Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Духовное наследие ламы Д-Х Самаева как ментальная основа воспитания молодежи.

10 ноября 2013
Духовное наследие ламы Д-Х Самаева как ментальная основа воспитания молодежи.

Данзан- Хайбзун Самаев: жизнь, деяния, мысли.

Данзан- Хайбзун  внес неоценимый вклад в дело развития духовности не только в Тункинском и Окинском районах, но и вообще в Бурятии, и России в целом.

Данзан- Хайбзун Самаев: жизнь, деяния, мысли.

Данзан- Хайбзун  внес неоценимый вклад в дело развития духовности не только в Тункинском и Окинском районах, но и вообще в Бурятии, и России в целом.

Родился  в 1954 году в самом западном районе Бурятии- в горной Оке

Учился в Ленинградском университете ( восточный факультет), БГПИ ( факультет иностранных языков), Монгольском государственном университете, Буддийском институте ( МНР), Гоман-Дацане ( Южная Индия), Институте Диалектики ( Дхармасала, северная Индия),  где он его святейшества 14-го Далай- Ламы получил в 1990 году полное монашеское посвящение гелонга. На то время Лама Самаев был единственным человеком на всей территории СССР, имеющим полное монашеское посвящение.

В 1992 году Данзан- Хайбзун Самаев в качестве Президента возглавляет экологический просветительский центр « Ахимса- Альтруизм- Арюун» ( ныне « Аригун», затем становится духовным наставником центральной буддийской религиозной организации

« Майдар». В 1994-98 годах исполняет обязанности народного хурала РБ.

Имя Данзан- Хайбзун ламы широко известно не только в Бурятии и России ( он- единственный из бурят- награжден орденом  Достоинства Георгия I степени Российской палаты личностей за выдающиеся заслуги в деле возрождения духовности России ) его ученики живут и работают во всех странах. Этой высокой награды  Учитель был удостоен за выдающиеся заслуги в деле развития духовности в России 31 марта 1998 г ( в день своего рождения).

Благодаря ламе Самаеву в Бурятию приезжали с дхармой такие учителя как: Камтрул Римпоче ( Индия), Настоятель Гоман- Дацана Лобсан- Темба ( Индия), Лама Дени ( Франция).

Лама Данзан- Хайбзун принимал участие во многих международных конференциях по вопросам религии, образования и экология, которые проводились в Индии, Японии, Сингапуре, Англии, Франции, Малайзии, Тайланде, Шри- Ланке, Сирии, США.

В 2001 году была проведена акция в истории буддийской религии- освящение Мунко- Сардыка- пика Восточных Саян, обитатели Бурин-Хана. Инициатива и организация на самую высоту точку Бурятии принадлежала религиозной организации « Майдар», руководимой ламой Самаевым Данзан- Хайбзуном. Бурин-Хан- это один из пяти основных хозяев нашей земли, за благословением которого обращаются люди. От всех жителей Бурятии он молился Богу, просил для  всех благополучия.

Следует отметить, что общество до сих пор не знает, кто же на самом деле является истинным спасителем « Атласа тибетской медицины» и сколько было приложено усилий для этого. Это он сумел сохранить Атлас, не дал ему разрушиться ( в тех условиях, в которых тогда хранился Атлас, этот бесценный раритет). 

1990 году Его Святейшество  XIV Далай- Лама Тэнцзин Гьятца провел обряд посвящения Федора Самаева в ламы- гелонги ( впервые в современной истории российского буддизма)

1991 году лама-гелонг Данзан- Хайбзун  стал настоятелем Сант- Петербургского дацана

« Гунзэчойней», основанного Агваном Доржиевым.

Он становится одним из инициаторов создания Тункинского Парка, проведения Гэсэриады  в Окинском районе, возрождения национальных традиций сойотов.

По его инициативе в 1997 году в местности Шумак построен буддийский дуган- как напоминание всем приходящим о священной природе данной земли.

В 1994 году избирается Депутатом Народного Хурала Республики Бурятия.

 

 

 

 

II. Идеал прекрасного.

 

В настоящее время  происходят пересмотр и переосмысление многих сторон нашей общественной жизни.

Отсутствие высоких идеалов, падения престижа знаний порождают духовно- бедных,  нравственно- неустойчивых  молодых людей.

Источниками формирования нравственных качеств, как известно, являются родная природа, фольклор, мудрые и умные советы наших предков, этикет, быт, традиций, обычай- словом, вся культура народа.

Идеал прекрасного, который становится для нашей молодежи ценностным ориентиром, мощно воздействует на их мировоззрение, нравственные убеждения, жизненную позицию, содержание досуга, поведение в быту.

Данзан-Хайбзун очень хорошо понимал, что мир не стоит на месте, а меняется и сознание человека. Устаревают догмы, чьи-то взгляды, понятия- но не учение Будды.

Дхарма- это жизнь, как она есть, она всегда современна и актуальна. Он учил быть счастливым, считал, что к каждому нужен свой подход, Лама видел, что мешает современным людям понять буддизм.

Наш Учитель внес огромный вклад в дело развития духовности. Его энергия, активное отношение ко всему происходящему вдохновляли людей, вселяли в них веру, надежду, помогали нам жить.

Скромность Учителя была настолько велика, что до сих пор немногим известно насколько это был большой Лама. На примере Учителя не только мы поняли, а еще научились понять высокие человеческие качества- умение преодолевать трудности, достоинство, умение протянуть руку помощи.

 

III Элементы традиционного поведения Окинских бурят.

Появление ребенка всегда желанно в окинской семье. Маленькие дети пользуются любовью и вниманием не только со стороны родителей, но и всех окружающих. Отношение к детям постоянно доброжелательно, полностью отсутствует система жестоких наказаний. В то же время дети, особенно девочки с 3-6 лет начинают помогать матери в несложных видах домашней работы, а в 12-13 лет они помогают ухаживать за скотом. Мальчики, главным образом в семьях скотоводов, в 7-8 лет уже хорошо сидят в седле.

Приобретенные с детства навыки дают возможность крестьянской молодежи без особого труда начинать самостоятельно работать в сельском хозяйстве.

Особое место у окинских бурят занимают устойчивые традиции культа предков, старших родителей. В кругу семьи наблюдалось воспитательное отношение к старшим по возрасту, обращались на « ВЫ», причем  сопровождая  его имя почтительным « ахай» или « абгай». Те же самые правила соблюдают при обращении к сестре-«эгэшэ»

В нашем районе отчуждение стариков от жизни семьи еще не стало социальной проблемой. Неразрушимость традиции семейно-родственных отношений, компактность района и отсутствии эмиграции молодежи привели к этой благополучной ситуации, когда старики, даже проживая самостоятельно, продолжают оставаться рядом с детьми, пользуясь их вниманием и поддержкой.

Эти семейно-родственные отношения в своей нравственной основе во многом еще опираются на законы общинно- родовой организации, которая, исчезнув из социальной структуры общества, которая сохранилась в Оке на уровне этических норм поведения.

Ока- один из немногих районов республики, который может гордиться тем, что практически вся его интеллигенция вышла из местного крестьянства. Его формирование начинает интенсивно развиваться в 60-х годов. Если 50-ые годы, не говоря уже о 40-х и предвоенном времени, интеллигенция в Оке была представлена большей частью выходцами из других районов Бурятии, Иркутской области, то в настоящее время она состоит в основном из местных коренных жителей. Район в основном возглавляют молодые руководители и специалисты.

 

IV. Ламаизм в Оке.

Немаловажную роль в сохранении высокого духовно- нравственного состояния коренного населения Оки играет присутствие в их сознании прочных  религиозных основ. Не случайно наш район одним из первых в республике возродил разрушенный в 30-ые годы Дацан. Изолированность Окинского края предохранила его от полной победы атеизма. На протяжении всего XX века религия продолжала сохраняться в культуре окинцев, питая духовную и нравственную основу мировоззрения. Конечно, сегодня религиозное сознание в полной мере присуще  не только старшему поколению, но и молодежи. Но достаточно активно оно начинает возрождаться в среднем поколении, а на уровне бытовой обрядности постепенно проникает в среду молодежи.

Ламаизм в Окинском крае занял доминирующее положение лишь к концу 19 века. Однако удивительная гибкость этой религиозной системы, впитавший в себя многие элементы доламаистских  верований  как бурят, так и сойотов, в немалой степени способствовала глубокому взаимопроникновению этих двух культур. Но главное, вбирая в себя архаические народные воззрения, ламаизм наполнял их более глубоким содержанием. Существенной особенностью ламаизма в Окинском районе явилось полное сохранение в нем древнейшего Культа Природы, что во многом определяло поведение человека по отношению к среде своего обитания.

Выступление ученика и преемника Самаева- наставника сойотского хамбо-ламы Данзан-_Норбу  посвящено проблемам экологии в духовных традициях буддизма.

Наиболее ярко это особенность проявилось в весеннем празднике календарного цикла

« Обоо», в котором важное значение приобретало благодарения высших богов за благополучно прожитый год и выражалась надежда на их покровительство в будущем.

Культ Природы прочно удерживался и в представлениях о 13-ти хозяинах Оки, олицетворяющих горные вершины Саян, с молитвы которым начиналось любое действо.

Этот тесный контакт с окружающей природной силой на духовно- эмоциональном уровне во много определял ту глубокую любовь окинцев к своему краю, которая характерна для них  и сегодня.

У окинского народа было много хороших традиций по воспитанию детей.

Эта информация, полученная от ветерана колхоза им. Ленина, улус. Синца С.Д. Бамбагаева- Утром проснулся, сразу встань, затопи печь. Первая чашка чая- Бурханам

Помолись. Поклонись огню, 13-ти хозяинам Оки,  малой родине. Для этого нужно выйти во двор, побрызгать чай во все стороны и попросить благополучия не себе, а всему живому на свете.

Очаг- самое дорогое место в доме. Всегда бережно относись к огню. Растапливать огонь чистыми дровами, нельзя в печку бросать ничего грязного, иначе огонь может наказать, появятся болячки и язвочки ( « бузардаха») не будет удачи. Постоянно угощай огонь маслом, жиром, лучшей пищей ( « эдеэнэй дээжэ»). Нельзя ворошить угли острыми предметами. Ведь раньше долгими  зимними вечерами наши предки усаживались вокруг очага, а кто-нибудь и старших рассказывал улигеры, различные предания, загадывал загадки.

Существует у нашего народа обычай дарить молодоженам в день свадьбы домашних животных. С детства родители приучали детей ухаживать за животными, стремились воспитывать любовь к ним. У древних бурят предметом почитания являлись не только дикие, но и домашние животные. Конь- символ добра, плодородия.

Недаром  в лунном календаре у бурят ( годовой цикл) имеются корова, овца, лошадь, петух, свинья, собака. И всегда наказывали своим детям такие правила: не обращайся жестоко с бессловесными животными, не мучай, не бей, корми во время.

Каждый день убирай в хотоне, чтобы было всегда чисто и сухо.

 

V. Труд- сама жизнь народа.

 

 

Отношение человека с обществом, с природой, с другими людьми осуществляется через труд. Главная забота народного воспитания- трудолюбие, уважение к людям труда.

Например, несмотря на многочисленные трудности, Данзан-Хайбзун сумел поступить на Восточный факультет Ленинградского университета ( в школе не изучали иностранного языка, а самостоятельно занимался). Затем, почувствовав необходимость духовного совершенствования, продолжил обучение в Буддийском Институте в Монголии, таким образом, достиг больших высот познания. Так, бурятская пословица гласит: « Человеком становятся с детства, а вожаком табуна с жеребенком»

Жизнь Данзан-Хайбзуна- наглядный пример служения своей родине, своему народу, а также как ментальная основа воспитания молодежи.

Его труд, сотворенный от всего сердце, не забывается. У него мы должны научиться работать на совесть.

 

VI. Духовно- нравственное воспитание молодежи

Общеизвестен тезис о том, что отношение государства к семье, детям, молодежи, равно как и пожилым, - индикатор социального и нравственного здоровья общества.

Настоящий момент общая численность молодежи Оки в возрасте от 14 до 35 лет составляет 1862 человека от численности всего населения района. Молодежь сталкивается со многими проблемами:

 

  • социальное расслоение в молодежной среде;
  • на получение социальных услуг, достойной работы ( в отделе занятости населения состоят на учете  10 человек)
  • ухудшение состояния здоровья молодежи;
  • сохраняется уровень преступности в молодежной среде;
  • кризис духовного мира и ценностных ориентиров юношества.

 

Снижается планка нравственной ответственности взрослых на судьбу молодежи. Среди причин, которые к снижению нравственной ответственности, явление социальной эгоизации.

В связи с этим сохраняются негативные тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, переоценка ценностей, бездуховность, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами. В условиях высокой доступности информации и материалов, через прессу, телевидение, Интернет и др.

В процессе обновления нашего общества все чаще обнаруживается несостоятельность традиционных форм воспитания.

Будущее нашего общества во многом зависит от совокупности социально- культурных условий, особенно от роли и значения молодежи в настоящем процессе. Очевидно, что молодежь будет определять социальное, культурное, экономическое, политическое развитие Бурятии, страны в целом. Вот почему одна из приоритетных задач государства- долгосрочное инвестирование молодежи. Как показало социологическое исследование « Этнонациональные ценности молодежи», проведенное Государственным комитетом РБ по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту в 2001 году, молодежь не утратила веры в необходимость высоких нравственных принципов,  наша молодежь интересуется народными традициями, обычаями. Заметен, интерес к религиозным образам, в которых молодежь стремиться найти не только духовную опору, но и защиту от негативных проявлений жизни.

  • Приоритетными направлениями деятельности в сфере реализации молодежной политики является обеспечение занятости, правовой защиты молодежи, духовно-нравственное и патриотическое воспитание.

      Проводится работа по содействию в трудоустройстве молодежи на предприятия ,функционирующие в районе. Также ведется работа с Центром занятости населения по обучению молодежи различным специальностям. Ходатайство в районную администрацию о поддержка «молодой семье», а также участие в программе рамках национального приоритетного «Доступное комфортное жильё - гражданам России», что необходимо в решении жилищных проблем.

Для молодежи значимыми является семья, уважение к родителям, дружба, здоровье, порядочность. Активная жизненная позиция- это основное, на что полагается сегодня молодежь, с опорой на свои собственные знания, способности и силы. В последнее время создается прослойка молодых людей, которая активно участвует в экономической деятельности. Похвально стремление молодежи к высокооплачиваемой и престижной работе.

Итак, и как набат остались в памяти, однажды произнесенные народным писателем Бурятии Арданом Ангархаевым: « Данзан-Хайбзун Самаев от нас не ушел, он переродился. И мы будем надеяться и верить, что он всегда с нами, над нами, всегда нас хранит, и будет это всегда!»

Работа ученицы 10 класса Анны Ивановой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 5074

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Яндекс.Метрика
Создание сайта -