Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Республика БурятияБаргузинский районБаунтовский районБичурский районДжидинский районЕравнинский районЗаиграевский районЗакаменский районИволгинский районКабанский районКижингинский районКурумканский районКяхтинский районМуйский районМухоршибирский районОкинский районПрибайкальский районСеверобайкальский районСеленгинский районТарбагатайский районТункинский районУлан-УдэХоринский район

Род из улуса Цыгеновский

24 ноября 2013
Статья Елены Шушуевой, 
Байк. огни №№ 21-22, 16 марта 2007 г.

Белый месяц в этом году совсем тёплый, без ледяных ветров и вьюг. И пока он еще не закончился, давайте попытаемся немножко приоткрыть завесу в историю кударинских бурят. В школе с.Корсаково располагается краеведческий музей. С 1997 года им руководит Г.Р. Каменданова. Есть там две интересные самодельные карты: карта 1861 года той местности у Байкала, которая была до знаменитого Провала, и карта 29 улусов, существовавших в Кударинской степи до 1954 года. Обе карты Галина Романовна нарисовала сама, а помогали её сыновья. До того, как появилось с.Корсаково и это видно, если посмотреть на вторую карту, кударинские буряты жили небольшими улусами, некоторые по пять-шесть дворов. Сейчас потомки тех жителей разлетелись по свету.

Вот недавно в районную библиотеку по Интернету пришло письмо из Киева: «Если у вас есть какая-нибудь информация про родину моего деда - улус Дологон, пожалуйста, ответьте. Буду очень благодарен. Сергей Б.».

Любому человеку хочется знать, откуда он взялся, где жили его предки и что теперь с его родиной. У бурят есть такое понятие «тоонто» - «малая родина». Тоонто притягивает. Иногда это чувство приходит с годами, иногда просыпается и у довольно молодых людей. Сергей получил ответ на свое письмо. Работники библиотеки написали то, что смогли найти. Дологон в переводе с бурятского означает «боярышник», улус существовал до 1954 года...

А в 1953-1955 годах в этих местах было большое переселение. Как и в случае со многими исчезнувшими с лица земли селами нашего района, в связи со строительством Иркутской ГЭС исчезли с карты и названия бурятских улусов. Некоторые улусники были переселены в Кижингинский, Хоринский районы, некоторые – в Агинский бурятский автономный округ. А в основном маленькие улусы собрали в одно село Корсаково.

Как рассказывает Галина Романовна, каждый улус - это бурятский род. И у всех родов своя история, свой характер и свой, если так можно выразиться, стиль жизни. Например, улус Баженовский. Там жили люди рода Балтэ. И сейчас его представители носят фамилии Илыгеевы, Баженовы и другие. Был ещё род Яртага (Яртхэ) - улус Бушиновский - Ханхашановы, Тынтуевы.

За рекой Харауз и Бушиновским мостом был Цыгеновский улус, где жили Турунхаевы, Ануевы, Мосоровы. Оттуда же - известный в районе покойный судья М.Н. Уладаев, генерал милиции Н.В. Бутуханов, Хребтовские... Вот как о жизни в середине 1900-х годов рассказывает Любовь Алексеевна Халюева, уроженка улуса Цыгеновский. Начинает свой рассказ она с того, что старики очень сильно чтут народные традиции, уважают веру предков и так учат жить детей и внуков, чтобы было всё правильно в жизни, чтобы дурных поступков избегать, чтобы молодые стариков не обижали, держали возле себя... Большой улус был Цыгеновский, рядом речка - рыбалка, охота. Сколько было домов, Любовь Алексеевна не помнит. Но, видимо, достаточно много, потому что сначала все жили вместе, а потом решили разделиться на два улуса. И второй стали называть Харяйта, то есть «отдельные». Чем тогда занимались? Молились Богу, растили детей, держали скот. В каждом роду были свои шаманы. Девичья фамилия у Любовь Алексеевны - Уладаева. В их роду большим шаманом был ее прадедушка, и его захоронили на горе, расположенной в районе Сухой мольки (местность на правобережье). Там на возвышенности обычно приносили в жертву барана. Подниматься на гору разрешено только мужчинам, а женщины ждут дома, готовят стол...

И у каждого рода много своих легенд и преданий. Их хранят в устных рассказах и передают из поколения в поколение. Одну из них нам рассказала Л.А. Халюева:

«Давно это было. Была у кударинских бурят женщина, очень-очень сильная шаманка.

Однажды на иркутской земле собралось большое то ли собрание, то ли вече, то ли съезд, где представители всех властей и религий хотели выяснить, кто из них главнее. И, наверное, шаманизм поприжать.

Шаманка поехала туда, чтобы отстоять веру предков. Знала она, что предстоят ей испытания, но не побоялась. И, как сказано в легенде, представители других религий превратились в щуку, а шаманка обернулась хариусом. И поплыла щука за хариусом, но проворная рыбка-хариус ускользнула от хищницы-щуки вверх по Ангаре и ушла по Байкалу. Через это испытание шаманка прошла успешно. Потом посадили ее в железный амбар. И оттуда она смогла выбраться, став маленькой и просочившись сквозь замочную скважину амбара, как нитка сквозь игольное ушко. А чтобы беспрепятственно попасть домой, шаманка обернулась коровой, а двух ее сопровождающих мужчин превратила в быков. И так им удалось уйти незамеченными...»

Народная память хранит и передаёт из уст в уста много родовых легенд и сказок, в том числе связанных и с вероисповеданием бурят. И действительно, шаманизм сейчас распространён сейчас в верховьях Ангары - Усть-Ордынском округе, на Ольхоне и у нас в Корсаково...

В XIX веке существовала Степная дума, куда выбирали наиболее авторитетных людей. Дума решила, что надо открыть на кударинской земле четырёхклассное приходское училище. Построить его решили всем миром. Дедушка Любовь Алексеевны Халюевой - Ефим - пожертвовал для этого трёх коней (15 рублей), наиболее состоятельная семья Хамагановых дала 150 рублей, 100 рублей внесли русские купцы Гашовы. Тянулись улусники к образованию - идею строительства школы поддержали практически все, и каждый двор дал, сколько смог.

Нынешний дом Халюевых перевезён из Цыгеновского улуса. С особой гордостью Любовь Алексеевна показывает, какая половина нынешнего дома перевезена из улуса. Вспоминает, что муж умер в сорок лет, и пятерых сыновей и двух дочек пришлось поднимать одной. Дети подарили ей на 70-летие деревянный стул-трон и семьдесят красных роз...

Так пусть же не только в Белый месяц, сказано в благопожеланиях-юролах, «множится и укрепляется род, смелыми и добрыми будут мужчины, красивыми и мудрыми - женщины, пусть у мирного очага не смолкает топот детских ног и пусть так будет всегда!»...

Просмотров: 2739

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Видео

Корсаково
04.09.2018
Корсаково
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -