Кударинские буряты славятся своим необыкновенным трудолюбием. Едва порозовеет небо и в степи только начинают перекликаться птички, люди поднимались, спеша на работу. Свободного времени у них не было. Так, например, жители Хандалинских улусов ранней весной заготавливали дрова, жерди, колья на весь год, затем с 1 мая сеяли хлеба, сначала ярицу, а потом овес, городили поскотины, готовили пары. Летом пахали и боронили их на второй ряд, отбывали государственные дорожные повинности, возили дрова, жерди, столбы, многие выезжали на Байкал на рыбный промысел. С половины июля ездили на остров дельты реки Селенги для заготовки сена. Сенокос продолжался до жатвы хлебов. Уборочные работы обычно заканчивались к Покрову дню (14 октября), затем готовились к зиме: ремонтировали жилые дома, стайки, поправляли городьбу, возили подрядные казенные грузы. Некоторые выезжали на отхожие заработки. С рекоставом часть молодежи выезжала на озеро Байкал на промысел соровой рыбы, добывали артелью сорогу, окуней, щук и т. д. Зимой возили сено и дрова, молотили ручными цепами хлеб, вручную веяли, ездили на мельницы. Дальность покосов сена (30-40 км), дров усложняла работу. Рыбу, товарное зерно и мясо продавали на рынках городов Верхнеудинска, Иркутска и приобретали необходимые вещи. До проведения Сибирской железной дороги многие в течение круглого года возили купеческие товары между Иркутском, Читой и Кяхтой. Так в постоянном труде проходил весь год. Своих праздников у кударинских бурят не было.
Календарь сельскохозяйственных работ бурят Часовенского булука выражался в следующем: в начале апреля крестьяне индивидуально выезжали на добычу соровой рыбы в протоках и озерах. Эта работа продолжалась около 10 дней. Затем приступали к весенним полевым работам. Сев начинали с егорьева дня - 5 мая по новому стилю и заканчивали к 1 июня. В период с 5-10 июня по 10 июля все трудоспособное население находилось на рыбных промыслах на озере Байкале в составе сетевых артелей (8-9 человек в артели). С прокопьева дня (20 июля) до 5-10 августа продолжался сенокос, после чего начинался «талонный» лов омулей: выкупали талоны, т. е. права на лов рыбы у арендаторов и занимались ловлей. Одновременно приступали к уборке хлебов, продолжавшейся до покрова дня. Затем заготавливали тальник (иву) на дрова, выезжали на мелкую рыбалку на реке. Ловили до и после рекостава. Затем артелью выезжали на добычу соровой рыбы, это продолжалось до Нового года. Последующая работа: молотили вручную хлеба, индивидуально занимались подледным ловом омулей до самой весны. В этот же период времени возили сено, дрова. Дрова заготавливали на северной стороне Байкала.
Издавна кударинцы-буряты славились как искусные мастера разных изделий. Являясь коренными рыбаками Байкала, они хорошо освоили это дело. По мастерству изготовления лодок, весел и другого инвентаря равных им не было. Сами прекрасно делали посуду под рыбу: бочонки, лагуны, хорошо вязали сети из ниток. Н. Рыжков, житель села Кабанска, в своем воспоминании о бурятах писал: «Помню, мы 12 гребцов по команде башлыка-бурята как птицы улетали на противоположный берег Байкала. Легкие весла, как крылья птицы, быстро гнали лодку вперед, и редко кому удавалось держаться за ней».
Рыбный промысел, закаляя людей, развивал наблюдательность. Узнать на большом расстоянии любую лодку, кому она принадлежит, и ее улов могут почти все буряты-рыбаки.
Многие опытные рыбаки безошибочно предсказывают погоду, по направлению ветра определяют, какой будет улов. Говорят: «После дождей рыба идет к берегу и далеко в море ходить не следует. Култук - хороший ветер, рыбу гонит, тучу разгоняет. Если будет свирепый баргузин (северо-восток), то лучше ставить сети мористее (т. е. на глубину), потому что рыба отходит от берегов. При култуке можно смело ставить сети у берегов». Температура воды, направление ветра - все влияет на рыбодобычу и это учитывается опытными рыбаками. Характерной чертой многих башлыков (бригадиров) является стремление постоянно выискивать новые места для лова, совершать разведку косяков рыбы. Трудное это дело. По едва приметным признакам - по морской траве, по течению воды, по направлению ветра определяют они пути прохождения рыбы.
В дореволюционное время во многих улусах были кузнецы. Кузнецы делали сохи, железные зубья для борон, топоры, ножи, ковали лошадей, делали железные обручи (шины) и надевали их на колеса телег. В половине прошлого столетия в Чиркуйском улусе кузнец-бурят Карп Пискуев (прадед нынешних Нагаслаевых) изготовлял самодельные огнестрельные оружия, луки и стрелы.
Многие буряты (особенно из Хандалы) считались хорошими пильщиками, столярами, плотниками. В свободное время они строили дома, пилили лес, занимались столярной работой не только в бурятских улусах, но и у соседей - русских крестьян.
В 1910-1920 годах по Корсаковскому булуку славились Хребтовский Яков и Опхоев Михаил как мастера тонких изделий, медники, жестянщики, плотники и т. д. Делали они по заказу серебряные оправы к золотым монетам (женские украшения). Нагаслаев Николай был известен как опытный мореходчик; Тынтуев - первоклассный столяр, пильщик, плотник. Майоров Уладай делал изящные трубки с вырезными украшениями, он и в настоящее время славится как хороший мастер тонких работ, плотник, столяр, печник. «У него золотые руки»,- говорят жители. Отличными стрелками-охотниками считались Бажунов Николай, Мосоров Николай, Обхоев Михаил, Халзаев Ефим, Карпов Николай и другие.
Комментарии