Эколого-краеведческий проект "Родная сторона", организован учителями Зарубинской ООШ.
«…в походах оживают и получают практическое применение знания, приобретённые на уроках географии, биологии, истории, математики, астрономии, которые осваиваются на уроках формально и нередко остаются балластом памяти, не находящим применения».
С.А. Сергеева
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта |
Эколого – краеведческая тропа |
|
|
Авторы проекта |
Решетникова М.В. – учитель географии и биологии Зарубина Е.Г. – учитель начальных классов Игумнова Т.А. – учитель начальных классов Кочерина Е.Н. – учитель истории |
|
|
Цели и задачи проекта |
создание эколого-краеведческой тропы.
|
|
|
Продолжительность проекта |
3 года |
|
|
ВВЕДЕНИЕ
«…в походах оживают и получают практическое применение знания, приобретённые на уроках географии, биологии, истории, математики, астрономии, которые осваиваются на уроках формально и нередко остаются балластом памяти, не находящим применения».
С.А. Сергеева
Значимость краеведческого подхода в изучении предметов естественнонаучного цикла указывают многие российские педагоги. Так А.Г. Озеров утверждает, что «обучение и воспитание в области естественных наук невозможно без практической деятельности в природе, без непосредственного контакта ребенка и природы.
Живой лес, растущие цветы и кустарники нельзя заменить любыми художественными фотографиями, так как эмоциональное воздействие живой природы надолго остается в памяти ребенка. Подкрепление знаний эмоциями и чувствами дает толчок к размышлениям и сопоставлениям». Кроме того «…краеведческая деятельность позволяет каждому творческому учителю предоставить возможность своим ученикам раскрыться «за рамками урока», расширяя их знания по предмету в пределах, зависящих от опыта педагога».
Основанием для разработки данного направления послужил тот факт, что школа работает в экологическом направлении, важную роль в котором играет краеведческий подход, который предполагает комплексное изучение природы родного края и способствует более глубокому пониманию взаимосвязей внутри ее, а также между природой и обществом.
В школе имеются определённые наработки в краеведческом плане: функционирует школьный краеведческий музей «Исток», в котором собран большой краеведческий материал об истории школы и села, занятиях и быте населения и т.п., ведётся исследовательская работа краеведческого характера.
При школе имеется учебно-опытнический участок «Ветерок», который может стать площадкой для изучения культурных растений нашего края. Рядом со школой находится дендрологическая площадка, она станет объектом исследования для начальных классов. Для воспитанников дошкольной группы имеется возможность наблюдения за лекарственными растениями, т.к. лекарственный отдел расположен рядом с детской площадкой. Средние классы начнут работу по изучению значимых зелёных насаждений села и школьного парка, реки Селенги.
Старшие классы займутся очисткой и благоустройством реки, проведут исследовательскую работу по изучению реки Селенги. Для реализации проекта необходимо взаимодействие и с другими социальными объектами села (СДК, библиотекой, ТОСом «Заречье», ФАПом), а также с местным населением и выпускниками школы.
Пешеходный маршрут «Эколого-краеведческая тропа» разработан с учётом природных и исторических особенностей местности, возможностей школы и направлен на формирование школьников потребности бережного отношения к природе, создаются предпосылки для практического изучения предметов естественно-научного цикла. Объект экскурсии – село Зарубино. Протяжённость маршрута – около 2 км. Продолжительность похода –1,5 часа. Возраст участников экскурсии – школьники, молодежь, взрослое местное население и гости села.
Сезонность – весной, летом и осенью – по всему маршруту. Назначение тропы весьма разнопланово: учебно-познавательное, формирование навыков рекреационного природопользования, проведение занятий по спортивному ориентированию и др. На тропе кроме природных объектов, есть объекты исторического плана. Есть возможность ознакомиться не только с типичными и редкими природными объектами, но и с хозяйственной деятельностью населения во время панорамной экскурсии. Такой набор объектов изучения на тропе расширяет возможности учебно-воспитательной работы на маршруте средствами краеведения.
Актуальность данного проекта обусловлена важностью внешкольной природоохранной работы на современном этапе и формированием экологической культуры, необходимостью знать и изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой.
Иннновационность данного проекта заключается в реализации двух взаимосвязанных и взаимодействующих направлений (краеведческого, экологического). исследовательские работы будут сопровождаться мультимедийными презентациями, основы ЗОЖ – одно из условий любого вида деятельности.
В связи с переходом на новые образовательные стандарты второго поколения и компетентностный подход необходимо создать благоприятные условия для практико-ориентированного подхода и развития личности ребенка, обеспечивая ему возможность самопознания, самоопределения и самореализации в таких сферах школьной деятельности как познавательная, здоровьесберегающая, культурная и досуговая.
Центром воспитательной деятельности по эколого-краеведческому воспитанию должны стать школьный музей, уроки краеведения, географии, биологии, экологии, технологии. Школьный музей - это творческое сотрудничество учителей и учеников, он должен стать многолетним хранителем и продолжателем лучших традиций школы в эколого-краеведческом направлении, а также воспитывать у учащихся уважение к прошлому своей Родины, своего района, села, школы.
Таким образом, данный проект ориентирован на учащихся разных классов, учитывает возрастные и психологические особенности их восприятия и познания природы, истории родного края.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Цель проекта: создание эколого-краеведческой тропы «Родная сторона»
Задачи:
- углубление и расширение эколого – краеведческих знаний учащихся;
- привитие первоначальных эколого – туристических навыков: поведенческих, познавательных, преобразовательных;
- формирование и развитие исследовательских навыков;
- развитие познавательной, творческой и общественной активности школьников в ходе эколого – краеведческой деятельности;
- формирование чувства бережного отношения к природе и истории родного края;
- проведение экологического мониторинга на территории села, вокруг школы и внутри школьного здания;
- развитие связей на основе социального партнёрства с СДК, библиотекой, ТОСом «Заречье», ФАПом.
Направления:
- Эколого-натуралистическое (пришкольный участок, учебно-опытный участок,)
- Эколого-краеведческое (школьный туризм, краеведческий кружок «Юный краевед»)
- Проектно - исследовательское
- Эколого-просветительское (эколого-краеведческая тропа, уроки краеведения, уроки географии Бурятии, классные часы)
- Природоохранное, озеленение и дизайн школьного двора (уроки технологии, биологии, природоведения, окружающего мира)
Формы работы:
- внеклассная работа по предметам;
- урочная деятельность;
- практические работы в классе и на местности;
- экскурсии по историко-культурным достопримечательностям;
- трудовая деятельность на пришкольном участке;
- экскурсии на природу;
- экскурсии в естественнонаучные, историко-краеведческие музеи;
- просмотр видеофильмов;
- лабораторный практикум;
- предоставление экскурсионных услуг;
- пополнение экспозиции школьного музейного уголка новыми экспонатами.
Особенности построения содержания проекта:
- деятельностный подход: активное участие детей в работе по изучению и охране природы края, в проведении массовых эколого-краеведческих мероприятий , в пропагандистской работе.
- системность: анализ экологических проблем на региональном и локальном (местном) уровне, комплексное всестороннее изучение вопроса ;
- сезонность: выбор содержания тем в зависимости от времени года;
- спиралевидность: постепенное расширение содержания с частичным возвращением к ранее изучавшемуся материалу.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
( 2011-12 уч. год) |
Моя малая Родина.
|
|
|
Уход и наблюдение за лекарственным отделом на пришкольном участке. Составление экскурсии по данному направлению |
|
|
|
|
II ступень: |
История земли Зарубинской Изучение дендрологического состава тропы, (видовой состав, этикетирование деревьев и кустарников) Составление экскурсии «Зелёные насаждения…» |
|
6 класс |
История земли Зарубинской Река Селенга: прежде и сейчас Составление экскурсии «Селенга – кормилица и гордость села» |
|
|
История земли Зарубинской Гора «Хараты» Составление экскурсии «Ботанический памятник Природы – гора Хараты» (произрастание редких видов растений) |
|
|
|
|
9 класс |
История земли Зарубинской
История создания обелиска и памятника погибшим воинам. Панорамная экскурсия по части села ( объекты соцкультбыта, в том числе существовавшие ранее: СДК, молочно-товарная ферма) |
|
|
Благоустройство территории села. Очистка и благоустройство села, реки Селенги, школьного парка им. Д.А.Протасова Составление экскурсии в творческой форме |
|
Общественность, техперсонал школы |
Оборудование школьного двора
|
|
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
|
Этапы |
Сроки |
Краткое описание |
|
|
|
||
|
1-й, Подготовительный |
2011-2012 учебный год |
Подготовка и согласование проекта и необходимой сопроводительной документации. Согласование и распределение ролей и функций участников проекта. Составление маршрутной карты. Составление индивидуальных планов. |
|
|
|||
|
2-й, Основной (исследовательский) |
2012-2013 учебный год |
Поиск и заготовка необходимого материала. Проведение исследований. Промежуточный отчет участников о проделанной работе. Изготовление маршрутных указателей. Составление экскурсионных текстов и сценариев. Апробация и корректировка индивидуальных проектов и исследовательских работ. |
|
|
|
||
|
3-й, Итоговый |
2013 -2014 учебный год |
Апробация и корректировка взаимодействия структурных подразделений в процессе коллективной реализации проекта. Проведение экскурсионных походов по тропе. Распространение опыта. Подведение итогов работы.
|
|
|
|||
ПУНКТЫ СЛЕДОВАНИЯ:
1.Школьный музей «Исток»
2. «Сказочная поляна» (пришкольный участок «Ветерок»)
3. «Зелёные насаждения» (школьный парк им. Д.А.Протасова)
4. «Площадка памяти» (Обелиск и памятник погибшим воинам)
5. «Селение Зарубинское» (панорамная экскурсия - объекты соцкультбыта села)
6. «Река Селенга» (правый берег)
7. «Гора Хараты» (памятник природы)
Комментарии