Своё сочинение я хочу начать с прекрасных строк поэтессы Людмилы Серебренниковой:
"Лоскутным одеялом раскинулись поля
По сопкам Забайкалья - здесь родина моя.
А в небольшой долине, у речки, у Хилка,
Стоит село родное с названьем Бичура."
Оказывается, первые семьи сосланных, появившихся в Бичуре в 1768 году, начали селиться в Грязнухе.
"Мать - земля здесь щедра и богата, ей хватило богатства на всех:
Кому саван нарядный цветастый, кому ягод лесных и орех."
Бичуряне испокон века чтили и чтут свои традиции, обычаи. Особое отношение у них было к религии. В прошлом в Бичуре находилось и 4 церкви, и 6 молельных домов.
Но, однажды, в один из летних дней (это было в 30-е годы) приехали неизвестные люди из города, разграбили "сокровищницу" духовности, всё что было ценного увезли, остальное сожгли.
Мой прадед - Перелыгин Давид Сафронович в годы советской власти был уставщиком и втайне крестил всех желающих.
История села моего состоит из очень многих страниц. Каждая - это огромный не доконца изученный пласт, интересный, увлекательный.
Например, история моей школы №3. Сегодня здесь живут в мире и согласии люди разных национальностей. Строят дома. Рождаются дети. Село живёт.
"Цените то, что досталось от наших предков! Не забывайте того, за что отдали жизни наши деды! Любите и берегите окружающую природу! Относитесь с добром к людям! Бичуряне, помните о том, что благодаря нашим прадедам мы сегодня живём в одном из крупнейших сёл не только Бурятии, но и России!"
Бичура - это моя малая родина.. Здесь я родилась и выросла. Здесь живут мои родители, родственники, друзья. Именно здесь я впервые произнесла слово "мама", сделала свои первые шаги, пошла в первый класс, нашла настоящих друзей и за всё это я хочу сказать "спасибо" своей малой родине.
Меня всегда интересовала история села. Она, я уверена, интересна всем жителям села. Причитав роман В. Иванова "Вёрсты", статьи из газеты "Бичурский хлебороб", роман Н. Исаева "Доля", множество стихотворений, о прошлом Бичуры хочу сказать строками Пантелеевой В.Ф.:
"Из далёкой Польши, с Украины в тысяча семьсотые года
Сюда, в Сибирь, царица Катерина сослала наших предков навсегда....
Семьями за много километров шли в Сибирь, ни дома, ни двора...
Красивую они облюбовали местность и её назвали - Бичура!"
Оказывается, первые семьи сосланных, появившихся в Бичуре в 1768 году, начали селиться в Грязнухе - этом самом невзрачном, неприглядном месте. Село росло быстро, разрастаясь и в длинну и в ширину. И уже к началу 20 века оно раскинулось по обе стороны реки Бичурки, красуясь своими мельницами, церквями, молельными домами. Село красивое, расположенное в солнечной долине, окружённое горами и дремучими лесами. В те далёкие времена бичуряне бережно относились к природе. Для них она была важным фактором во взаимном сосуществовании.
Особенно щедрой была тайга. Она давала ягоды, кедровые орехи, а по весне - черемшу и полевой лук, для восстановления витаминного равновесия после долгой холодной зимы. В полноводной Бичурке водилось много разной рыбы и каждый бичурянин мог ловить её столько, сколько требовалось, чтобы прокормить семью. Может, и потому природа принимала наших предков как "детей своих":
"Мать - земля здесь щедра и богата, ей хватило богатства на всех:
Кому саван нарядный цветастый, кому ягод лесных и орех." (Серебренникова Л.В.)
Бичуряне испокон века чтили и чтут свои традиции, обычаи. Особое отношение у них было к религии. В прошлом в Бичуре находилось и 4 церкви, и 6 молельных домов. Первая церковь, построенная в 80-х годах 18 века, была великолепна. Люди не жалея ни сил, ни времени служили ей. Она сближала людей с Богом, заставляя забыть о горестях, утратах, дарила радость, хранила традиции, оберегала нравственность.
Но, однажды, в один из летних дней (это было в 30-е годы) приехали неизвестные люди из города, разграбили "сокровищницу" духовности, всё что было ценного увезли, остальное сожгли. Такое же "раскулачивание" ждало и другие бичурские церкви и молельные дома. Многие верующие "спасали" иконы и молитвенные книги - саму святость,то, с чем прошли наши прадеды через всю Россию - матушку. Вот и в нашей семье уже несколько десятилетий хранятся иконы и книги (возможно из какого-либо молельного дома), которые перешли по наследству моему дедушке от его дедушки.
Мой прадед - Перелыгин Давид Сафронович в годы советской власти был уставщиком и втайне крестил всех желающих. Оказывается, крестить в то время считалось преступлением...а сельчане, веря в Бога, ночами приезжали к моим прадедушке и прабабушке (Перелыгиной Татьяне Михайловне), крестились и были по-своему счастливы. И я, по праву, горжусь ими. Сегодня это не считается преступлением.
История села моего состоит из очень многих страниц. Каждая - это огромный не доконца изученный пласт, интересный, увлекательный.
Например, история моей школы №3. Оказывается, на её строительство были использованы брёвна с "раскулаченной" в 30-е годы церкви, которая находилась по улице Коммунистической, в районе, где сейчас стоит магазин "Хороший". Школу строили колхозники и в начале 40-х, в ней начались занятия. Первым учителем в ней был Ветошников Пётр Иванович, родившийся в селе Верхний Маргинтуй Бичурского района.
В 1941 году он ушёл добровольцем на фронт, был лётчиком и погиб. Неизгладимое впечатление произвела на меня статья Н.Д. Коробенковой об учительнице нашей школы А.И. Рещиковой, из которой я узнала, что в годы Великой Отечественной войны в нашей школе находился детский дом, в котором, в основном, воспитывались дети репрессированных. Школа наша в 50-е годы называлась Сталинской, с 60-80-ые восмилетней, сейчас она носит статус "средней". Я горжусь, что учусь в школе, в которой учились мои родители, в которой работали такие замечательные учителя, как Т.М. Селиванова, А.И. Денисова, А.И. Ткачёва, М.И. Родина, Г.М. Петрова, Г.И. Иванова, а сегодня работают Г.И. Савельева, Л.С. Савельева, Н.А. Судомойкина, Т.А. Ефимова, З.А. Куприянова, Н.С. Токарева.
Я думаю, что каждый, живущий сегодня в Бичуре, просто обязан знать, с какими трудностями пришлось столкнуться нашим прадедам, прежде чем превратить безлюдный дикий край в процветающее село. Сегодня здесь живут в мире и согласии люди разных национальностей. Строят дома. Рождаются дети. Село живёт.
В заключении своего рассказа, обращаюсь ко всем: "Цените то, что досталось от наших предков! Не забывайте того, за что отдали жизни наши деды! Любите и берегите окружающую природу! Относитесь с добром к людям!
Бичуряне, помните о том, что благодаря нашим прадедам мы сегодня живём в одном из крупнейших сёл не только Бурятии, но и России!"
Развивайся и процветай, моё любимое село, а мы будем воспевать тебя, как можем:
"Про счастливую долю запоём смелей,
Бичуру прославим песней своей,
Широки, раздольны русские края,
Но всего милее, Бичура моя..."
(П.К. Луговская)
Комментарии