Памятные исторические события, связанные
с историей населенного пункта.
Одним из таких важных событий является основание церкви.
Иркутская Епархиальная ведомость 11 декабря 1876 г №50 Летопись Верхнеудинского округа. Урлукской волости, Малокударинской Покровской церкви составленная по архивным делам и по сохранившимся преданиям.
1876 году 1 июля исполнилось 50 лет со времени освещения Малокударинской церкви, что и побудило познакомиться с причинами и последующей судьбою до настоящего времени.
Памятная книжка Забайкальской области. Календарь на 1897 г. стр. 110.
18) Верхнее Кударинская – покровская, построена в 1816 году, деревянная, священник Симеон Афанасьев. Рещиков, диакон Тим. Симеон Рещиков, старосты: кр-не: Петр Андр, Грудинин, Парфен Дмитр. Серебренников, приписн. Церковь Дунгуйская Свято Духовская, постр. 1884 г. деревян.
Священники:
1. Игнатий Правоверов- первый иерей, служил с января 1827 г. по 10 февраля 1834 г., затем уехал на служение в Камчатскую с семейством.
2. Николай Алексеевич Рубцов- служил с 4 сентября 1836 г. по 1838 г.
3. Иоанн Секистин – служил с 19 января 1839 г. до 19 июля 1859 г., в 1870-х гг. иеромонах ИННОКЕНТИЙ Чикойского Иоанно- Предтеченского монастыря.
4. Александр Яковлев Гаряев- служил с 19 июля 1859 г. до своей смерти 29 апреля 1865 г.
5. Алесандр Васильев Кондаков- служил с 24 мая 1867 г. до своей смерти 21 августа 1871 г.
6. Михаил Афанасьев Рещиков – служил с 21 декабря 1872 г по 13 августа 1879 г.
7. Петр Лахин- служил в 1880-х гг., скончался в 1890-х гг.
8. Симеон Афанасьев Рещиков- служил до 10 августа 1902 г.
9. Иоанн Кулешов- служил с 16 октября 1902 г.
10. Дмитрий Андреев Солдатов- служил с 1903 г по 10 сентября 1904 г.
11. Василий Иоаннов Ерженин – служил с 20 сентября 1904 г. по 1910-е гг.
12. Леонид Горбунов- служил на должности псаломщика в 1910-е г.
13. Дмитрий Петров Тяжелов- служил с 1911 г. по 13 декабря 1912 г.
14. Федор Стрекаловский- служил с марта 1913 г.
Иркутские епархиальные ведомости.
Сентябрь 1879 г. №35
Епархиальные распоряжения.
Стр. 266.
Священник Мало-Кударинской церкви Михаил Рещиков согласно его телеграмме, поданной от 12 августа с. г., резолюцию Иркутского архипастыря, последовавшего от 13 числа августа, перемещен к Усть-Кяхтинской церкви.
Иркутская
11 декабря 1876 г.
№50
Епархиальная ведомость
Летопись Верхнеудинского округа, Урлукской волости, Малокударинской Покровской церкви составленная по архивным делам и по сохранившимся преданиям.
В 1876 году 1 июля исполнилось 50 лет со времени освящения Малокударинской церкви, что и побудило познакомиться с причинами основания и последующею судьбою до настоящего времени.
С. Малая Кудара или Верхяя Кудара стоит в горах, на реке Кудара, в 60 верстах от впадения в реку Чикой и названа по реке прибавлением Малая или Верхняя отличие от Кудары казачьей станицы, стоящей на берегу Чикоя при впадении в него реки Кудары, которая носит название Большой или Нижней.
Между туземцами-же, бурятами М-Кударинской церкви и остающихся прихожан, которым не хотелось отпустить от себя помощников в постройке. Узнав о том, что кударяне подали прошение о разрешении выстроить церковь, принимавшей деятельное участие в постройке Большекударинской церкви не хотят участвовать в постройке тамошняго храма, отзываясь тем, что свою церковь сами едва ли будут в состоянии а о поддержании ея и содержании причта и говорить нечего, в виду чего и предупредили Преосвященного не давать кударянам дозволения строить церковь, если они действительно решатся просить об этом. Ждали, ждали кударяне ответа на свое прошение и не могли дождаться. Между тем Благочинный представил прошение и приговор малокударинских крестьян только в следующим 1823 г феврале месяце. В то время жил в Кяхте купец Николай Матвеевич Игумнов, усердный чтитель храмов Божьих и щедрый жертвователь на их украшение. Он также принял участие в постройке храма в Малой Кударе и вошел в затруднительное положение усердствующих к нему. Чтобы доставить кударянам возможность скорее начать постройку он посоветовал: более опытным из стариков лично съездить в Иркутск к Преосвященному, что и было принято.Составлено новое прошение, и просители помолившись Господу Богу и Его Пречистой Матери, отправились в путь зимой в начале 1824 г или конец 1824г. напутствовали: Павел Тайшихин и Иван Красиков. По приезду в Иркутск, они явились к Преосвященному, который милостиво принял их, и подали прошение.
Но Преосвященный, предубежденный в несостоятельности просителей содержать причт и церковь, не иначе обещал разрешить постройку церкви, как по надлежащим удостоверении в противном о чем сделать дознание и предписано было Троицкосавскому духовному правлению. К тому же дворов и душ муж пола было не достаточно для того, чтоб можно было открыть самостоятельный приход, именно дворов было только 67 и душ мужского пола 214. Просители дали с себя подписку, которой обязывались: по постройке церкви внести на свечи 200 рублей серебром и затем ежегодно до образования значительной кошельковой суммы вносить по 150 р.с…, что и исполнилось до конца 40-х годов. Таким образом, когда было обеспечено содержание церкви и причта, разрешение состоялось 14 мая 1826 г.
Радостно встретили кударяне весть, что давно желанное разрешение дано. Работы закипели, как будто старались возвратить потерянное на переписку время. В год храм был готов к освящению и в 1826 году 10 (1) июля кударяне торжествовали освящение.
№51
Выписка из ведомости по Иркутской епархии Николай Матвеевич Игумнов пожертвовал 3 колокола:
1. в 3 пуда, 25 фунтов.
2. 2.1 пуд, 3 фунта
3. 3---25 фунтов.
Церковь деревянная, однопрестольная, длиною на 9 саженях, шириною 3, 3 саженя. Освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
В начале церковь была очень недостаточна и утварью и ризницею. Теплота до 1869 года подавалась чайной чашкой. В 1859 году Кяхтинским купцом Немчиновым Я.А. пожертвован колокол в 13 пудов самый большой в настоящее время по церковной колокольни. Кяхтинским же купцом И.П.Новиковым священническое облачение из золотой парчи бывшее почти единственным в церковной ризнице до 1873 г. пожалуй, с первого раза, странным покажется почему к новостроенной церкви командируются для служения священник из Куналея, а не из Кудары Большой в приход, которой прежде стояла Кудара Малая и которая ближе по расстоянию и удобнее по сообщению; а тем более не из Урлака, отстоящего только в 25 верстах. В Кударе Большой в это время был один священник Кузнецов, не всегда исправный и по своему приходу. В Урлаке и всегда один священник полагался, а приход огромный. В Куналее же в это время было 2 священника. Вот один из них и определяется на время сюда.
Забайкальская
Епархиальная ведомость
Выходят два раза в месяц
№1
1-го января
Чита
Проводы пастыря (стр.14)
В селе Малая Кудара 18 июля с.г., утром стал собираться народ к дому священника отца Василия Ерженина, который сегодня должен выехать к месту своего нового служения в г. Троицкосавск третьим священником к собору. Народ стекался не только живший в Малой Кударе, но и из окрестных деревень, а именно: Уладуя, Ашуна, Дунгуя, Жарниковой и др.
Прихожане ехали и шли проводить своего пастыря. Картина для постороннего человека казалась действительно необычной, потому, что не смотря на горячее рабочее время, когда дорог каждый день, народ толпами шел, чтобы проститься с батюшкой, услышать от своего пастыря последнее наставление и взять от него благословение. К 8 часам утра в церковной ограде и в доме священника собралась масса народа. В 8 часов батюшка о. Василий пошел с народом в церковь отслужить напутственный молебен. Во время служения молебна в народе слышались рыдания и сам о.Василий не мог удержать своих слез. Видно было, что прихожанам тяжело было расставаться со своим пастырем. После молебна народ со своим пастырем отправились обратно в дом священника, перед тем как садиться в экипаж о.Василию была поднесена икона Покрова Пресвятые Богородицы и адрес от всего прихода, в котором прихожане благодарили своего батюшку за все труды, которые понес о.Василий на улучшение своего прихода и на создание новой школы. Уехал о.В.Ерженин, но память о нем и по сих пор живет в народе.
Действительно о.Василий был пастырем добрым, а не наемником. Он прекрасно изучил быт простого народа, был настолько близок к нему, что каждый прихожанин видел в нем своего пастыря, доброго друга и советника и двери дома о.Василия были открыты для каждого просителя во всякое время. Дай Бог побольше таких батюшек и только тогда будут всходить посеянныя добрыя семена в сердцах народа! Можно бы написать побольше, но я остановлюсь на этом. Дай Бог ему на новом месте подвизаться также и заслужить любовь в народе.
Комментарии