«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: жить на земле, как люди».
Бернард Шоу
Совсем скоро настанет время, когда я закончу учиться в школе, и передо мной откроется мир, в котором мне будет нужно быстро адаптироваться. Адаптация человека к новым условиям, как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных, социальных умений и качеств. Одним из таких качеств является толерантность.
Толерантность – это сравнительно позднее порождение культуры, следовательно, и позднее порождение психики человека, поскольку условия социальной действительности в гораздо большей степени способствуют формированию противоположного чувства (интолерантности).
На протяжении всей жизни нам приходится общаться с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоев, поэтому важно научиться жить в мире со всеми и уважать законы и порядки друг друга.
Когда я слушаю рассказы родителей о том, какие отношения были между людьми разных наций до распада СССР, то проникаюсь теплым чувством к тем народам, о которых они говорят. Сейчас они сожалеют о том, что прошло то время, когда можно было без боязни уехать в любую точку Союза.
Их любимые артисты Роза Рымбаева, Полад Бюль-Бюль Оглы, Надежда Чепрага, Тынис Мяги, Батыр Закиров и многие другие – не поют для нас свои песни…
Обостряют отношения различные формы конфронтаций на этнической почве, которая реализуется через средства массовой информации и которая приобретает наиболее драматический характер, когда физическому насилию подвергается большое количество людей.
Хотя насилие по этническому признаку старо как мир, совершенно очевидно, что это не единственная причина для насилия, имеющая место в наши дни. Другие, не менее старые и не менее болезненные причины насилия и жестокого обращения, основанные на половых, религиозных, сексуальных и возрастных различиях, все еще присутствуют в нашей среде и все еще достаточно устойчивы.
В данном случае неприязнь выражается в насильственных действиях на стадионах во время футбольных матчей или других спортивных соревнований, террористических актов, вредительств разного рода. Это необходимо прекратить. Поэтому я считаю тему своей работы очень актуальной на сегодняшний день. Из этого можно сделать вывод, что ситуация в целом такова: толерантность превратилась в ключевую проблему для всего мира.
Цель моей работы заключается в выяснении причины необходимости привития толерантности подрастающему поколению, и предложить пути решения единения разных людей, сообществ, наций.
Для реализации целей необходимо решить задачи:
- Выявить истоки интолерантного поведения;
- Рассмотреть проявления толерантных отношений на примере Закаменского района и своего села;
- Изучить архивные документы сельского поселения «Михайловское»;
- Проанализировать примеры толерантности в русской литературе.
Основная часть
Менталитет народов предполагает бинарность отношения: «свой – чужой», «черное – белое», «хорошее – плохое».
Уже двадцать лет в нашей самой многонациональной стране длится кризисная социальная ситуация. А это питательная среда для возникновения межнациональной розни в диапазоне от легкого раздражения до различных форм дискриминации и открытого межнационального конфликта. Так продолжаться не может, тем более, что мы мечтаем построить цивилизованное общество, экономически сильное государство, для чего нужно будет задействовать все человеческие ресурсы, изменить принципы общественных взаимоотношений. Принцип толерантности – норма цивилизованного компромисса, взаимодействие разных людей с разными вкусами, взглядами, ценностями.
Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность и вещь, во французском – «уважение свободы другого, его мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим. В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».
В русском языке – это способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.
Мне не понравилось слово «терпеть». Почему я должен терпеть что-то или кого-то в ущерб себе? Пришлось обратиться к словарю Владимира Даля и посмотреть, какое объяснение глаголу «терпеть» дает великий знаток русского слова.
По Далю - «терпеть» – выносить, переносить, сносить, нуждаться, страдать, крепиться, перемогаться, мужаться, держаться, стоять, не изнемогая, не унывая; ожидать, выжидать чего-либо лучшего, надеяться, быть кротким, смиряться; снисходить, допускать, послаблять, потакать, давать повадку; не спешить, не торопить, не гнать, сноравливать. Вот такое обширное значение имеет в русском языке слово «терпеть».
Действительно, прежде чем приступать к каким-то решительным мерам, стоит хорошо подумать. С ярким выражением нетерпимости мне пока еще не приходилось встречаться. О таких вещах я узнаю их средств массовой информации, из бесед со взрослыми. Хотя в обычной жизни, находясь в ситуации постоянного общения, взаимодействия с другими ребятами, приходится иногда решать те или иные задачи, побуждать других делать что-то такое, что им не хотелось бы. Самый быстрый путь добиться нужного эффекта – пригрозить, напугать, применить физическую силу. Порой так чаще и бывает в нашей мальчишеской среде.
С возрастом приходит понимание того, что таким образом нельзя решать проблемы. Как бы там ни говорили, я считаю (да и многие думают так), что нет плохих наций, а есть плохие люди.
Этническая палитра нашего района довольно-таки разнообразна. В Закамне дружно проживают множество национальностей: русские, буряты, немцы, украинцы, татары, евреи, армяне, корейцы, монголы, казахи, узбеки, таджики, якуты, эвенки и другие народы.
Мы имеем возможность познакомиться с обычаями и традициями народов, населяющих наш район, благодаря различным мероприятиям, праздникам, которые проводятся у нас: Сурхарбан позволяет выставить на различных площадках многоцветье красок национальных костюмов, разнообразие блюд, традиций и культур народов, проживающих в нашем отдаленном районе.
Когда создавался Джидинский вольфрамомолибденовый комбинат, имеющий союзное значение, более полувека производящий нужный для промышленности страны металл, со всех уголков нашей необъятной страны приехали специалисты, рабочие. У нас они обрели вторую родину. Создали семьи, пустили корни.
Для нашего села привычным явлением является факт создания смешанных семей. С самого начала, когда в 1727 году был подписан Буринский договор, а в 1728г. образован Цежейский караул, сложился стабильный состав населения – русские и буряты.
Взаимное влияние этих народов плодотворно сказалось на всех сторонах нашей жизни. А это прогрессивное явление. И за такой большой период совместного существования среди жителей Михайловки, по словам местного краеведа Баирова Буды Содномовича, очень трудно отыскать истинных бурят и русских. Смешение кровей происходит на протяжении всей истории существования села.
Обращаясь к архивным фондам нашего сельского поселения, не удалось выявить точную картину создания смешанных браков. Люди создавали семьи и уезжали, затем снова возвращались. Их дети снова создавали смешанные семьи, рождали детей, которым присваивалась национальность отца. Поэтому у нас очень трудно определить, кто есть кто.
Может быть, поэтому общая эмоциональная направленность к другим внутриэтническим группам положительна у большей части населения. А высокий уровень этнической толерантности, установки на согласие бурятского и русского этносов служат основанием для развития позитивных взаимоотношений с представителями других народов. Даже язык, как русский, так и бурятский, претерпел определенные изменения. Так как говорят в Михайловке, больше нигде в районе не говорят.
Этническая палитра в нашей школе не такая разнообразная, как в районе. У нас в селе проживают буряты, русские, латыш и смешанные семьи. В школе обучается 35 детей - метисов (русские – буряты, буряты – русские), 2-е осетин, одна армянка. Никто даже не обращает внимания, что фамилии у ребят другие: Лагконовы, Арутюнян, Александров.
Примечателен тот факт, что за восемь месяцев 2011 года в нашем селе только на одной улице было зарегистрировано 7 браков и 5 из них смешанные. Первая пара: Тальцева Женя (мама бурятка, отец русский) и Токарев Алексей (мама русская, отец бурят); вторая пара: Попова Юлия (отец русский, мама бурятка) и Дамдинов Алдар (истинный дутулурский бурят); третья пара: Янькова Маша (отец русский, мать бурятка) и Гомбоев Владимир (истинный хуртагинский бурят); четвертая пара: Бессонов Иван (мама бурятка, отец русский) и Базаржапова Юлия (истинная бургуйская бурятка); пятая пара: Соктоева Татьяна (мама бурятка, отец русский) и Попов Александр (истинно русский из Хамнея).
Вот такой у нас в деревне национальный колорит.
Мне еще предстоит ознакомиться с историографическим материалом, отражающим смешанную брачность в Бурятии. Эта проблема мало исследована. Имеются упоминания в трудах путешественников Я. Полласа (1765г.), И.Г. Георги (1896г.), Ц. Жамцарано (1906) и более поздние работы К.Д. Басаевой (1988г.). Можно считать, что этот интересный вопрос недостаточно изучен.
Так что толерантность по – Михайловски – это отказ от поисков врагов среди окружающих, которые друг другу приходятся родственниками. И, как будто, вопрос о толерантности сам себя изжил в нашем селе.
Меня привлекает этническое многоцветье моей страны. Приходилось встречать в прессе, что одно время пытались создать новую человеческую общность – советский народ. Этот народ не имел бы национально-культурной укорененности, лишенный ощущения Родины, человечески теплого отношения к своим корням. Как хорошо, что этого не произошло, а то таким людям не с чем было бы вступать в диалог с другими культурами.
А нас многое связывает. У нас общая память, а общая память формирует общую культуру. Чтя собственные традиции, мы поддерживаем традиции тех, кто живет рядом с нами. Например, бурятский праздник Сагаалган в нашем селе отмечают и буряты и русские. Точно так же – Пасху, Масленицу и др. Одинаково пользуемся народными календарями: знаем, когда можно стричь волосы, кочевать в новый дом, отправляться в дорогу, что нельзя после Ильина дня купаться в речке, а до Матвея грозного убрать сено…
Мы все такие разные, но только в единстве наша сила, процветание нашей страны и светлое будущее наших детей.
У меня еще не такой богатый жизненный опыт и мне не довелось сидеть за партой с человеком, у которого отец – чеченский боевик, устроивший трагедию в Беслане. Но я представляю, какие бы чувства меня охватили, случись это на самом деле. А каково этому мальчишке, который к проделкам отца не имеет никакого отношения? А тот факт, что среди ребят, которые собирают останки наших солдат, где присутствуют чеченцы, удивляет. «Почему у вас чеченцы?» - спросил корреспондент у подвижника Владимира Щербакова, руководителя поискового отряда. На это он ответил: «Вы знаете, у них есть традиция, - они никогда не будут убивать тех, с кем преломляют хлеб».
Еще один пример: в фильме «Власть соловецкая» есть замечательный эпизод, когда Дмитрия Лихачева спрашивают о том, почему людей, которые мучили его в лагере, режиссер показывает со спины. На что Лихачев отвечает: «Но у них же есть дети».
Идеалами уживчивости, неконфликтности, принятия другого таковым, каков он есть, пронизано творчество всех великих поэтов и писателей России. Множество примеров можно найти в произведениях Л.Н. Толстого. Герой его ранней повести «Казаки» - старый, мудрый Прошка проповедует идею братства народов, резко осуждает жестокость войны, которая велась тогда на Кавказе.
Уважением к гордому, свободолюбивому «врагу» Хаджи-Мурату проникнуты строки одноименной повести, написанной Толстым в конце жизни. Еще один толстовский хрестоматийный герой – Платон Каратаев, олицетворяющий «все русское, доброе, круглое», учит незлобивости, всепрощению, любовному отношению к каждому человеку. В эпопее «Война и мир» Лев Николаевич находит единое для всех очень важное слово «люди».
«Тоже люди!» - говорит старый солдат о пленных врагах, измученных голодом и стужей, которых пожалели и накормили русские солдаты. «Вот люди!» - с благодарностью говорит о русских французский солдат Морель.
В творчестве Толстого и других наших мастеров четко отражена мысль о том, что человек человеку не враг, что мы, люди, не можем жить без Другого. «Одной души нет рядом – и весь мир опустел», - говорит Ламартин, французский ученый.
История приводит множество примеров интолерантного отношения представителей одной национальности по отношению к другой. Но самым жестоким примером является Холокост (уничтожение через сожжение, стереть с лица земли). Шесть миллионов человек были уничтожены фашистами только за то, что они – евреи.
А какие неприятные чувства вызывают у нас терракты, возникающие у нас в разных точках страны. «Терракты, - как сказал в своем выступлении Президент РФ Д.А. Медведев на встрече с ветеранами, пенсионерами 17 ноября 2011 года, - делаются в нашей стране не на национальной основе и не на религиозной даже, а за деньги. У террористов лица зависимых монстров, готовых ради денег крушить все вокруг».
Конечно, мы не просто готовы говорить о толерантности. Она должна проявляться в наших делах, в нас самих. Быть искренними, любить людей, понимать и уважать каждого, не осуждать и прощать недостатки любого.
У нас в школе и селе проводится много мероприятий такого плана. Например, нам надолго запомнится районный праздник «Уетэн», когда на нашей земле собрались люди разных национальностей со всего района. Фестиваль, который мы проводили в школе, так и назывался «Фестиваль дружбы народов». Многое мы узнаем из тех бесед, которые проводят с нами учителя на классных часах. В честь Всемирного дня толерантности, который празднуется 16 ноября, в библиотеке нашей школы была организована выставка серии книг современной писательницы Людмилы Улицкой под названием «Другой. Другие. О других».
Нас много на шаре земном. Все мы разные, но все мы равные.
Вся история человечества – это диалог. Диалог пронизывает всю нашу жизнь. Он является средством осуществления коммуникационных связей, условием взаимопонимания людей. Взаимодействие культур, их диалог – наиболее благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных и других отношений. И надо добиваться того, чтобы эти отношения строились не на унижении, а на уважении. Отец Александр Мень, которого убили за его убеждения, говорил: «Людей ни в коем случае нельзя унижать». Только за столом переговоров можно решить много проблем. Человек всегда может понять другого. Даже сейчас футбольные фанаты находят общий язык. Для них устраивают специальные встречи. Они принимают определенные правила, у них даже есть свой этикет. Они уже не представляют неорганизованную толпу.
В нашей жизни стал популярен термин «танцевальный батл». Это тот случай, когда конфликтующие молодежные группировки налаживают свои отношения с помощью танца. И у них получается.
Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!
Комментарии