Развитие села Ашун с момента его образования до начала 20 века.
- Географическое положение.
Село располагалось а 0,7 км севернее настоящего села Уладый, в межгорной котловине, восточнее местности Сухая падь (с бур.языка, место без родника), западнее местности Микулиха (топонима, образованного о имени местного жителя Миколай).
- Образование села Ашун.
Образованию данного села предшествовало:
- жизнь бурятских племен на данном месте.
Более 200лет назад в местности Ашун жили бурятские племена, вели кочевой образ жизни и подтверждением этого являются многочисленные рассказы местных старожил. Прямое доказательство этому название села и прилегающих местностей: Алцагат ( с бур.языка, место богатое травами), Бугатай ( в переводе с бур. Языка означает место богатое изюбрами), Дабхур, Аршан (с бур. языка минеральный источник), Хурцаг (с бур.языка, место, где водятся ястребы), Халингир, Эмэкэн (место, где жил лекарь), Шабартай (грязное место) и т.д. Еще о жизни в этих местах бурят свидетельствует наличие нескольких плиточных могил и херексур.[10]
Затем произошло заселение данной территории русскими:Русские поселились в этой местности примерно в конце 17- начале 18 веков. Данный вывод был сделан после работы с архивными документами и литературными источниками. Например, из работы Крюкова- агронома Приамурского генерал-губернаторства упоминание о проявлении первых русских за озером Байкал относится ко второй четверти 17 столетия. А также есть упоминание о данном факте в архивном документе «Величайшее учрежденная под правительством статс-секретаря Куломзина комиссия для исследования землевладения и землепользования Забайкальской области /М.Король. С-Петербург.1898». «В 1800 году правительство направило в Забайкалье 10000 душ, на это было выделено 382 000 рублей. Среди переселенцев было много больных, только 610 человек дошли до назначаемого места, остальные расселились от Красноярска до Байкала».[2]
Свидетельством того, что на территории данной местности находилось село а прошлом столетии, являются старожилы нашего села, которые были непосредственными очевидцами существования этой деревни. Также о существовании в данном месте деревни свидетельствуют колодцы, которые были засыпаны землей, после того, как вывезли дома и эта территория была занята покосными угодьями. Они начали проявляться по прошествии нескольких лет, это объясняется тем, что после попадания воды на эти территории, почва, которая была насыпана в эти колодцы, осела.
- Легенда, рассказывающая об образовании села.
По преданию в нашу местность было сослано две семьи братьев Красиковых, один из них поселился в местности Ашун, другой в местности Уладый. Так было положено начало образованию сел Уладый и Ашун. Через некоторое время в Ашун стали приезжать еще ссыльные, строили дома, занимались земледелием, различными промыслами, разводили скот.
- Хозяйственная деятельность населения Ашуна.
Местность была очень богата различными видами природных ресурсов:Охотниче-промысловые ресурсы. Ресурсный потенциал охотничьего промысла характеризовался большим видовым разнообразием. Основу пушного промысла составляли белка, заяц, соболь и лиса. Среди копытных наиболее промысловое значение имели изюбр, косуля, коборга. Село располагало большими возможностями для развития любительской охоты, сбора грибов, ягод и кедровых орех.Развитию отраслей животноводства способствовало наличие обширных луговых и пастбищных угодий. Природно-климатические условия Ашуна позволяли полностью обеспечивать село за счет собственного производства в мясных и молочных продуктах, в картофеле, овощах местного ассортимента. А также хорошие лесные ресурсы способствовали заготавливать лес, гнать деготь, топить серу, изготавливать различные ремесленные изделия из дерева. Жители села вели единоличное хозяйство, распахивали земли, выращивали пшеницу. К концу 19 века село относилось к Верхнеудинскому округу, Тамирской волости. На 1898 год в Тамирскую волость входили Ошун (орфография соблюдена), Уладый, Унгупкуй, Шазага. К 1920 году образования Мало-Кударинской волости в неё входили населенные пункты :Мало-Кудара, Уладый, Ашун, Ново-Покровское. В 1923 году Мало-Кударинская волость была вновь присоединена к Тамирской волости.[5] Так как земли принадлежали государству, они надлежали переделу, земля распределялась по мужским душам, если в семье не было сыновей, то земельный надел был очень маленький. Согласно распоряжению правительства земельными наделами сельчане пользовались в течении 15 лет, мягкие пашни подвергались общему поравнению. Места для новых расчисток отводились в 15-летнее пользование. Иное дело обстояло с сенокосами, в селениях Ошун(орфография соблюдена), Жарниково, Уладый, Малокударинском производился передел, а также использовалось вольное землепользование, там где численность населения была невелика».[1]
Глава 2. Село в начале XX века до 1960-х годов.
2.1. Развитие села в 1920-е -1930-е годы.
К середине 1920-х годов у населения села было богатое хозяйство. У Нечаева Семена Александровича было 4 дойных коровы, лошади, держали коз, баран, свиней. Лошади главная помощь в хозяйстве крестьян, на них ездили с торгом в Кяхту, Урлук, возили произведенную продукцию- деготь , скипидар, орехи, ягоду, ремесленные изделия, сыромять. Ко времени образования колхоза у многих сельчан были хорошие крепкие постройки- дома, амбары, хлева, сарай и т.д. У Нечаева Ивана Васильевича была собственная водяная мельница, которую он обихаживал, как мог. Она стояла около ельника, в этой местности, где она располагалась, не было реки, так он вручную прокапывал канаву от местности Микулиха к своей мельнице. Благодаря мельнице он содержал семью, молол свое зерно и зерно своих односельчан, а также приезжих людей. В годы Первой мировой войны многих сельчан забрали на фронт. Сначала недели на две отправили в Тамир на военную подготовку, а затем все были направлены на фронт. У Нечаевой Прасковьи Лаврентьевны было пятеро братьев, всех их забрали на войну и только один из братьев вернулся домой, об остальных ничего не известно. Считали, что они погибли, либо попали в плен и не вернулись домой.[6] Среди участников Первой мировой войны был Нечаев Роман Михайлович 1889 года рождения, коренной житель села Ашун. Жил зажиточно, имел скот, занимался ремеслом. На войне попал в плен к немцам. В плену относились первоначально плохо, ходили под надзором и охраной собак на работу. Работать приходилось с утра до позднего вечера, сначала кормили плохо. Роман Михайлович, как говорят о нём односельчане, не боялся никакой работы, занимался охотой, добывал в селе больше всех кедровых орех. В хозяйстве был незаменимый человек и поэтому через некоторое время вошел в доверие хозяев, у которых он работал в плену, а затем возвратился домой.[6] Во время установления Советской власти на селе существовал партизанский отряд, воевали с семеновцами, которые промышляли в местности. Нечаев Михаил Осипович 1902 года рождения участник гражданской войны. С 10 лет начал работать, в школе не учился, так как семья была большая из семи человек. В 1921 году был призван в армию. В гражданскую войну воевал в Приамурье, до Владивостока не дошел, был ранен в ногу, попал в Хабаровский госпиталь. В 1923 году уволили со службы, но дома удалось прожить одно лето, его вновь призвали на службу, на войну. Воевал с бандой Шадрина в городе Сретинске, в апреле 1924 года вернулся домой.[6]
2.2. Развитие села в 1930-е-1940-е годы.
В 1930 году началось образование колхозов, жители села, те, которые жили зажиточно, не желали добровольно вступать в колхоз, потому что нужно было вести на колхозный двор скот, сдать семена. Организаторами колхоза были Нечаев Егор Михайлович, Нечаев Касьян Степанович, Нечаев Платон Степанович и др. в селах Ашун и Уладый был организован колхоз «Красный октябрь», в селе Уладый две бригады колхозников,в Ашуне третья бригада. Сельчане уводили свой скот на колхозный двор, сдавали в колхозт семена, которые имелись у жителей села. Те, кто не соглашался, подвергались насильственной сдаче в колхоз своего имущества. Поэтому большинство из односельчан старались добровольно отдать свое имущество, чтобы к их семьям не применяли насильственные методы .
Были в селе зажиточные люди: Нечаев Иван Васильевич, Нечаев Петр Федорович, они подверглись раскулачиванию и ссылке.«Одним из первых сослали вместе с семьей Нечаева И.В. 1892 года рождения, как кулака, он имел водяную мельницу в Ашуне, три дома, лошадей, скот. Очень любил и уважал труд, чему отдавал много времени. Женат был на Анастасии Александровне 1894 г.р., в семье росло трое детей: Саша, Ксения, Елена. Сослали, вернее ночью в 1930 году приехали, увезли в неизвестном направлении (позже он рассказывал, что рыл Беломорканал, после реабилитации в 1936 году домой добирался пешком).Семья была сослана в Иркутскую область, на станцию Зима. Занимались тяжелой работой. Возвращались домой пешком с детьми, очень много трудностей и горя перенесли, пока возвращались. Все имущество, которое наживалось годами, было разграблено, пришлось вновь наживать хозяйство».[6]
Из воспоминаний Нечаевой Е.С.:
«Жители Ашун были в страхе, что очередным может оказаться любой, например, если крепкий дом, хорошие ворота, мощные столбы с изгородью, завозни-то ты кулак, если есть конь, коровы-то враг народа. Вот жители и разбирали по ночам ограды, выкапывали столбы (верьи ворот) волокли впотьмах, чтоб никто не видел, до Калтуса, и там жгли. Так делал Нечаев Семени Александрович, он сжег ограду, завозню, пришлось убить коня Голубка».Особенно жалели лошадей, главных помощников в хозяйстве. Те, кто сдал лошадей в колхоз не могли перенести того, что кто-нибудь другой ехал на коне, погонял лошадь, не жалея её.
Из воспоминаний Макаровой Марии Григорьевны:
«До войны все население села работало в колхозе в третьей бригаде. Имелся колхозный огород, сажали турнепс, свеклу, семя конопляное. Коноплю рвали, мочили в реке и плели веревки. Из нее же, ткали дорожки на специальном станке «Красна». Перед войной бла организована промартель имени Орджоникидзе, и все односельчане перешли в нее трудиться. В колхозе работали за трудодни, сколько трудодней отработаешь, столько получишь зерна или других продуктов, деньги не выдавали. В промартели получали деньги, поэтому почти все перешли работать в промартель. Я работала на пилораме, работа очень тяжелая, все делалось в ручную, не как сейчас, машины, трактора. Лес привозили на пилораму, наша бригада распиливала на доски, тес, а затем доски перевозили в бондарный цех, там работала другая бригада.»
В 1939 году в селе организована промартель имени Орджоникидзе, её основателем был Балдунников, который приехал из Улан-Удэ. Почти все жители села Ашун поступили на работу в промартель, только 5 семей остались трудиться в колхозе «Красный октябрь». Построили бондарный цех, там изготавливали лагуны, клепку, телеги, шкафы, квашни. В селе Ашун была построена ручная пилорама, на ней распиливали лес на доски. Позднее построили кирпичный завод, работали в основном женщины, добывали вручную глину, месили её ногами, укладывали в специальные формы, а затем обжигали. Норма на день 200 кирпичей. Всю производимую продукцию увозили и продавали.
2.3. Развитие села в 1950-е- 1960- годы.
В 1949 году колхоз «Красный октябрь» переименовали в колхоз имени Сталина. Всего по колхозу Сталина было 169 дворов- в селе Малой Кударе- 107, в Уладые-57, в Ашуне-5 дворов. Сеяли гречиху, яровую рожь, табак, коноплю, овощи.[4]
Промартель имени Орджоникидзе в послевоенное время переведена в ведение промкомбината, который находился в селе Кудара-Сомон, оттуда шли указания, планировалось производство продукции, туда увозили лес, изделия от «прома».
В 1956-1957 годах в село Уладый провели электричество, радио. Жители села Ашун жили без света. В селе Ашун не было магазина, было что-то виде амбара, в нем продавали товары первой необходимости, но их было недостаточно для всего населения, поэтому сельчане вынуждены были ходить в село Уладый за товаром. Не было хорошей дороги через реку Кударинка.Наступала весна, кипела наледь, позднее река разливалась, место переезда превращалось в болото, повсюду была слякоть ни проехать, ни пройти. В летнюю пору, когда шли дожди, добраться до села Уладый было тоже затруднительно. Дорога была необходима для населения, сельчане ходили за покупками в магазин, дети ходили на учебу в Уладыйскую и Малокударинскую школы, молодежь бегала на посиделки и вечеринки в клуб.Затруднялась вывозка изделий промартели.Политика руководящих структур не оценила деятельность населения Ашун, не были разработаны планы по сохранению села, производства промартели, не учитывались интересы населения. Политика правительства была целенаправленна, так как в этот период происходило укрупнение колхозов, и село из 24 дворов для государства было обременительным. С 1956 года жители забытой деревеньки один за другим стали переезжать в село Уладый.В 1966 году в исчезнувшем селе осталась одна жительница Красикова Прасковья, у нее не было сыновей и близких родственников, которые могли бы помочь в перевозке дома и построек. В 1967 году последняя жительница села, переехала в село Уладый. Село Ашун прекратило свое существование.
Комментарии