Из книги «ИСТОРИЯ старообрядческого села НОВОСРЕТЕНКА» В.А. Павлова и Ю.В. Павловой
Традиционная народная культура семейских Забайкалья представляет собой уникальное самобытное этнокультурное явление.Ценность семейских, как исторического культурного феномена России, трудно переоценить. Им удалось сохранить духовный опыт, который фактически был утрачен у других групп русского народа.
Поселившись два столетия назад на плохо обжитых местах, старообрядцы проявляли героические усилия по освоению края. Труд семейских преобразил населенную ими землю. Разумеется, люди не могли жить без духовной пищи. В борьбе с суровой природой и социальными неврозами рождались песни. Песни семейских действительно являются одним из ценных достояний духовной культуры. Песня в их жизни создавала атмосферу духовной красоты.
Она заменяла неграмотному пахарю все: и книгу, и театр, и оперу, была воспитательницей в жизни и посредницей в любви.
Народ любил свои игры, забавы, не мог он жить без бойкого слова, без песни. Ничто не могло убить в душе народа его неистребимую любовь к красоте, веселью и к песне. И она звучала и в лихолетье, и в радостное время.
В начале XX века среди семейских стали устраиваться посиделки – вечерние увеселенья с играми, песнями, плясками. В селе молодежь, до того как был построен клуб, собиралась летом на улице, а зимой – в домах. На вечёрки пускал не каждый. Разрешали посидеть долгими зимними вечерами чаще всего одинокие старушки и те, у кого были семьи небольшие да избы попросторнее.
Девушки брали с собой вязание, вышивки, чтобы не терять времени зря. Пели песни, вязали, вышивали. Также они приносили хлеб, калачи, картошку, сало, чтобы заплатить хозяйке дома. На вечерках дом освещали очагом, который находился в углу русской печки. Молодежь (парни) ходили в лес за «смолянками» (собирали смоляные чурки, выкапывали смоляные корни) для освещения. Приносили гармошку, балалайку.
А если не было ни гармошки, ни балалайки, то пели и плясали под «Валузья» или «Во кузнице». (Это хороводные песни, они сопровождались пением и переплясами). В основном исполняли семейские и русские народные песни. Проводили конкурсы частушек и плясок. Летом собирались на поляне за деревней. Дальше дома Луферьяна Петровича Ткачева усадеб не было, была степь, поэтому было просторно плясать и петь. Во время великого поста ходить молодёжи на вечёрки родители не разрешали.
В доме Ткачёва Петра Панкратовича (в половине дома) был церковный приход. Уставщиком был сам Петр Панкратович. Приходили все, кто веровал. В основном это были старушки и старики. Но также приходила и молодежь.
В 1931 году появилась изба-читальня, ныне место, где проживает семья Шваровых. Она разместилась на первом этаже двухэтажной конторы. На втором этаже были сельсовет и контора. В избе-читальне были книги, брошюры, журналы, газеты; проводились партийные и комсомольские собрания. Там же передвижная киноустановка демонстрировала фильмы (немые).
Влияние среды и жизненные потребности оказались сильнее дедовских обычаев, никакие уставщики, никакие наказания не могли оградить семейскую общину от проникновения в ее среду народных песен. Там, где люди трудились, там зарождались бытовые песни, там жила поэзия, независимо от того, как к ней относились «духовные отцы» старообрядцев.
Народное творчество семейских изучается русскими фольклористами. Написано несколько книг о семейской поэзии. Приятно видеть на страницах книг фотографии наших односельчан – старожилов, например, в книге «Фольклор семейских». Ткачев Мамонт Евстафьевич имел сильный голос, был хранителем старины, знал много семейских песен.
В двадцатых годах была развернута широкая антирелигиозная пропаганда. На волне революционного энтузиазма борьба с религией была наступательной. В 1929–1930 годах это привело к тому, что по решению крестьянских сходов церкви стали закрывать и во многих из них размещались клубы.
Эта волна докатилась и до Новосретенки. В 1936 году дом Петра Панкратовича был конфискован и отдан под клуб. В 1937 году к клубу было пристроено еще два конфискованных дома (дом Слепнёва Марка Евсеевича и Слепнёва Вавилы Григорьевича).
Приход был перенесён в жилой дом Тимофеева Ивана Гурьяновича. Уставщиком был Пётр Панкратович, а позднее Самуил Анисимович Иванов. Молились до шестидесятых годов. Когда открылся клуб, туда стали приходить молодые люди.
Отопление было печное, и чтобы согреться, каждый приносил по полену. Рассаживались вокруг печки, вели разговоры, пели и плясали под гармонь или балалайку. В войну клуб использовали под овощехранилище. После войны его отремонтировали, крутили кино, проводили собрания.
Из избы-читальни в клуб была переведена библиотека. В 1946 году Слепнёв Фёдор Матвеевич стал заведующим клубом.
Коллектив художественной самодеятельности.
Руководитель Слепнёв Фёдор Матвеевич (в верхнем ряду крайний справа)
Наше село всегда славилось своими голосами. В 1947 году в селе образована художественная самодеятельность. Постепенно сложился коллектив художественной самодеятельности. Стали проводиться смотры самодеятельных коллективов. И уже в июле 1947 года хор, руководимый Слепнёвым Фёдором Матвеевичем, на районном смотре занял первое место и переходящее Красное знамя.
Участники художественной самодеятельности в Бичуру ездили на конях, а в Улан-Удэ – на грузовой машине. В 1953 году сельский хор занял призовое место в республике и был поощрен поездкой в Москву. Но не суждено было побывать в «белокаменной».
Поездка была отложена в связи со смертью «отца народов», а потом и вовсе забыли о ней. С 1953 по 1957 год руководителем хора был Афанасьев Никифор Филиппович. Выступали в Бичуре, в Мухоршибири. В эти годы коллектив художественной самодеятельности Новосретенского клуба дважды был участником Республиканского смотра художественной самодеятельности.
Выступали в оперном театре г. Улан-Удэ, в драмтеатре, на авиационном заводе. Солисты хора: Ткачев Мамонт Евстафьевич и Елена Исааковна (супруги), Григорьев Фома Ивольгеевич, Слепнев Наум Иванович, сестры Слепнёвы – Агафья Савиновна и Екатерина Савиновна. На гармошке аккомпанировал Авдеев Прокоп Потапович.
В марте 1957 года Никифора Филипповича избрали председателем сельского совета, а заведующим клубом стал Слепнёв Наум Иванович. В 1963 году Афанасьев Никифор Филиппович работал управляющим отделением № 3 совхоза «Бичурский». Он выдвинул идею – построить новый клуб на общественных началах.
Афанасьев Никифор Филиппович
Финансы получали по подписке от односельчан. Учащиеся школы, комсомольская организация, молодежь села устраивали воскресники: копали траншеи под фундамент, возили камень, песок. Привлекали сельские средства самообложения. В оборудовании помогал совхоз: купили пианино, занавес, кресла.
В 1968 году состоялось торжественное открытие клуба. Активное участие в культурной жизни села принимала школа. Ко всем советским праздникам учащиеся школы и учителя готовили концерты, выступали с беседами, лекциями. В клубе появилась стационарная киноустановка.
Ставили два сеанса кинофильмов (детский и взрослый). Первый киномеханик – Афанасьев Геннадий Епифанович, позже – Григорьев Петр Петрович, после него – его хозяйка Маланья Афанасьевна, а последние годы работала киномехаником Хлызова Екатерина Ильинична.
С 1976 года организатором и руководителем художественной самодеятельности стал Оленников Юрий Емельянович. И уже в 1977 году на районном смотре художественной самодеятельности заняли первое место. Некоторые номера из концертной программы Новосретенского клуба были взяты для показа по бурятскому телевидению.
Стали принимать активное участие в культурной жизни села, района, республики. Неоднократно были призёрами районных смотров художественной самодеятельности, участвовали в телевизионных передачах Бурятии и центрального телевидения в программе «120 минут», посвященной фольклору народов Сибири. Публиковались репортажи о семейских в газете «Бичурский хлебороб».
Коллектив под его руководством приглашают на культурные и общественные мероприятия республики, выступает на сценах оперного и драматического театров, перед студентами и преподавателями института культуры, перед производственными коллективами г. Улан-Удэ. Коллектив и отдельные участники художественной самодеятельности неоднократно были лауреатами различных фестивалей культуры.
За достижения в самодеятельном искусстве Ястребова В.И., Оленникова В.П., Оленников Ю.Е. награждены медалями ВЦСПС. В 1987 коллективу присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив». Наряду со взрослыми также принимали участие дети села – учащиеся Новосретенской школы: Афанасева Валя, Воробьева Валя, Игумнов Саша, Литвинцева Анжела, Оленникова Наташа, Павлова Нина, Павлова Оксана, Соболев Андрей, Ткачева Оля.
Был создан детский фольклорный ансамбль, где дети играли на шумовых инструментах, пели русские народные песни, частушки. Девочки исполняли семейские танцы, такие, как восьмерка, перепляс и другие.
Мужчины хора – Афанасьев Никифор Филиппович, Авдеев Прокоп Потапович, Слепнев Наум Иванович, Иванов Никифор Гурьянович – были членами инструментального ансамбля, где исполняли песни, играя на гармошках, балалайках, гитарах. И дети, и взрослые с огромным интересом и желанием посещали репетиции, с радостью собирались на концерты.
Совхоз «Новосретенский» и сельская администрация всячески помогали хору. В 1985 году профком совхоза под руководством Переваловой Екатерины Степановны выделил средства для пошива сценических костюмов. Семейские запаны, сарафаны и рубахи старейшие участницы хора шили самостоятельно.
Одаренных песенников и песенниц уважают в селе. Они непременные гости на свадьбах, гуляньях. Знатоки традиционных песен передают свой репертуар молодым исполнителям, которые наряду с новыми песнями охотно исполняют и старые. Если вам доводилось побывать на празднике в семейском доме, наверняка вы слышали старинные русские песни.
Но обратить внимание на сложность многоголосого распева, на мастерство импровизации и высокие чистые голоса исполнителей. Бывает, гости расходятся недовольными – мало пели.
На селе теперь нет человека, который виртуозно играл бы на балалайке. Из поколения в поколение передаются хоровые песни предков. Старожилы села сумели сохранить не только тексты песен, но и манеру исполнения. Песни старинные исполняются без музыкального сопровождения.
Однако необходимо отметить, что песенные традиции семейских передавались из поколения в поколения, от мастера к ученику не только благодаря специально организованной системе певческого воспитания, но и в процессе контактов и взаимодействия с талантливыми песенниками во время отдыха, выступлений.
Преобладает многоголосное хоровое пение, которое практически невозможно положить на ноты. Каждый народ должен бережно сохранять и внимательно изучать искусство своих предков, которое является отражением его души, характера, самосознания, чувств, нужд и чаяний. Поэтому в селе идет сбор фольклорного материала, так как уходят носители фольклора.
Художественная самодеятельность развивалась параллельно возрастающему интересу к фольклору во всем мире, приобщая молодое поколение к искусству своих предков.
В связи с начавшимися преобразованиями в России в наши дни центром культуры и образования стала школа. С удовольствием старожилы исполняют вместе с участниками художественной самодеятельности русские народные песни. Часть мужчин хора создала свой инструментальный ансамбль, где исполняли песни, играя на гармошках, балалайках, гитарах.
Первые участники семейского хора: Селиванова Лидия Липатовна, Ткачёва Любовь Дмитриевна, Ткачёв Виктор Кузьмич, Слепнёва Екатерина Савиновна, Трупакова Екатерина Аникеевна, Слепнёв Дорофей Данилович, Слепнёва Ефросинья Аникеевна, Ткачёва Лидия Михайловна, Серебренников Василий Иванович, Ткачёва Матрёна Савельевна, Ткачёва Евдокия Петровна, Ткачёва Прасковья Степановна, Ястребова Варвара Ивановна, Афанасьева Степанида Ивановна, Афанасьев Сергей Парамонович, Соболева Вера Андреевна, Григорьев Фома Ивольгеевич.
Некоторое время Юрий Емельянович не проживал в с. Новосретенка. В 1982 году он вернулся в родное село и вновь организовал художественную самодеятельность в клубе и школе.
Помимо творческого коллектива также работала агитбригада. Участники выступали на животноводческих фермах, полевых станах. Участники агитбригады: Соболева Вера Андреевна, Оленникова Валентина Алексеевна, Перевалова Екатерина Степановна, Савельева Екатерина Полуэктовна, Патрушева Татьяна Филаретовна.
В 1993 году Оленникову Ю.Е., руководителю художественной самодеятельности, присвоено звание «Заслуженный работник культуры Республики Бурятия». Активное участие
Оленников Юрий Емельянович
в художественной самодеятельности принимали Авдеев Прокопий Потапович, Афанасьева Степанида Ивановна, Афанасьев Никифор Филиппович, Афанасьева Валентина Спиридоновна, Воробьева Ольга Петровна, Григорьева Валентина Кирилловна, Калашникова Прасковья Демидовна, Мурзина Александра Филипповна, Оленникова Валентина Алексеевна, Оленникова Васса Петровна, Перевалова Екатерина Степановна, Слепнева Васса Степановна, Слепнева Екатерина Андреевна, Слепнев Наум Иванович, Слепнева Татьяна Васильевна, Соболева Вера Андреевна, Слепнева Екатерина Савиновна, Ткачева Евдокия Петровна, Ткачева Мария Трофимовна, Ястребова Варвара Ивановна и другие.
В настоящее время Оленников Юрий Емельянович проводит огромную работу. Под его руководством фольклорная группа «Ивушка», в которую входят Афанасьева Степанида Ивановна, Воробьева Ольга Петровна, Кузнецова Татьяна Степановна, Мурзина Александра Филипповна, Оленникова Валентина Алексеевна, Перевалова Екатерина Степановна, Слепнева Васса Степановна, Слепнева Екатерина Андреевна, Ткачева Евдокия Петровна, Ткачева Мария Трофимовна, Утенкова Светлана Владимировна, Ястребова Варвара Ивановна, принимает активное участие во всех смотрах художественных коллективов и районных праздниках.
Художественный коллектив принял участие в районном смотре коллективов, посвященном празднованию «Алтарганы-2006». Под руководством Утенковой Ирины Владимировны образовался и развивается ансамбль «Колокольчик», который участвует во всех смотрах художественной самодеятельности, концертах и различных мероприятиях, например, ансамбль участвовал на открытии «XI республиканских сельских летних спортивных игр».
Культура – главнейший фактор национального самосознания, в целом духовного единства любой этнической группы. Наблюдения за традиционными фольклорными формами русского народного творчества, существующего в условиях отрыва от метрополии, приводят к интереснейшим выводам о духовно эстетических приоритетах, трансформации структуры жанровой системы.
Потомки старообрядцев из-за своей религиозной изолированности, преданности старине, не замыкаясь в своей культуре, смогли сохранить черты исконно русской культуры, проявившиеся в особенностях языка, одежды, морально-этических традициях и фольклоре.
Богата Новосретенка талантами и сильными красивыми голосами и, конечно же, хорошими людьми. Нужно гордиться предками, так как они сохранили духовный стержень и уникальную древнерусскую культуру, которая необходима не только нам, но и всей России.
«Мы должны быть благодарны старообрядчеству за то, в первую очередь, что на добрых три столетия оно продлило Русь в ее обычаях, верованиях, обрядах, песне, характере, устоях и лице. Эта служба, быть может, не меньше, чем защита отечества на поле брани», – писал Валентин Распутин.
Говоря о различиях в языке, одежде, морально-этических традициях и фольклоре, мы, конечно, должны иметь в виду тот факт, что забайкальские старообрядцы не были абсолютно единой монолитной группой ни с конфессиональной, ни с этнокультурной точки зрения. Среди них были представители многих согласий и толков – беспоповцы, поповцы, беглопоповцы.
Обширность территории, на которой семейские расселились в Забайкалье, разные природно-климатические условия, многообразие фольклорно-обрядовых традиций, принесенных ими с прежних мест поселения и т.д., привели к довольно значительным различиям в культуре различных групп старообрядческого населения края.
Комментарии