Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Республика БурятияБаргузинский районБаунтовский районБичурский районДжидинский районЕравнинский районЗаиграевский районЗакаменский районИволгинский районКабанский районКижингинский районКурумканский районКяхтинский районМуйский районМухоршибирский районОкинский районПрибайкальский районСеверобайкальский районСеленгинский районТарбагатайский районТункинский районУлан-УдэХоринский район

Прошлое исчезнувшей деревеньки...

22 апреля 2018

Развитие села Ашун с момента его образования до начала 20 века.

  1. Географическое положение.

Село располагалось а 0,7 км севернее настоящего села Уладый, в межгорной котловине, восточнее местности Сухая падь (с бур.языка, место без родника), западнее местности Микулиха (топонима, образованного о имени местного жителя Миколай).

  1. Образование села Ашун.

Образованию данного села предшествовало:

- жизнь бурятских племен на данном месте.

Более 200лет назад в местности Ашун жили бурятские племена, вели кочевой образ жизни и подтверждением этого являются многочисленные рассказы местных старожил. Прямое доказательство этому название села и прилегающих местностей: Алцагат ( с бур.языка, место богатое травами), Бугатай ( в переводе с бур. Языка означает место богатое изюбрами), Дабхур, Аршан (с бур. языка минеральный источник), Хурцаг (с бур.языка, место, где водятся ястребы), Халингир, Эмэкэн (место, где жил лекарь), Шабартай (грязное место) и т.д. Еще о жизни в этих местах бурят свидетельствует наличие нескольких плиточных могил и херексур.[10]

  Затем произошло заселение данной территории русскими:Русские поселились в этой местности примерно в конце 17- начале 18 веков. Данный вывод был сделан после работы с архивными документами и литературными источниками. Например, из работы Крюкова- агронома Приамурского генерал-губернаторства упоминание о проявлении первых русских за озером  Байкал относится ко второй четверти 17 столетия. А также есть упоминание о данном факте в архивном документе «Величайшее учрежденная под правительством статс-секретаря Куломзина комиссия для исследования землевладения и землепользования Забайкальской области /М.Король. С-Петербург.1898». «В 1800 году правительство направило в Забайкалье 10000 душ, на это было выделено 382 000 рублей. Среди переселенцев было много больных, только 610 человек дошли до назначаемого места, остальные расселились от Красноярска до Байкала».[2]

Свидетельством того, что на территории данной местности находилось село а прошлом столетии, являются старожилы нашего села, которые были непосредственными очевидцами существования этой деревни.  Также о существовании в данном месте деревни свидетельствуют колодцы, которые были засыпаны землей, после того, как вывезли дома и эта территория была занята покосными угодьями. Они начали проявляться по прошествии нескольких лет, это объясняется тем, что после попадания воды на эти территории, почва, которая  была насыпана в эти колодцы, осела.

  1. Легенда, рассказывающая об образовании села.

По преданию в нашу местность было сослано две семьи братьев Красиковых, один из них поселился в местности Ашун, другой в местности Уладый. Так было положено начало образованию сел Уладый и Ашун. Через некоторое время в Ашун стали приезжать еще ссыльные, строили дома, занимались земледелием, различными промыслами, разводили скот.

  1. Хозяйственная деятельность населения Ашуна.

Местность была очень богата различными видами природных ресурсов:Охотниче-промысловые ресурсы. Ресурсный потенциал охотничьего промысла характеризовался большим видовым разнообразием. Основу пушного промысла составляли белка, заяц, соболь и лиса.  Среди копытных наиболее промысловое значение имели изюбр, косуля, коборга.  Село располагало большими возможностями для развития любительской охоты, сбора грибов, ягод и кедровых орех.Развитию отраслей животноводства способствовало наличие обширных луговых и пастбищных угодий. Природно-климатические условия Ашуна позволяли полностью обеспечивать село за счет собственного производства в мясных и молочных продуктах, в картофеле, овощах местного ассортимента. А также хорошие лесные ресурсы способствовали заготавливать лес, гнать деготь, топить серу, изготавливать различные ремесленные изделия из дерева. Жители села вели единоличное хозяйство, распахивали земли, выращивали пшеницу. К концу 19 века село относилось к Верхнеудинскому округу, Тамирской волости. На 1898 год в Тамирскую волость входили Ошун (орфография соблюдена), Уладый, Унгупкуй, Шазага. К 1920 году образования Мало-Кударинской волости в неё входили населенные пункты :Мало-Кудара, Уладый, Ашун, Ново-Покровское. В 1923 году Мало-Кударинская волость была вновь присоединена к Тамирской волости.[5] Так как земли принадлежали государству, они надлежали переделу, земля распределялась по мужским душам, если в семье не было сыновей, то земельный надел был очень маленький. Согласно распоряжению правительства земельными наделами сельчане пользовались в течении 15 лет, мягкие пашни подвергались общему поравнению. Места для новых расчисток отводились в 15-летнее пользование. Иное дело обстояло с сенокосами, в селениях Ошун(орфография соблюдена), Жарниково, Уладый, Малокударинском производился передел, а также использовалось вольное землепользование, там где численность населения была невелика».[1]

Глава 2. Село в начале XX века до 1960-х годов.

2.1. Развитие села в 1920-е -1930-е годы.

К середине 1920-х годов у населения села было богатое хозяйство. У Нечаева Семена Александровича было 4 дойных коровы, лошади, держали коз, баран, свиней. Лошади главная помощь в хозяйстве крестьян, на них ездили с торгом в Кяхту, Урлук, возили произведенную продукцию- деготь , скипидар, орехи, ягоду, ремесленные изделия, сыромять. Ко времени образования колхоза у многих сельчан были хорошие крепкие постройки- дома, амбары, хлева, сарай и т.д. У Нечаева Ивана Васильевича была собственная водяная мельница, которую он обихаживал, как мог. Она стояла около ельника, в этой местности, где она располагалась, не было реки, так он вручную прокапывал канаву от местности Микулиха к своей мельнице. Благодаря мельнице он содержал семью, молол свое зерно и зерно своих односельчан, а также приезжих людей. В годы Первой мировой войны многих сельчан забрали на фронт. Сначала недели на две отправили  в Тамир на военную подготовку, а затем все были направлены на фронт. У Нечаевой Прасковьи Лаврентьевны было пятеро братьев, всех их забрали на войну и только один из братьев вернулся домой, об остальных ничего не известно. Считали, что они погибли, либо попали в плен и не вернулись домой.[6] Среди участников Первой мировой войны был Нечаев Роман Михайлович 1889 года рождения, коренной житель села Ашун. Жил зажиточно, имел скот, занимался ремеслом. На войне попал в плен к немцам. В плену относились первоначально плохо, ходили под надзором и охраной собак на работу. Работать приходилось с утра до позднего вечера, сначала кормили плохо. Роман Михайлович, как говорят о нём односельчане, не боялся никакой работы, занимался охотой, добывал в селе больше всех кедровых орех. В хозяйстве был незаменимый человек и поэтому через некоторое время вошел в доверие хозяев, у которых он работал в плену, а затем возвратился домой.[6] Во время установления Советской власти на селе существовал партизанский отряд, воевали с семеновцами, которые промышляли в местности. Нечаев Михаил Осипович 1902 года рождения участник гражданской войны. С 10 лет начал работать, в школе не учился, так как семья была большая из семи человек. В 1921 году был призван в армию. В гражданскую войну воевал в Приамурье, до Владивостока не дошел, был ранен в ногу, попал в Хабаровский госпиталь. В 1923 году уволили со службы, но дома удалось прожить одно лето, его вновь призвали на службу, на войну. Воевал с бандой Шадрина в городе Сретинске, в апреле 1924 года вернулся домой.[6]

2.2. Развитие села в 1930-е-1940-е годы.

В 1930 году началось образование колхозов, жители села, те, которые жили зажиточно, не желали добровольно вступать в колхоз, потому что нужно было вести на колхозный двор скот, сдать семена. Организаторами колхоза были Нечаев Егор Михайлович, Нечаев Касьян Степанович, Нечаев Платон Степанович и др. в селах Ашун и Уладый был организован колхоз «Красный октябрь», в селе Уладый две бригады колхозников,в Ашуне третья бригада. Сельчане уводили свой скот на колхозный двор, сдавали в колхозт семена, которые имелись у жителей села. Те, кто не соглашался, подвергались насильственной сдаче в колхоз своего имущества. Поэтому большинство из односельчан старались добровольно отдать свое имущество, чтобы к их семьям не применяли насильственные методы .

Были в селе зажиточные люди: Нечаев Иван Васильевич, Нечаев Петр Федорович, они подверглись раскулачиванию и ссылке.«Одним из первых сослали вместе с семьей Нечаева И.В. 1892 года рождения, как кулака, он имел водяную мельницу в Ашуне, три дома, лошадей, скот. Очень любил и уважал труд, чему отдавал много времени. Женат был на Анастасии Александровне 1894 г.р., в семье росло трое детей: Саша, Ксения, Елена. Сослали, вернее ночью в 1930 году приехали, увезли в неизвестном направлении (позже он рассказывал, что рыл Беломорканал, после реабилитации в 1936 году домой добирался пешком).Семья была сослана в Иркутскую область, на станцию Зима. Занимались тяжелой работой. Возвращались домой пешком с детьми, очень много трудностей и горя перенесли, пока возвращались. Все имущество, которое наживалось годами, было разграблено, пришлось вновь наживать хозяйство».[6]

Из воспоминаний Нечаевой Е.С.:

«Жители Ашун были  в страхе, что очередным может оказаться любой, например, если крепкий дом, хорошие ворота, мощные столбы с изгородью, завозни-то ты кулак, если есть конь, коровы-то враг народа. Вот жители и разбирали по ночам ограды, выкапывали столбы (верьи ворот) волокли впотьмах, чтоб никто не видел, до Калтуса, и там жгли. Так делал Нечаев Семени Александрович, он сжег ограду, завозню, пришлось убить коня Голубка».Особенно жалели лошадей, главных помощников в хозяйстве. Те, кто сдал лошадей в колхоз не могли перенести того, что кто-нибудь другой ехал на коне, погонял лошадь, не жалея её.

Из воспоминаний Макаровой Марии Григорьевны:

«До войны все население села работало в колхозе в третьей бригаде. Имелся колхозный огород, сажали турнепс, свеклу, семя конопляное. Коноплю рвали, мочили в реке и плели веревки. Из нее же, ткали дорожки на специальном станке «Красна». Перед войной бла организована промартель имени Орджоникидзе, и все односельчане перешли в нее трудиться. В колхозе работали за трудодни, сколько трудодней отработаешь, столько получишь зерна или других продуктов, деньги не выдавали. В промартели получали деньги, поэтому почти все перешли работать в промартель. Я работала на пилораме, работа очень тяжелая, все делалось в ручную, не как сейчас, машины, трактора. Лес привозили на пилораму, наша бригада распиливала на доски, тес, а затем доски перевозили в бондарный цех, там работала другая бригада.»

В 1939 году в селе организована промартель имени Орджоникидзе, её основателем был Балдунников, который приехал из Улан-Удэ. Почти все жители села Ашун поступили на работу в промартель, только 5 семей остались трудиться в колхозе «Красный октябрь». Построили бондарный цех, там изготавливали лагуны, клепку, телеги, шкафы, квашни. В селе Ашун была построена ручная пилорама, на ней распиливали лес на доски. Позднее построили кирпичный завод, работали в основном женщины, добывали вручную глину, месили её ногами, укладывали в специальные формы, а затем обжигали. Норма на день 200 кирпичей. Всю производимую продукцию увозили и продавали.

2.3. Развитие села в 1950-е- 1960- годы.

В 1949 году колхоз «Красный октябрь» переименовали в колхоз имени Сталина. Всего по колхозу Сталина было 169 дворов- в селе Малой Кударе- 107, в Уладые-57, в Ашуне-5 дворов. Сеяли гречиху, яровую рожь, табак, коноплю, овощи.[4]

Промартель имени Орджоникидзе в послевоенное время переведена в ведение промкомбината, который находился в селе Кудара-Сомон, оттуда шли указания, планировалось производство продукции, туда увозили лес, изделия от «прома».

В 1956-1957 годах в село Уладый провели электричество, радио. Жители села Ашун жили без света. В селе Ашун не было магазина, было что-то виде амбара, в нем продавали товары первой необходимости, но их было недостаточно для всего населения, поэтому сельчане  вынуждены были ходить в село Уладый за товаром. Не было хорошей дороги через реку Кударинка.Наступала весна, кипела наледь, позднее река разливалась, место переезда превращалось в болото, повсюду была слякоть ни проехать, ни пройти. В летнюю пору, когда шли дожди, добраться до села Уладый было тоже затруднительно. Дорога была необходима для населения, сельчане ходили за покупками в магазин, дети ходили на учебу в Уладыйскую  и  Малокударинскую школы, молодежь бегала на посиделки и вечеринки в клуб.Затруднялась вывозка изделий промартели.Политика руководящих структур не оценила деятельность населения Ашун, не были разработаны планы по сохранению села, производства промартели, не учитывались интересы населения. Политика правительства была целенаправленна, так как в этот период происходило укрупнение колхозов, и село из 24 дворов для государства было обременительным. С 1956 года жители забытой деревеньки один за другим стали переезжать в село Уладый.В 1966 году в исчезнувшем селе осталась одна жительница Красикова Прасковья, у нее не было сыновей и близких родственников, которые могли бы помочь в перевозке дома и построек. В 1967 году последняя жительница села, переехала в село Уладый. Село Ашун прекратило свое существование.

Просмотров: 6002

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Яндекс.Метрика
Создание сайта -