Однажды заспорили несколько художников: что все-таки важнее в искусстве - "что?" или "как?". Один из них слушал спор и, когда спросили его мнение, сказал: "В искусстве самое важное не "что?" или "как?", а "кто?" Этим и определяется суть гуманитарного образования, основы которого в течение41 гола закладывала в Михайловской школе Клавдия Цыденжаповна Лупсанова, учитель русского языка и литературы.
Клавдия Цыденжаповна пришла в нашу школу в 1967 году и осталась здесь на всю жизнь. Ее наставником была В.С. Попова, имя которой носит школа.
Мы вечно спорим о том, что считать ядром личности учителя: эрудицию или эмоциональность, богатство опыта или проницательность взгляда, сердечность или остроумие?
Те, кому посчастливилось жить и работать рядом с Клавдией Цыденжаповной, доподлинно знают, что главное в педагоге - талант общения, который позволяет открыть лучшие стороны человека и надеяться на лучшее. Говоря о ней, всякий раз испытываешь нечто, что нельзя выразить словами. При этом никаких фейерверков, никаких потрясений: просто тихое чудо естественности. Кто знает, в чем здесь секрет? Может быть, в том, что Клавдия Цыденжаповна по-настоящему любит жизнь, без пылких признаний и клятв. Может, потому, что любое огорчение не заводит ее и ее собеседника в тупик, и чрезмерное негодование ей также чуждо, как назойливость желаний. Может быть, в том, что с юных лет она неутомимая путешественница, любитель музеев, исторических мест, поклонница всего нового и неизведанного.
Первое воспоминание: 4-й класс, мы на уборке совхозной картошки. Устали, сидим на перевернутых ведрах, в центре - Клавдия Цыденжаповна читает нам наизусть "Руслана и Людмилу". Таким же образом мы познакомилисьс "Двумя капитанами" Каверина, героем повести "Всем смертям назло" и многими другими произведениями. Причем рассказывала она так, что даже самые шумные из нас, сидели, затаив дыхание.
Воспоминание второе: зима, снег по колено, а мы в лесу на экскурсии. Оказалось, что наш одноклассник Юра умеет "читать" следы на снегу. Как он был горд, когда его похвалила сама Клавдия Цыденжаповна! Впрочем, сейчас Юрий Михайлович давно сам выучил биологии не одну сотню своих учеников.
Воспоминание третье: 7 класс. приехали из Казани, куда ездили по путевке. Захожу домой, мама смеется: "Ну что, приехала, сирота казанская?". Утром на уроке первым делом к ней, к Клавдии цыденжаповне: "Как же мама узнала, что мы жили в интернате для детей-сирот?". Долго смеялись, когда узнали, в чем дело.
Воспоминаний, оказывается, целое море, если дать себе время хотя бы часок повспоминать. Это и наша ученическо-производственная бригада "Бригантина", где неизменно, из года в год Клавдия Цыденжаповна работала вместе с Тулоновой Д.Д., а мы стригли овец, пасли ягнят. Это наши поездки не только в Казань, но и в Москву, Томск, Улан-Удэ. Это незабываемые вечера, походы, экскурсии. Но для меня, как и для целой когорты ее учеников, самыми важными являются воспоминания о ее уроках.
Клавдия Цыденжаповна для многих своих учеников - это образец настоящего учителя: всегда подтянутая, требовательная, пунктуальная, умеющая всегда находить уместное слово в любой ситуации, но в тоже время эмоциональная, увлекаэщаяся натура. Для нее руководством всегда были слова Чехова о том, что " в человеке все должно быть прекрасно...". Поэтому, будучи уже на заслуженном отдыхе, она никогда не позволяла себе прийти на урок в обуви без каблуков, без тщательно уложенных волос или без макияжа. Ее поведение, внешний облик, ее поступки и слова свидетельствовали об ее истинной интеллигентности. Мы, ее ученики, благодарны судьбе за то, что именно она учила нас.
Клавдия Цыденжаповна вегда была учителем, который являлся творцом добра, красоты, величия. Для нее каждый урок - путешествие по лабиринтам детской души, в ходе которого шел творческий процесс, процесс взаимообогащения. Она на каждом уроке открывала для нас неповторимый мир Печорина, Татьяны Лариной, Наташи Ростовой... Она помогала своим ученикам найти ценностные ориентиры в нашем столь прагматичном мире. Клавдии Цыденжаповне дано самое сильное и одновременно самое хрупкое орудие для этого - великое русское слово. Приоритеты в ее педагогической деятельности, наверное, определяли слова М. Горького: "... борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры".
Как учитель она всегда знала: "нравственное в слове - правда, нравственное в поступке - справедливость". И потому она никогда не бывала неискренней со своими учениками, никогда не говорила о том, во что не верила сама. Мы все благодарны ей за ту высокую сдержанность чувства, которое подарено нам ее присутствием, и желанием ей здоровья и долгой ясности ума. Велик отряд учеников Клавдии Цыденжаповны, избравших вслед за нею стезю учителя, искренне преданных ее идеям и ее сердцу.
С. Буянтуева, учитель русского языка и литературы Михайловской средней школы.
Комментарии