и ресурсным, гражданским центром села. Именно эти вопросы выносились на обсуждение на стажировке в городе Иркутске.
Вся работа РСП способствовала разработке модели и подходов к формированию культуры открытости деятельности образовательного учреждения. Обсуждение вопросов проходило в рамках следующих модулей программы:
«Социальное партнерство в образовательной практике как фактор повышения качества образования»
«Взаимодействие социальных партнеров по повышению качества образования»
«Взаимодействие ученического самоуправления с социальными партнерами»
«Общественное участие в государственно-общественном управлении образовательным учреждением»
«Внешняя оценка результативности профессиональной деятельности педагога»
В работе коллективов поднимались вопросы о том, что модель государственно-общественного управления разработана с целью создания образовательного пространства, пространства социального партнерства, гражданской инициативы и общественной самоорганизации, включающей учеников, педагогов, родителей школы и заинтересованных представителей социальных институтов образовательной/необразовательной сфер.
Итогом работы стала представленная коллективом лицея-интерната № 1 модель ГОУ под названием «Гражданское сообщество: эффективная модель ГОУ в условиях лицея - интерната». Ключевая идея опыта наших уже социальных партнеров заключалась в представлении эффективности Гражданского сообщества через технологии проектирования.
Основой разработанной стажерами модели является оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении лицеем в интересах учащихся и их родителей, педагогов, социальных партнеров на основе согласования интересов, координации деятельности, взаимодействии и совместной деятельности.
Организация внедрения разработанной модели государственно-общественного управления лицеем на уровне других образовательных учреждений может быть обеспечена посредством:
организации обучения педагогов, членов ученического самоуправления и общественности;
информационного обеспечения практического использования модели путем расширения участия общественности в управлении школой;
апробации новых форм участия социальных партнеров в управлении, кооптации общественности в органы управления.
Таким образом, созданная и реализуемая модель государственно-общественного управления школой предоставляет возможность для образовательных/необразовательных учреждений, организаций и предприятий стать активными партнерами в решении местных, в том числе образовательных проблем.
Гиль О.А., заместитель директора по УВР
Комментарии