Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

«Янгажинское инородческое казачество: прошлое и настоящее»

23 сентября 2012
«Янгажинское инородческое казачество: прошлое и настоящее»

 

Так называется книга, под редакцией Галины Санжиевны Бальжиевой, директора музея «Моя малая родина» на общественных началах с. Оронгой Иволгинского района и её дочери Татьяны Хазагаевой. Выпуск книги приурочили к 350-летию добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства и 160-летию образования Забайкальского казачьего войска.

 

В книге описаны исторические данные о становлении казачества: «прошлое и настоящее», события внутренней и внешней политики царской России в период ХVII-ХVIII в.в., который характеризуется присоединением инородческих народов Забайкалья и их территорий в состав Российского государства.

 

Представители этнических народов: буряты и эвенки стали подданными России, и стали служить в казачьих инородческих формированиях, и затем в созданном Забайкальском казачьем войске. Казаки Бурятии защищали рубежи Российского государства и обеспечивали продвижение на новые территории до Тихого океана.

 

Также на презентации книги была представлена музейная выставка: «Янгажинское инородческое казачество: прошлое и настоящее» в 6 частях в виде наглядных экспозиций.

 

Как прокомментировала Г.С. Бальжиева: «Скудность архивных материалов, единичность фотографий периода Забайкальского казачьего войска объясняется прерванностью связи между поколениями потомственных казаков. Несмотря на все перипетии в судьбе казачества Бурятии, сегодня после такого длительного исторического разрыва оно стало возрождаться и развиваться на благо нашего многонационального государства».

 

В 1884г. было основано Янгажинское станичное правление, резиденция которого находилась в Троицкосавске и подчинялась 1-ому Военному отделу Забайкальского казачьего войска.

 

16 февраля 1885г. была утверждена царём Николаем II Янгажинская станица как новая административно-территориальная единица Забайкальского Казачьего войска. Станица имела 54 двора, и ей подчинялись урочища: Иволгинское - 70 дворов, Оронгойское - 31 двор, Гильбиринское - 62 двора, Сутойское - 34 двора, Харганацкое - 56 дворов.

 

Первым атаманом Янгажинской станицы был урядник Даши Молон Баирбиликтуев, его помощником мл. урядник Ринчин Цыренов, а писарем Буда Цыренов. Должность Почетного судьи исполнял Хандужап Ганжуров. Станичному атаману подчинялись урочищные атаманы: Галсанов из Оронгоя, Жигжитов из Нижней Иволги и Сахияев из Хурумши.

 

Историческая справка. В 1727 году в Забайкалье числилось 10 тыс. русских, многие из которых были заняты внутренней службой в городах и острогах и 200 тыс. инородцев. Для оформления российско-китайской границы протяженностью 2000 верст по Нерчинскому договору 1689 года и Буринскому трактату 1727 года привлекается инородческое население бурят и эвенков. Военные силы Забайкалья ограничивались в 1731 году одним пехотным полком, ротою драгун и 5000 вооруженными бурятами и тунгусами, т. е. главную силу составляли инородцы.

 

В середине 50-х годов XVII в. взаимоотношения с Китаем ухудшаются из-за экспансии России на севере Монголии и на юге Дальнего Востока. Нависла угроза военного конфликта. Военная коллегия и Сенат издают Указ от 17 октября 1760 года о создании Тунгусского пятисотенного конного полка под командованием князя Гантимура. Эвенкийские казаки со своими семьями были размещены вдоль Нерчинского участка границы. А летом 27 июня 1764 года правительство издает Указ о формировании 4-х бурятских полков с 6-сотенным составом: полк Атаганов (650 чел.), полки Цонголов (582 чел.), Ашебагатов (353чел.) и Сортолов (395 чел.) под командованием зайсана Ашебагатского рода Бадалуева Ц., получившего звание войскового старшины. Остальные из 10 бурятских родов дополнили недостающий контингент.

 

Российское государство законодательным путём учредило в Забайкалье 5 инородческих полков как формирование нерегулярного войска и определило штат войска и его внутреннюю структуру. В основу деления полков лежал десятичный признак, и полки делились на сотни, сотня на десятки, во главе которых стояли соответственно сотники, пятидесятники, десятники.

 

 Шестисотенные бурятские полки возглавляли есаулы, а всеми полками руководил главный войсковой старшина - атаман. А с 1779г. стали назначаться еще 2 атамана, у которых в подчинении было по два полка. Сотенные, полковые и атаманы получают чины с 9 по 14 класс. Все должности были выборные, но утверждались свыше. Инородческие полки находились в ведомстве Забайкальского пограничного войска.

 

Казак. На самой нижней ступеньке служебной лестницы казачьего войска стоял рядовой казак, соответствующий рядовому пехоты.

 

Приказный. Приказный имел одну лычку и соответствовал ефрейтору в пехоте.

 

Урядник. Звания младшего урядника и старшего урядника соответствовали младшему унтер-офицеру, унтер-офицеру и старшему унтер-офицеру соответственно, количество лычек, характерно для современного сержантского состава.

 

Вахмистр. Вахмистр - следующий чин, который был не только в казачестве, а и в унтер-офицерском составе кавалерии и конной артиллерии. В русской армии и жандармерии вахмистр являлся ближайшим помощником командира сотни, эскадрона, батареи по строевой подготовке, внутреннему порядку и хозяйственным делам. Чин вахмистра соответствовал чину фельдфебеля в пехоте.

 

Хорунжий. Хорунжий - следующая степень в обер-офицерских чинах, соответствующая подпоручику в пехоте и корнету в регулярной кавалерии. По служебному положению соответствовал младшему лейтенанту в современной армии. В армии времени Российской Империи, по сравнению с советской, количество звездочек было на одну больше.

 

Сотник. Сотник — обер-офицерский чин в казачьих войсках, соответствующий поручику в регулярной армии. Сотник носил погоны такого же оформления, но с тремя звездоч­ками, соответствуя по своему положению современному лейтенанту.

 

Подъесаул. Подъесаул являлся помощником или заместителем есаула и в его отсутствие командовал казачьей сотней. Погоны имели тоже оформление, что и сотника, но с четырьмя звездочками. По служебному положению соответствует современному старшему лейтенанту. Введен этот чин в 1884 г. В регулярных войсках соответствовал чину штабс-капитана и штабс-ротмистра.

 

Есаул. Есаулы (тюркский - начальник) были войсковые, полковые, сотенные, станичные, походные и артиллерийские.

 

Войсковой старшина. С 1754 г. войсковой старшина приравнивался к майору и упразднено это звание в 1884 году. Носил погоны с двумя голубыми просветами на серебряном поле и тремя большими звездами.

 

Федор Алексеевич Головин сыграл огромную роль в истории Забайкалья. Сын тобольского воеводы из древнего боярского рода. Великий посол и наместник Сибири он вел переговоры с Китаем, завершившееся подписанием Нерчинского договора от 27 августа 1686 года. Этот договор был первым русско-китайской истории, установивший границу между двумя государствами. Ф.А. Головин укрепил Нерчинский острог, организовал работу Нерчинских серебряных рудников для увеличения выпуска серебряных монет. По приказу Ф.А. Головина была заложена небольшая деревянная крепость Удинск (ныне г. Улан-Удэ) и укреплена артиллерией. По договору Ф.А. Головина с тайшами Предбайкалья 500 семей из 6 бурятских родов были переселены в Забайкалье.

 

Согласно преданию Б. Будаева: 15 января 1689 года на собрании предводителей–тайшей 6-ти бурятских родов Предбайкалья: Алагуй, Бабай-хурамша, Готол-буумал, Олзон, Харанут и Шоно был заключен договор с томским наместником Ф. А. Головиным о переселении 500 семей Предбайкалья в Забайкалье для несения пограничной караульной службы.

 

В 1707 году семьи переселенцев обосновались в долинах реки Селенги и ее притоков: Иволга, Оронгой, Баянгол, Харгана, Чикой, Иро.

 

В местности Олоной обоо Янгажинской долины находится субурган Жанчуб, который служил местом поклонения 6 предбайкальских родов, проживающих в Иволгинском и Селенгинском районах.

 

Субурган был установлен в 40-х годах XIX века Багурай - ламой, вторым Ширетуем Янгажинского дацана.

 

На этом месте в 1904 и 1914 гг Д.Д. Итигэлов, XII Пандито Хамбо Лама благословлял янгажинских казаков перед уходом на войну. Говорят, что все казаки живыми вернулись домой. Несколько лет назад субурган был подвергнут вандальному разрушению. Весной в 2008 году по инициативе Сагаан ламы были начаты работы по его восстановлению  на пожертвования земляков. Строили субурган жители Гильбиры.

 

Обряд освещения провёл Дамба Аюшеев, XXIV Пандито Хамбо Лама, с ламами Иволгинского дацана.

 

Все, кто покланяется Жанчуб субургану, найдёт защиту и покровительство божественного Умай-тэнгэри и могущественных Сахюусанов.

 

Жанчуб Субурган - это одно из самых сакральных мест Бурятии.

 

Авторы книги - Г.С. Бальжиева и Т.К. Хазагаева выражают благодарность за поддержку в издании «Янгажинское инородческое казачество: прошлое и настоящее»: Перевалову А.В., атаману ОКО «Верхнеудинское» РБ; Лыктыпову Ц-Д.Р., и.о. главы администрации МО «Иволгинский район», Очирову В.Ц. и Мархаеву А.С. – главам сельских поселений «Иволгинское» и «Нижнеиволгинское», Арьяеву С.Д. – главному редактору газеты «Жизнь Иволги», Ужиханову Г.В. военному комиссару по Иволгинскому району, Астраханцвой В.П. руководителю Исполкома МО Партии «Едина России», Ивановой О.В. начальнику Иволгинского РУО, Поспелову К.П., ведущему специалисту АМО «Иволгинский район» по делам молодежи ФК и спорту Иволгинского района, Даренину А.В., командиру в/ч 46167 УЖВ ВВО, депутату Райсовета Б-Д.Ж. Бимбаеву, потомственным казачкам - Чиркуновой Н.Г., и Дымбрыловой Т.Б., (с. Оронгой), и индивидуальным предпринимателям: Берсановой А.Х. (с. Оронгой) и Красовской Е.Н. (с.Иволгинск) и др.

 

Издание дополнено историческими материалами, фотографиями, родословными казачьих семей, найденными авторами в результате поисковой работы в Национальном архиве РБ, Национальной библиотеке РБ и Иволгинской межпоселенческой центральной библиотеке, вспомогательных и основных фондах краеведческого музея «Моя малая родина» улуса Оронгой, школьных музеев сел Гильбиры (Иволгинский район), Харганы и Сутоя (Селенгиинский район), а также из семейных архивов жителей названных сел, ранее относящихся к Янгажинскому казачеству.

 

В книге использованы материалы и старинные фотографии из семейных архивов: Кишиктуева Х.В., Гармаева В.П., Нимаева Ч.Д., Цыденова А.Д., Нимаевой З.Н., жителей улуса Оронгой, Эрдынеевой Л.С. из с.Иволгинск, Ленхобоевой Н.Ш. из с. Нижняя Иволга, Хазагаева А.И. - г. Улан-Удэ, Очировой В.Б. жительнице с. Харганы, а также Галдановой Б.Р., ведущего библиотекаря информационного центра Буддийской культуры ЦМБ с. Иволгинск и Клюевой О.Н., заведующей Модельной поселенческой библиотеки улуса Оронгой.

 

Таким образом, авторами книги была проделана огромная поисковая работа. Изданный буклет представляет особый интерес для исследователей-краеведов по теме становления, развития и возрождения инородческого казачества Бурятии и России.

 

Сегодня после такого длительного исторического разрыва казачество стало возрождаться и развиваться. На совещании казачества атаманом, вновь возрождённой Янгажинской станицы, стал Баир Александрович Цыденов.

 

Автор: Олеся Сотникова. Фото Сергея Арьяева

Источник:http://ivolginsk.info/news/?record_id=72от 16.12.2011

 

 

 

 

Автор: Moderator
Просмотров: 2781

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -