Среди местного населения Джиды распространена легенда о том, что в стародавние времена названия сартульским долинам были даны Чингисханом. При этом следует отметить, что легенды старожилов различных долин по содержанию отличаются друг от друга.
Так. в одном из вариантов легенды говорится, что однажды Чингисхан охотился со своими сподвижниками в местности, расположенной несколько выше устья реки Джида. Во время охоты он и его спутники обнаружили чернобурую лисицу и начали ее преследование. Она, убегая от них, стала подниматься на вершину одной очень живописной горы. Чингисхан и сопровождающие его лица, поднимаясь вслед за лисицей на гору, оказались на ее вершине. Оглядываясь кругом, они увидели с вершины этой высокой горы неописуемую красоту всей окружающей ее местности. Чингисхан был поражен и в восторге смотрел на эти красоты. Кроме того, он обратил внимание на живописность и самой горы, поразился, увидев разнообразие и многочисленность ее животного мира.
Чингисхан остановился, сел на землю и призадумался. Спустя некоторое время он поднялся и объявил, что данная гора является священной, и повелел отныне ее называть Бурин Ханом. Затем он по обычаю тогдашних монголов поклонился Вечному Синему Небу. В это время чернобурая лисица начала спускаться с горы. Чингисхан и его спутники, спускаясь вниз вслед за ней, оказались в подножьях горы и там увидели изюбра и изюбриху с большими рогами. Как только Чингисхан поднял лук и стрелу, чтобы выстрелить в них, откуда-то появились трое их детенышей (Инзаганууд) и, как будто защищая отца и мать, стали бегать и прыгать вокруг них. Удивленный Чингисхан опустил лук и стрелу, не стал стрелять и, поклонившись священной горе Бурин Хан, дал этой равнинной возвышенности название Инзагатуй (72).
Из Инзагатуя чернобурая лисица побежала на юго-запад и, достигнув поймы реки Джиды, двинулась вверх по ее течению. Охотники погнались за ней и поздно вечером (удэшэ орой) оказались в долине, протянувшейся с севера на юг. По воле Чингисхана эта долина стала именоваться Ичетуем (Учоотэй). Далее, когда чуть-чуть начало светать (цайража эхилээ), они достигли пределов следующей долины, названной Чингисханом Цагаатуйем (Цагаатай). Затем, двигаясь вслед за лисицей, охотники очутились в довольно обширной долине. К этому времени уже совсем светлело, и хан повелел именовать эту долину Гэгээтуем (гэгээрэбэ). В середине дня, в условиях начавшегося снегопада (бургажа эхилээ), они оказались на землях следующей долины. Ей было присвоено название Бургултай. Вскоре спутники, преследуя лисицу, достигли устья живописной долины. Лисица побежала сначала по долине в северном направлении, а затем повернула обратно на юг, сделав своеобразный полукруг. Охотникам пришлось следовать за ней и также совершить полукруговое движение (тоорибо). И долина была удостоена Чингисханом названия (Тоорюу Гол) Торей.
высокой белой как снег, известняковой горы. Она сумела взобраться на ее вершину и спрятаться в большой пещере (Амацаг). Здесь, ваконец-то. она была поймана преследовавшими охотниками. Долина была очень живописной. Чингисхан помолился Вечному Си--ечл Небу, пожелал, чтобы впредь на долгие годы долина продолжала быть обиталищем разных диких животных и местом появле-вм1 шести самых целебных источников-аршанов. И он соизволил этой долине название Амацаг, а жители ее удостоились высо-его благословения на благополучие и счастливую жизнь на времена. С течением времени, постепенно в среде местного слово Амацаг стали произносить как Алцаг (72); (6,
с. 96-98).
Итак, постоянным местом жительства переселенцев из Монго-ли стали благодатные земли девяти долин бассейна реки Джиды. Исследователи Б.Б. Батуев и И.Б. Батуева пришли к выводу, что «в щ составе кроме собственно сартулов имеются монголы и омонго-лвшиеся элементы - харчит, ихирит, хаченут, хатагин, салджут, батот, атаган, хорлит, онхот, цонгол, хырдыг, бунгут, хатнол, и арбатан, а также добайкальские буряты и обурятившиеся ашабагат, булгат, харнут, галзут, кхулэн, алагут и кут.
За века совместной жизни в джидинской долине между сартула-и выходцами из других родов установились тесные хозяйствен-съгговые, родственные, культурные и иные связи. Эти связи смене поколений не прерывались, а, наоборот, неуклонно рас-пись и укреплялись. На этой основе здесь постепенно сложи-г. если можно так выразиться, региональная общность сартулов. Данная общность характеризуется некоторыми особенностями обычаев, нравов, обрядов, говора и т.д.
Становление общности сартулов не происходило изолированно, ст?рванно от подобных процессов в других частях Прибайкалья и Забайкалья. Известно, что к этому времени здесь уже имелись и дг>тие крупные общности, скажем, такие, как общности хоринцев, гогглзинцев, цонголов и т.д. Региональные общности возникали в основном на начальном этапе единения племен и родов. Они отли-чзлись от племенного объединения, состоящего в основном из род---денных родов тем, что включали в свой состав выходцев из самых различных племен и родов. Вероятно, указанные региональные общности представляли собой, по сравнению с племенным единством, более высокую ступень на пути формирования народности.
Комментарии