Ранним утром 14 декабря 1825 года на Сенатской площади Санкт Петербурга началось восстание декабристов. Это было первое крупное народное движение против укрепления власти самодержавия, против закрепощения простых людей и пропаганды важного политического тезиса той эпохи – отмены крепостного права.
Имея высокие цели восстание было плохо организовано, все изначально пошло не так как планировали, и было жестоко подавлено к ночи того же дня. Оно стоило жизни 1271 человеку, был издан указ об аресте самых активных участников движения, в результате в тюрьму было посажено 710 человек. Часть из них после суда казнили путем повешения, остальных сослали в Сибирь и иные места. Изначально места для ссылки декабристов были многочисленны, но для обеспечения строгого надзора и изоляции построена специальная тюрьма в Петровском Заводе, куда для дальнейшей ссылки были переведены участники сенатского восстания.
Переход из Читы в Петровский Завод состоялся летом 1830 года пешком, в сопровождении надзорных лиц и обслуги, по Московскому тракту. Согласно маршрутному листу следования декабристов, в деревне Онинской Бор (Ониноборск) была дневка.
Из воспоминаний Михаила Бестужева
˂…˃ Переход до деревни Онинской Бор (26 верст, 14 дворов). Погода холодная. Ветер. Пошли в 8 часов и в 3 часа были уже на месте. Прекрасные виды. Часу в пятом услышали колокольчик: я, как бы предчувствуя, разбудил Розена, и едва мы вышли из юрты, кибитка остановилась, и жена Розена уже лежала у него на руках: Трогательная картина. ˂…˃
Из воспоминаний Андрея Евгеньевича Розена
˂…˃После обеда легли отдохнуть, но я не мог уснуть. Юрты наши были поставлены близ большой дороги, ведущей в лес, через мостик над ручьем. Услышав почтовый колокольчик и стук телеги по мостику, выглянул из юрты и увидел даму в зеленом вуале. ˂…˃с телеги я поднял и высадил мою добрую, и кроткую, и измученную Annette. Часовые остановились; в первую минуту я предался безотчетной радости, море было по колено; но куда вести жену? Она едва могла двигаться после такой езды и таких душевных ощущений. К счастью, пришел тотчас плац-адъютант Розенберг, который уведомил, что получил предписание от коменданта поместить меня с женою в крестьянской избе и приставить часового. Вопросы и ответы о сыне и о родных длились несколько часов. ˂…˃
Из письма Андрея Евгеньевича Розена младшей сестре
Деревня Онинской бор, останется навсегда памятной для меня. Она заключает к себе лучшие воспоминание моей жизни: там увидел добрую мою Annette после долговременной разлуки. Она была тогда слаба здоровьем, утомлена от дороги и я имел утешение видеть, как она с часу на час поправлялась. Я ждал ее прибытие ежедневно, но 27 августа имел особенное предчувствие, хотя устал от перехода, не мог уснуть после обеда и при малейшем стуке колес по мосту, близ лежачему от наших юрт, вскакивал
мгновенно и сто раз был обманут. Наконец, в четвертом часу вышел из юрты, увидел издали почтовую повозку, быстро катившуюся, но я не мог полагать, чтобы Аnnette в ней ехала; повозка все ближе и ближе, я заметил дамскую шляпу и зеленое на ней покрывало, выбежал на дорогу и был в объятиях моей несравненной Annette.
Вы, добрая сестрица, можете себе представить мое счастье. Несколько минут были мы безмолвны, сердца одни бились, говорили, после того первое наше слово было Энни (сын) и вместе залились слезами.˂…˃
Так в маленькой сибирской деревне Онинской Бор (Ониноборск) состоялась встреча поручика лейб-гвардии Финляндского полка, барона Андрея Евгеньевича (фон) Розена, осужденного на 10 лет каторжных работ с последующей ссылкой на поселение, с его женой, Анной Васильевной в девичестве Малиновской. Она проделала путь длиной в 5500 верст, через 11 губерний и 27 городов России, чтобы разделить тяготы ссылки своего мужа.
Всего было одиннадцать жен и подруг декабристов, которые последовали за декабристами на каторгу в Сибирь, и одна из встреч произошла на Хоринской земле. Декабристы, живя на поселении в различных местах, оставили своей разносторонней деятельностью добрый след, долгую память. В своих записках, стихах и зарисовках декабристы показали Сибирь с ранее неизведанной стороны, что это не только суровый край изгнания, но и неотъемлемая часть России, которая требует просвещения и образованности, смогли разнообразить культурную жизнь края.
Комментарии