Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Новости Бурятии и Улан-Удэ

В Бурятии появится свой Шаолинь

8 апреля 2013

В Мухоршибирском районе при новом буддийском храме будут преподавать ушу для лам 

Обет безбрачия, ежедневные тренировки ушу и практика медитации… Это не только образ жизни монахов в китайском монастыре Шаолинь, но и будущие требования к ламам в Тугнуйском дацане, что строится в местности Баин-Хара 

Тугнуйская долина Мухоршибирского района — одно из уникальных мест Бурятии. Эта земля славится не только своим плодородием и известными людьми. Богата она и в духовном плане. С приходом буддизма в Бурятию, более двух веков назад, здесь начали строить один из первых дацанов. Сначала его возвели в местности Зандин. 

Позже храм «Даши Чойнхорлин» было решено перевезти в Баин-Хару. И на новом месте уже была размечена земля и вбиты колышки. Начались кропотливые приготовления к переезду. Все свое имущество ламы погрузили на повозки, запряженные лошадьми. Но на полпути у первой подводы оборвалась лямка. Тогда было решено ставить дацан на этом месте. Так стал строиться Тугногалтайский дацан. 

По заветам предков 

Но закончить работы в то время так и не удалось. Довести до конца дело предков ныне решил лама Баясхалан Бальжинимаев. 

— Задуманное я решил воплотить со своими единомышленниками, кого знал с детства, обычными сельскими жителями. Но нужны еще и средства, чтобы возвести дацан. С самого начала я решил, что лишь на подаяния строить дацан не буду. В общем, мы открыли сельхозпроизводство. И на заработанные средства мы строим дацан, — рассказывает Баясхалан Бальжинимаев. 

Уроженец Тугнуйской долины Баясхалан-лама в 1999 году, после пяти лет жизни в Индии, вернулся на родину. Некоторое время лама служил в других дацанах. Но у него всегда возникало твердое желание основать буддийский храм на своей малой родине. 

Вспоминая первые шаги, лама рассказывает, что сначала с друзьями построил лишь дощатый сарай. В нем и пришлось зимовать первый год. Чтобы согреться, печку приходилось топить без перерыва. 

— Люди поверили в благое дело. Эта одержимость одной целью во многом сыграла определяющую роль, — вспоминает Баясхалан-лама. — Также мы себя не видим вне Буддийской сангхи. Хамбо-лама многое сделал для централизации и укрепления религии в тяжелые постсоветские годы. Поэтому хотим, чтобы именно он открыл наш дацан. 
  
 
Бурятский Шаолинь 

Вера в собственные силы и учение Будды помогают осуществлять задуманное. Но, помимо веры, Баясхалан-лама считает, что важно и физическое состояние. 

— В основе буддизма положены философия и практика медитаций. Их всестороннее изучение помогает получить ответы на многие вопросы и укрепить свою веру. Но, помимо духовного начала, я считаю, должно быть и физическое совершенствование. Если человек обладает духовной силой наряду с физической, то достигнет намного больше. И это помогает не только в религии, но и в обычной жизни. Считаю, что сильный человек — добрый человек, — уверен лама. 

Для физического самосовершенствования, по мнению Баясхалана-ламы, лучше всего подходит ушу. 

— Заниматься ушу начал еще в Индии. Вообще хотелось бы, чтобы ламы и хувараки практиковали занятия, ну хотя бы в нашем дацане. Во-первых, это здоровый образ жизни. Во-вторых, когда человек физически развивается, отсекает в сторону и все вредные привычки. Не зря ведь говорят, что в здоровом теле — здоровый дух, — уверен лама. 

Однако Баясхалан-лама категорически против участия священнослужителей, владеющих техникой ушу, в спортивных соревнованиях. Ведь цель изучения ушу — познание своих возможностей и победа над собственными слабостями. 

— Думаю, что монахи, которые будут больше злоупотреблять физическим развитием, могут овладеть опасными знаниями. Всегда есть соблазн применить их в жизни. Поэтому изучение ударной техники и боевых искусств у нас будет под запретом, — говорит Баясхалан-лама. 

Принцип буддизма — не нанеси вреда ближнему. Следование этой аксиоме и приносит просветление, считает лама. 

— В идеале нашей целью должно стать сходство с монастырем Шаолинь. То есть это место будет закрыто для семейных лам. В дацане будут жить только монахи, давшие обет безбрачия. Философия, медитация и физическое развитие — это и будет основа. Неважно, кто станет ширээтуем (настоятель дацана. — Прим. авт.), главное, чтобы этот дух всегда неукоснительно соблюдался, — убежден Баясхалан-лама. 

Наша республика славится сильной школой ушу. Бурятские спортсмены известны по всему миру, в том числе и на родине этого спортивного искусства — в Китае. 

— Было бы хорошо, если бы и Федерация ушу республики оказала помощь монахам в тренировочном процессе, — считает лама. — В будущем, со строительством спортивного зала, дацан мог бы стать бесплатным летним лагерем для занятий ушу всей местной ребятни. 

Буддийское производство 

Многие считают, что дацаны должны сами себя содержать. По мнению Баясхалана-ламы, это возможно только при наличии собственного производства. 

— На людские подаяния живут только ламы-отшельники, которые полностью посвятили себя медитации, — убежден лама. 

Для этого он и занялся сельским хозяйством. Вокруг сарая, ставшего первым убежищем, появилась производственная площадка. Под руководством ламы рабочие построили коровник, гараж, токарно-слесарную мастерскую, открыли пилораму, прачечную, столовую, теплицу. Баясхалан-лама основал своего рода коммуну. Люди здесь круглогодично работают. Готовят пиломатериал, пасут скот, выращивают картофель, запасаются сеном… 

— В Баин-Харе постоянно проживают 30 человек. Это рабочие и их семьи. Если в будущем здесь появится крепкое село, то я только буду рад, — говорит лама. 

К слову, сам дацан расположен в 3 км от производственной площадки. Летом на строительство сюда приезжают еще больше рабочих. Сейчас в коммуне есть 5 машин, 2 трактора и другая сельхозтехника. Поголовье крупного рогатого скота насчитывает более 100 голов, разводят баранов, овец, коз и другую живность. 

— Несмотря на то что мы стараемся все делать своими силами, местные жители оказывают нам помощь и поддержку. Многие из них отдали в аренду нам свои паи. Не осталась в стороне и власть. Глава района Юрий Петров и глава райсовета Светлана Доржиева выделяли строительный материал, оказывали и финансовую помощь. Администрация выделила дацану и землю бывшего колхоза, — с благодарностью говорит Баясхалан-лама. 

Не забывают в коммуне и о рабочих. Помимо материальных выплат все рабочие обеспечиваются дровами, сеном, продуктами. Каждый работник содержит, кроме родственников, выходцев из близлежащих сел Нарсата, Бом, Тугнуй и Галтай. 

В планах у хозяйства увеличение площадей под овощные и садовые культуры. Но главным, считает лама, для них является выращивание и культивирование аборигенного скота. В наших условиях это позволяет круглогодично использовать пастбища и сенокосы. 

Как отмечает лама, если бы он не думал о результате, не надеялся, то никогда бы не взялся за это дело. Большинство местных жителей несмотря ни на что не остались в стороне и поддержали. 

— Я знаю, как они живут, был практически в каждом доме. Считаю, что мы никогда не должны забывать о народе и находимся у него в неоплатном долгу, — говорит Баясхалан-лама. 

И теперь дело всей жизни священнослужителя наконец обретает видимые очертания. После десяти лет непрерывной работы дацан должен распахнуть свои ворота для лам и прихожан в сентябре этого года. 

Источник: http://www.infpol.ru

Автор: Модератор
Просмотров: 3286

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить новость

Зурхай на сегодня

Прогноз на 2023 год
Настоятель Курумканского дацана «Гандан Ше Дувлин» Еши Намжил лама (Олег Намжилов) дал прогноз на 2023 год. 2023 год – это год синеватого Зайца в стихии Воды. Год благоволит людям, родившимся в годы Свиньи и Овцы. Заяц является символом успешности, прагматичности, честолюбия и даже некоторой приспос

Лунный календарь
Апрель 2024

1
22
2
23
3
24
4
25
5
26
6
27
7
28
8
29
9
1
10
1
11
2
12
3
13
4
14
5
15
6
16
7
17
8
18
9
19
10
20
11
21
12
22
13
23
14
24
15
25
16
26
17
27
18
28
19
29
20
30
21
     

Май 2024

  
1
23
2
24
3
25
4
26
5
27
6
28
7
29
8
1
9
1
10
2
11
3
12
4
13
5
14
6
15
7
16
8
17
9
18
10
19
11
20
12
21
13
22
14
23
15
24
16
25
17
26
18
27
19
28
20
29
21
30
22
31
23
  

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Яндекс.Метрика
Создание сайта -