Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Новости Бурятии и Улан-Удэ

ХАМБО-ЛАМА ДАМБА АЮШЕЕВ О ВОЗРОЖДЕНИИ СЕЛА

4 февраля 2013

 

Накануне празднования Сагаалгана делегация организаторов проекта «Родное село» во главе с председателем ассоциации фермеров Бурятии и руководителем исполкома БРО партии «Единая Россия» Баиром Бальжировым посетила Главу Буддистской Традиционной Сангхи России XXIV Пандита Хамбо-ламу Дамбу Аюшеева. Встреча прошла в удивительно теплой обстановке. Вопросы возрождения села, возвращения к истокам, развития Бурятии через приобщение людей к сельскому труду для Хамбо-ламы Дамбы Аюшеева не просто слова. Уже много лет он возрождает национальные виды спорта, способствует развитию номадного животноводства, созданию перерабатывающих производств. Его заботят и вопросы экологии, и вопросы сохранения здоровья и, в целом, процветания, как Бурятии, так и России в целом.

Обо всем этом он с большим удовольствием поделился и с читателями нашего портала.

- Достопочтимый Хамбо-лама, что для вас лично значит село?

- Я сам родом из села.  Я горжусь тем, что родился и вырос в маленьком селе, где было от силы 30 дворов. Люди, выросшие в сельской местности гораздо сильнее. И не только физически. Что отличает сельских жителей от городских? В селе невозможно выжить по принципу «каждый сам за себя». Здесь каждый помогает своему соседу, другу, и не ждет благодарности взамен. Это базовый принцип. По-другому здесь не выживешь. И именно это качество делает сельчан духовно сильнее. Моя мечта, чтобы наши сельчане получили возможность стать богаче и материально.

 

На фото: председатель Ассоциации "Фермеры Бурятии" Баир Гвибалович Бальжиров и XXIV Пандита Хамбо-лама Дамба Аюшеев 

Есть две крайности – нищета и чрезмерное богатство. Нищему человеку тяжело жить – он должен каждый день унижаться, прося подаяния. Очень богатому человеку тоже непросто – он день и ночь думает, как сохранить свое богатство. Истина по-буддистски находится посредине, когда человек не нищенствует, и не излишествует. Тогда он имеет возможность жить гораздо более свободно. Так может жить только человек, живущий своим трудом, на своей земле. Человек - созидатель. Посмотрите в глаза созидателя – и вы поймете, что за ним – будущее.

- За счет чего должно развиваться наше село?

- Каждый экономист понимает, что мы живем в регионе, относящемся к зоне рискованного земледелия. Поэтому наиболее эффективным видом хозяйствование здесь было и остается номадное животноводство. Я считаю, что во главе этого животноводства должно быть овцеводство. Овцы – это единственные животные, которые не распространяют какие-либо заболевания, обычно переносимые домашним скотом или птицей. Это и экономически наиболее рентабельный вид деятельности. За пять-шесть лет с одной отары при правильном уходе вы можете получить две-три отары. Для тех местностей, где скотоводство является приоритетом, овцеводство должно стать основой экономического благосостояния. Независимо от национальности и вероисповедания.

До революции это понимали очень хорошо. Все наше казачество также держалось за счет овцеводства. Каждый казак, уходя на две недели на охрану государственной границы, брал с собой запас баранины. Поэтому в казачьих поселениях поголовье овец было в два раза выше, чем поголовье коров.

В советское время именно чабаны были наиболее почетной профессией в животноводстве. Овцеводство, как никакая другая сфера, давало республике героев труда, орденоносцев. Труд чабана всегда был в большом почете.

Я считаю, что в каждой сельской семье, там, где есть пастбища, должно быть минимум по 30 овец. Это экономическая база для самообеспечения. Семьи, у которых развиваются свои отары, никогда не будут голодать и нуждаться. Они смогут поставить на ноги своих детей, дать им достойное образование и доступ ко всем современным благам, к которым сегодня так все стремятся.

Сельский житель, уверенно стоящий на ногах, ни за что не променяет деревню на город. Он может раз в месяц приехать в город, приобщиться к городской  культуре и… вернется домой. Городская среда – изначально агрессивна для человека.

- Хамбо-лама, Вы – инициатор создания социальных отар. Расскажите, в чем суть идеи?

На фото: овцы породы буубэй, СПК "Эрдэм" Курумканский район

Сегодня очень важно, чтобы человек с уверенностью смотрел в будущее. А для этого нужно создавать базу. Как в селе выживать семьям, у которых нет своего хозяйства? Как научить людей заново доверять друг другу? Как сделать так, чтобы люди снова начал общаться между собой, вернули традиции живого общения?

Социальные отары – это форма возвращения к коллективному хозяйству, но в современной интерпретации. Раздавая семьям, которые не имели овец, по 30 голов, мы поставили условие – все семьи, которые получили овец, а это, как правило, пять семей на деревню, должны объединиться и содержать их как одну большую отару. Это экономически и организационно намного эффективнее. И это же заставляет людей взаимодействовать, работать на общее благо, думать друг о друге, общаться друг с другом, и наконец, доверять друг другу.

Мы смогли это сделать благодаря финансовой поддержке г-на Дмитрия Медведева. Мы создали маточное стадо, из которого мы будем каждый год формировать социальные отары, и благодаря  которым будем постепенно формировать базу для развития овцеводства в наших отдаленных селах.

- Недавно Вы организовали экспериментальный швейный цех при Иволгинском дацане. Как это связано с вашими идеями и проектами?

Наш следующий шаг – развитие системы переработки продукции овцеводства в каждой семье. В каждом селе. И это касается не только переработки мяса. Овца –  животное, которое незаменимо для человека. Нам необходимо вспомнить все ремесла, связанные с переработкой шерсти, выделкой шкур, пошивом одежды. Мы должны заново учиться любить и уважать свои традиции, ценить труд ремесленников и мастериц. Недаром товары, произведенные вручную, по традиционным технологиям считаются самыми дорогими. Мы должны научиться производить их, прежде всего для себя. Тогда впоследствии все гости Бурятии смогут оценить это, и возникнет спрос на наши товары уже со стороны туристов и гостей.

На фото: руководитель швейного цеха Иволгинского дацана Алена Николаевна Хутурова

Поэтому мы организовали не просто швейный цех. Мы восстанавливаем традиционные технологии обработки и выделки шкур, их дубления и окрашивания. А уже из готовых шкур наши мастерицы шьют шапки, жилеты, тулупы, тапочки и другие незаменимые в доме сельского жителя предметы. Из овечьей шерсти мы шьем матрацы, одеяла, подушки. Но самое главное, что все эти технологии должны вернуться к людям, вернуться в наши села. Не может быть безработицы на селе. Бог дал человеку руки, которыми он может и должен созидать. Человек – творец от Бога. Он должен творить, созидать. И когда в наших селах вновь заработают кузнецы, чеканщики, плотники, каменщики, портные, пекари, тогда и возродится жизнь на селе!

- Вы разработали новый вид биотоплива. Расскажите об этом.

- Это не новый, это традиционный вид топлива, которым кочевые народы отапливали свои жилища. Называется он кизяк. Особенность кизяка в том, что его тепло, в отличие от тепла от других носителей, очень мягко, но в то же время глубоко прогревает организм человека. Мы говорим, что он греет кости. Европейцы с этой целью топят бани, сауны. А нашим предкам, живущим в простых юртах, этого было не нужно – наше топливо решало эту задачу каждый день. Поэтому у использования кизяка еще и мощнейший оздоравливающий эффект. А сегодня мы отрабатываем технологию, которая позволит животноводам полностью обеспечивать себя собственным биотопливом. Для производства биопеллет  используется кизяк и опилки. После предварительной сушки и прессования формируются пеллеты наподобие древесных. Это очень легкий материал с высокой теплоотдачей. А главное, что сырье для такого топлива на селе находится буквально под ногами. Хорошая отара может полностью обеспечить сырьем свое село. Так мы решим и вопросы сохранения леса. Ведь рубить лес на дрова – это кощунство. Особенно в южных районах республики, где леса не так уж много.

На фото: биопеллеты из кизяка 

- Вы занимаетесь возрождением национальных видов спорта, шахматами. Как это Вы связываете с развитием сел?

- Если в селах не будет крепких здоровых мужчин, то селу не подняться. Мы создали систему, при которой ребята соревнуются не один раз в год, на Сурхарбане, а проходят через множество соревнований разного уровня. В награду победители также получают от нас овец. Самые успешные спортсмены имеют уже довольно приличные стада по двести-триста голов и объединяются друг с другом, чтобы сохранить и приумножить свое хозяйство.

Шахматы – это наша особая гордость. Сегодня на чемпионатах по шахматам в Бурятии участвует по 600 человек! Это крупнейшие чемпионаты в стране! А в наши планах – чтобы шахматные школы были в каждом селе. Ведь тренировать нужно не только мышцы, но и гибкость ума.

- И в заключение, достопочтимый Хамбо-лама, что бы Вы хотели пожелать нашему порталу «Родное село», его пользователям, в канун празднования Сагаалгана?

- Для буддистов Сагаалган – это праздник победителей. Праздник тех, кто преодолел определенный отрезок своего пути и вступил на новый. Поэтому я желаю вам новых преодолений, новых побед. Я желаю, чтобы на своем пути вы оставались верны делу добра, человеколюбия и работали на благо Бурятии и России. 

 

Мария Подгорбунская

Спец. корр. портала «Родное село»

Автор: Модератор
Просмотров: 5495

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить новость

Зурхай на сегодня

Прогноз на 2023 год
Настоятель Курумканского дацана «Гандан Ше Дувлин» Еши Намжил лама (Олег Намжилов) дал прогноз на 2023 год. 2023 год – это год синеватого Зайца в стихии Воды. Год благоволит людям, родившимся в годы Свиньи и Овцы. Заяц является символом успешности, прагматичности, честолюбия и даже некоторой приспос

Лунный календарь
Апрель 2024

1
22
2
23
3
24
4
25
5
26
6
27
7
28
8
29
9
1
10
1
11
2
12
3
13
4
14
5
15
6
16
7
17
8
18
9
19
10
20
11
21
12
22
13
23
14
24
15
25
16
26
17
27
18
28
19
29
20
30
21
     

Май 2024

  
1
23
2
24
3
25
4
26
5
27
6
28
7
29
8
1
9
1
10
2
11
3
12
4
13
5
14
6
15
7
16
8
17
9
18
10
19
11
20
12
21
13
22
14
23
15
24
16
25
17
26
18
27
19
28
20
29
21
30
22
31
23
  

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Яндекс.Метрика
Создание сайта -