Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

«Ансамбль «Калинка» села Калиновка»

23 марта 2012
«Ансамбль «Калинка» села Калиновка»

«Живущие должны знать, откуда что проистекает…»

И.К. Калашников

 

Во всех странах, областях, селах и деревнях есть свои обычаи, культура, традиции и фольклор. Представителями нашего, калиновского фольклора является народный ансамбль «Калинка». Мастерство и самобытный его талант известен не только в республике, но и за ее пределами.

Я заинтересовалась этой работой с того времени, как сама стала участницей ансамбля Мне очень хочется чтобы наша семейская культура сохранялась в современном мире, независимо от развития. Поэтому я считаю, что моя работа актуальна в настоящее время.

 

Итак, в своей работе, я постараюсь рассказать вам  о том, как и кем образован ансамбль, как он развивался,  его жанровый репертуар.

 

Глава I

Веселый и самобытный народ живет в таежном старинном русском селе Калиновка. 

Наряден внешний вид села. Карнизы, наличники, фронтоны и причелины (доски, прикрывающие концы слег) часто декоративно оформлены и окрашены в разноцветные цвета, преобладают красный, синий, зеленый, белый, голубой. Дома красят внутри и снаружи, и моют два раза в год. Мытье наружных стен вызвано не только стремлением крестьян к более продолжительному сохранению стен, но и трудолюбием семейских, их эстетической потребностью. Калиновцам нравится когда стены сверкают янтарным блеском, «браво вымыты », «как жар горят». Вымытые стены придают внешнему виду села свежесть и радуют глаз. Словом, строения калиновцев служат не только практическим целям, но и оформляются в зависимости от эстетических вкусов мастеров и хозяев. Так, в Калиновке наличники окон у некоторых домов украшены резьбой в виде лучей солнца на восходе и окрашены голубой и бронзовой красками. Встречаются ворота с изображением звездочек, цветов, лебедей. Семейские любят яркие веселые тона. Поэтому раскраска карнизов, ставней, наличников, радует глаз веселым разноцветьем. Это говорит о жизнелюбии народа, его веселом нраве, достатке и трудолюбии.  

 

Глава II

 

 Хранителем богатых духовных сокровищ были русские крестьяне, вечные хлебопашцы, крепко связанные с землей-кормилицей. Труд калиновцев преобразил населенную ими землю. Разумеется, что люди труда не могли жить без духовной пищи, без животворящего слова искусства- справедливо писал исследователь фольклора семейских Л.Е. Элиасов, ни одни духовные стихи знали старообрядцы. Хранили и пели они народные песни «Есть душа, есть голос- пой, рот не завязан». Песня- выразительница дум трудового человека, его чаяний и надежд. Песней душа растет. Интерес к семейской песне обусловлен прежде всего их древностью и тем, что они пронесены через века и сохранены доныне.

 

Такими хранительницами старинных песен являются старейшие жители нашего села: Иванова У.Т., Иванова М.Т., Иванов А.И. В сборник  русских народных песен «Фольклор семейских», переложенные на ноты Н.И. Дорофеевой (Санкт - Петербург) ,вошли песни нашего села, они были записаны И.З. Ярневским от Ивановой У.Т.

 

Многие песни этих хранительниц исполняет известный в Бурятии и за ее пределами народный ансамбль «Калинка». 

 

Глава III

 

Этот певческий коллектив существует с 1969 года.

 

Первым основателем ансамбля был Самсонов В.И. директор Калиновской средней школы.

 

Во время своей работы он обратил внимание, что в селе сохранены традиции и обычаи семейских. Жители этого села очень веселый народ, любит танцевать, петь. У него появилась идея организовать фольклорный ансамбль с жителями села. В это время в ДК работала молодая девушка Андреева Маша. 

 

 

Совместными усилиями они организовали ансамбль, который назвали в честь села- «Калинка». И многие годы хором руководила Мария, не просто Мария, а заслуженный работник культуры республики Бурятия- Баткова Мария Тимофеевна.

 

Она родилась в 1948 году пятым ребенком в семье. Закончила  восемь классов, поступила на курсы продавцов. Продавцом она проработала совсем немного. Ей предложили должность директора ДК, руководителя ансамбля «Калинка». Не имея специального образования, она работала «по зову сердца». Свою квалификацию она повышала, выезжая на курсы. В 1983 году районный отдел культуры отправил ее на учебу в Москву. Она училась сама и передавала свои знания коллективу. Баткова Мария Тимофеевна оставила в истории нашего села свою яркую звездочку. Все участники хора, а их было 25 человек, увлекались собиранием народных песен, частушек. В этот коллектив влились люди, влюбленные в пение, разных возрастов и профессий, различных увлечений. И хотя Марии Тимофеевны  нет с нами – ее дело продолжается и память о ней остается в сердцах односельчан. Прасковья Феоктистовна Антонова посвятила ей  стихи собственного сочинения:

 

Какой была, такой ты и осталась

Твой голос звонкий слышался повсюду,

Навеки в памяти людей.

Умела ты  любить друзей

Сегодня здесь деревня вся

И прославляла наш ансамбль, ты «Калинку» собралась

И будем славить мы его теперь

Чтоб поклониться низко ей .

Но смерть к тебе не вовремя

Умела ты трудиться всем на славу, подкралась

Взрастила ты своих детей,

Ушла из жизни ты в расцвете сил, 

С весёлой песней и частушкой

Но память о тебе осталась звонкой

И мы её навеки сохраним.

Ты веселила всех людей .

 

Мария Тимофеевна была активной участницей многих районных конкурсов: неоднократно становилась победителем конкурса на звание «Лучшей по профессии», участвовала в конкурсах «А ну-ка, культпросветчик». Была победителем конкурса-смотра молодых исполнителей современной песни, посвященного 60-летию ВЛКСМ. Участвовала во Всесоюзном смотре работы культурно-просветительных учреждений. 1985 году она награждена медалью лауреата Всесоюзного смотра самодеятельного художественного творчества.

 

 О каждой женщине в ансамбле можно сказать массу теплых слов. Все они не подолгу, а по велению души и сердца дарят людям радость общения с песней. Они пронесли через годы и сохранили одну из ценных достояний своей культуры- песни.

 

Всех , кто присутствовал на выступлениях ансамбля, поражала его самобытность, своеобразие, необычность распевов песен, красочность костюмов. Многие песни, которые поет ансамбль «Калинка», написаны участницей ансамбля Ивановой Валентиной Елуповной. Ею были написаны песни «Весна,» «Березка», «Калиновка», которая стала в дальнейшем гимном села (1981 год).  Когда ансамбль «Калинка» ездил на международный фестиваль «Белые ночи» родилась песня про Архангельск. В 1985 году была написана песня «Деревня моя», к 75-летию села была написана песня «Юбилейная». 

 

Деревня моя. Песня о  березке.

 

А я встану на утренней зорьке,Стояла березка у самой реки,

Посмотрю на родное селоВетвями сгибалась до самой земли.

На крутые холмистые горы,Ходила к березке я ранней весной,.

Что родное село обняло.И песни ей пела вечерней порой.

Ой, деревня моя ты родная,Когда ты, березка, росла

До чего ж ты у нас хороша,Я в эту пору девчонкой была.

 Ты и солнцем, и лаской согрета,Ты стала высокая – тебя не узнать,

И душою своей молода.Но хочется тихо и нежно тебя обнять.

А живут у нас люди богато,Теперь же к березке мы ходим вдвоем,

И работать они горячи,Сидим мы и тихо песни поем.

Если хлеб испекут-То на славу,

Если песни споют - от души.

 

Иванова В.Е.

 

За много лет своего существования наш ансамбль неоднократно выступал на фестивалях и смотрах: в Туве, на Днях экономики и культуры в Республике Бурятия, на Международном фестивале, «Жемчужина севера» в Архангельске, на фестивале «Полярные маки» в Норильске. Своим выступлением «Калинка» радовала и жителей Монголии. Ансамбль дважды становился лауреатом Всесоюзных смотров художественной самодеятельности.

 

 В 1981 году ансамблю «Калинка» было присвоено звание« Народный».

 

Глава IV

 

Песня- душа народа, обеднять ее нельзя. Поэтому ансамбль «Калинка» решил передавать свое мастерство, самобытность своим детям.

 

И в 1970 году при «Калинке» был организован детский ансамбль «Калинушка». «Калинушка» как губка впитывает народные обычаи и обряды.

 

Из рассказов моей бабушки Петровой Р.А. (участницы ансамбля), мне стало известно, что основателем нашего села являются выходцы из села Большой Куналей. «Казалось бы, семейские песни наших сел, должны быть по своему манеру исполнения одинаковы, но есть разница. У нас варианты распева более простые, но интересные, поются песни двумя подголосками. Куналейцы же раскладывают песню на 4 подголоска. В нашем селе особенно популярны бытовые и любовные песни, большой известностью пользуются солдатские и рекрутские, шуточные и плясовые, а так же песни каторги и ссылки».

 

Любимые песни ансамбля о дружбе «Милка» и «Голубушка»- это обычные эпитеты употребляемые семейскими. В песнях больше всего встречаются постоянные эпитеты связанные с определяемым словом: парень бравый, небо синее, красна девица, река быстрая, стежки белые.

 

Встречаются в репертуаре семейских песни в которых предметы, явления природы или понятия наделяются человеческими качествами, свойствами. Например: «Ой, ты хмелю». Есть в репертуаре песни вечеров- проводов: «Как шли, прошли солдаты молодые», «Путь дороженька моя». В песне «Хорошо вам жить на воле» описывается горькая доля солдата.

 

 И самый популярный жанр это шуточные и плясовые песни. В этих песнях высмеиваются пороки людей, например: «Во кузнице», «Все мы песни перепели», «Пчелочка златая», «Лапти», «Посеял лебеду».

 

Многие слова в песнях заимствованы из украинского, белорусского, польского и бурятского языка. И поэтому наши предки и мы сейчас жили и живем дружно с другими народами.

 

Глава V

 

Красной нитью через творчество ансамбля «Калинка» проходят частушки: то грустные, то задорные, но всегда добрые. И эти частушки пишут участницы ансамбля Кушнарева Нина Тимофеевна и Патрахина Екатерина Георгиевна.

 

Частушки Нины Тимофеевны отличаются злободневностью. Какое бы событие ни произошло в стране, у нее тут же рождается частушка, про рекламу, про правительство, про депутатов, про перестройку и так далее. А частушки Екатерины Георгиевны  в основном бытовые, любовные.

 

Их частушки печатались в 1992 году в «Сборнике стихов и рассказов», выпущенные районным литературным объединением имени Исая Калашникова.

 

Частушки

Дед Мороз со Снегурочкой

Все делили пополам -

Дед Мороз себе взял елку,

А Снегурочка – карнавал.

 

Сегодня Дедушку Мороза

Все равно я завлеку,

И котомочку с гостинцами

С собою унесу.

 

Посадила в огороде,

Не ходила я туда

А  позднее заглянула

Там родилась лебеда.

 

Мы на Маслину каталисьВесну красную встречаем,

Песни пели от души,Много счастья ей желаем,

Теперь в колхозе не осталосьЧтоб она не подвела

Ни коней, ни кошевы.Урожай большой дала.

 

Мы частушки сочиняем,

Сами пляшем и поем,

Приезжайте к нам в деревню,

Мы в Калиновке живем!

 

Патрахина Е.Г.

 

Я думаю из данного материала видно, что население нашего села имеет огромный фольклорный репертуар семейских песен, который сохранен до нашего времени. Не только сохранен, но и передается из поколения в поколения, а не знать историю, это значит не знать себя.

 

В калиновке у нас любят и уважают обычаи и традиции предков, хранят любовь к старинной семейской песне исполняют их на сцене.

 

Библиография:

 

- Архивный материал Музея семейской культуры села Калиновка

- Беседа с бабушкой Петровой Р.А.

- Л.Е. Элиасов «Народная поэзия семейских»

 

Автор: Голендухина  Екатерина ученица 7 класса Калиновской СОШ Мухоршибирского района

Руководитель:  Голендухина Т.Т.

Автор: Moderator
Просмотров: 5389

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Яндекс.Метрика
Создание сайта -