Моя педагогическая философия? Может быть, дать ей название, самое краткое определение? А если назвать ее - философия пути?
Путь – те годы, которые я прохожу с каждым классом. Впервые, более 26 лет назад я начала его. За спиной институт, экзамены, сданные на «отлично», поездка в страну изучаемого языка, ко всему, казалось, готова.
Что сегодня я вижу за этим «всем»? Мудрый писатель сказал: Каждый из нас лишь человек, лишь попытка, лишь нечто, куда-то движущееся. Но двигаться он должен туда, где находится «совершенство».
За время работы в школе я поняла, что главное – помочь ребенку определить для себя, в чем его «совершенство» и подсказать правильные шаги.
В основе моей философии – простые истины. Дополняя истину радостного общения, радостного свершения новых дел, я чувствую себя счастливым человеком уже 26 лет. Потому что я люблю свою профессию. И чувствую, что должна и могу быть надежным спутником моих учеников к совершенству.
Я учитель немецко-английского языков. Только наивный думает, что я должна научить всех практическому общению на иностранном языке, хотя и это поможет им в познании мира.
На уроках английского и в повседневном общении со своими учениками в качестве классного руководителя и просто старшего товарища я стараюсь развить это качество, учу видеть вещи в новом ракурсе.
Педагогическая деятельность многовариантна и многоаспектна. Результаты, успехи в работе учителя зависят от многих факторов: экономических, политических, научно-технических, культурных, духовных и др. Учебные, материальные, социальные условия, возможности образовательного учреждения приводит в действие конкретный педагог. Он направляет и активизирует ресурсы (познавательные, эмоциональные, нравственно-волевые) самих обучающихся. Неслучайно определение, «учитель - ключевая фигура в школе». Непросто учесть все факторы и на этой основе выстраивать учебный процесс для обеспечения должного качества образования.
Качество образования не может быть выше качества работающих в нем учителей. Поэтому учитель должен развиваться и расти вместе с учеником, искать что-то новое. Во всяком случае, творчески развивать детей может только такой педагог, который и сам находится в процессе творческого развития. Постоянное самообразование, повышение квалификации, владение современными информационными технологиями, разносторонние интересы – это пути профессионального роста учителя. Если у педагога есть тяга к познанию и самосовершенствованию, то он сможет повысить свое мастерство и профессионализм.
Учитель для ученика – это образец, пример, которому он следует. Поэтому педагог как носитель культуры, нравственных ценностей общества не должен забывать об этом.
Очень точна древняя мудрость: «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь». Учитель должен быть личностью, который воспитывает своим примером. Его личность, его подготовка и мастерство решают успех дела. Он сам влюблен в свой предмет и зажигает огонек интереса в душе ребенка.
Кто такой педагог? Он, как строитель, но строит самое сложное и самое ценное на свете - внутренний мир человека, его нравственный облик.Нравственность проявляется во внутренних и духовных качествах, которыми руководствуется человек, этических нормах; правилах поведения, определяемые этими качествами. Самое главное - позиция учителя должна быть основана на доброте, милосердии, взаимопонимании. Любовь к детям – основной секрет успеха.
Воспитание и обучение детей – процесс сложный. Нужно знать чему мы как учителя должны научить их. Главная компетенция, которую должен приобрести выпускник школы – это желание и умение учиться, умение добывать знания и самостоятельно ими пользоваться, уметь общаться, быть креативным, социализированным, успешным и востребованным в современном мире. К примеру, не нужно учить ребенка как вести здоровый образ жизни, лучше пробудить в нем желание быть здоровым. На первый взгляд это кажется невозможным. В голову закрадывается подлая мысль, успеваемость не у всех хорошая, бывают и неучи. Но, каждый ребёнок уникален и неповторим. Каждый раз проводя мероприятия с классом, я убеждаюсь в индивидуальности, неповторимости своих учеников, вижу в каждом пока нереализованные способности. Иногда за внешней неприметностью скрывается огромное разнообразие талантов и возможностей, которыми ребенок обладает. Задача учителя заключается в том, чтобы разглядеть эти способности и возможности. Я думаю, хорош принцип «развитие талантов» - выявление сильных сторон ребенка и работа над совершенствованием этих способностей, а не постоянное стремление подогнать его в рамки требований по всем предметам. У каждого человека своя сфера реализации, свои интересы, соответственно которым и нужно учиться и расти.
Каждый учащийся – это целый мир, в котором разобраться не просто, но возможно. Постоянное и тесное сотрудничество с ребенком – только тогда работа современного учителя будет плодотворной и результативной.
Учитель – это строитель будущего страны. Его вчерашние ученики это и есть сегодняшние граждане страны. Профессия учителя, как никакая другая, работает на день завтрашний. Не сразу глядя на забавных милых первоклашек можно предугадать, кем они станут в будущем. Учитель ведет по ступенькам взросления будущего рабочего и ученого, воина и юриста, врача и строителя. Учитель формирует фундамент их знаний и умений, основы их мировоззрения. Неизменный факт в нашем изменяющемся обществе – школа была, есть и будет центром созидания и воспитания личности будущего. Каким будет результат воспитания сегодня, таким станет наше будущее, от этого зависит благополучие и мир нашей Родины.
Учительское счастье слагается из ученических побед. Возможно, кто-то из моих учеников станет известным физиком, кто-то, путешествуя по миру, будет удивлять окружающих великолепным разговорным английским, кто-то будет хорошим отцом или матерью, а кто-то станет просто добрым человеком. Мне как учителю, которому доверены судьбы моих детей и будущее страны, хочется вырастить достойных граждан, как когда-то мои учителя пустили во мне росток будущего.
Для себя я сделала следующие выводы: лишь увлеченный делом может увлечь других; научить учащихся творчески мыслить; может лишь тот, кто сам творчески подходит к организации их деятельности.
Почему осталась в этой профессии до сегодняшнего дня? Почему не попыталась поменять ее на любую другую, более спокойную, более оплачиваемую? Да потому, что у меня своя, особенная миссия на Земле… Я- учитель!
учитель английского языка Данзанова Д.Д.
Комментарии