Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Рассказ о творчестве Намжила Нимбуева

Рассказ о творчестве Намжила Нимбуева

 

Намжил Нимбуев, уроженец Еравнинского района, поэт известный всем своими прекрасными стихами, сумевший оседлать молниеподобного скакуна

Основываясь на поэзии Н.Нимбуева, я рассмотрела его стихи через цвет, через цветовую символику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Символика цвета в стихах Н.Нимбуева

 

 


 

Вся совокупность духовной культуры достигает полноты своей выразительности только в сочетании с цветом, их значение может быть понята до конца при помощи цвета. Цвет в традиционной культуре символизирует процессы космо- и социогенеза, этические ценности, социальную иерархию, этническую принадлежность, политические институты.

 

Синий цвет


«Скудна моя палитра:

В цвета два

Раскрашивать я должен полотно – оранжевый и синий»

 

(Бурятский поэт, 82)

 

Почему именно эти два цвета? В данном случае именно синий? Ответим словами нашего научного руководителя С.Цыбиковой «Для бурятской (как и вообще монгольской) традиционной культуры характерен культ вечного, не возникающего и не кончающегося синего неба, потому символика синего цвета является для нее одной из главных этнокультурных констант» (С.Цыбикова, 8). Думается, что здесь поэт подразумевает оранжевое солнце на синем небе.

 

«На ладони гранитной гряды

Ветру синей Еравны открытой,

бьётся мной разведённый костёр»

 

(Осень в еравнинских лесах, с 53).

 

«Один из важнейших для традиционного мировоззрения вопросов – это вопрос этнического начала, возникновения различных племен и племенных групп, и синий цвет как раз и служит средством выражения идеи этнической изначальности. Тотемическим предком хори-бурят, населяющих Еравну является лебедь, то есть существо, связанное с небом» (С.Цыбикова, 8).

 

Символику синего цвета в данном случае также можно усмотреть и в связи с водной стихией, с синими озёрами Еравны.

 

«Седой хурчин раскачивался в неге, ловя на струнах горестный прелюд.

Тряс головой в далёком синем небе

Над ним слепой нечаянный верблюд.

Рыдал верблюд, в нехитром умиленье

Роняя слёзы, синие,  с кулак (173)

 

Описание верблюда связано с синим цветом. Синее небо, синие слёзы. Для бурятской культуры закономерно распространение положительной символики синего цвета на животных синей масти вообще. По поверью древних людей, встреча с синим быком сулит удачу, а сивый бык ("хyхэ буха") и синей масти конь Хухэлдур Мэргэна обладают волшебной силой в соответствующих сказках и улигерах. Когда читали мы эти строки, то вспомнили рассказ нашего информатора Г. Цыбиковой.

 

«Знаменитый артист Лхасаран Линховоин ещё в советское время поехал однажды на гастроли в Америку. После концерта его лично пригласил один американский миллионер  в гости. Когда Лхасаран Лодонович зашёл в его виллу, то он увидел седого старика азиатской внешности. Старик попросил его спеть старинную бурятскую песню. Линховоин спел песню о верблюжонке – сироте (Уншэн саган ботогон). Старик-бурят сидел и плакал. На прощании он сказал, что когда-то был он ламой Цугольского дацана».   

 

«Приснилось мне синее детство». (134)

 

Здесь синий цвет символизирует тоску по ушедшим прекрасным временам. Ведь детство для многих – это беззаботная, счастливая пора.

 

Красный цвет

 

Не менее важное место занимает символика красного цвета.

 

«Одно лишь красное солнце

Над левым плечом восходит

Одно лишь красное солнце

Над правым плечом заходит»

 

(Метиска, 73)

 

Солнце – источник жизни и света красного цвета.

 

«Кормя своего дитятю

Светлорозовой крошечной грудью»

(Блюз,42)

 

Здесь оттенок красного цвета «светлорозовый» символизирует животворящую силу жизни и жизненную активность человека. Буряты материнскую родню называют кровная родня, а отцовскую родня по кости. «Кровь главный денотат жизни часто отождествляется с силой,  с женщиной» (В.Тэрнер, 91)

 

«Не шуми, цветущая яблоня,

не роняй розовых аистят»

(Утренний намаз, с.21)

 

«Розовые аистята» символ возрождения, понятие, рождающее чувство защиты.

 

Белый цвет

 

Белый цвет в традиционной бурятской культуре символизирует положительную, благотворную для человека сферу действительности.

 

«Как будто стаи белых лебедей

С протяжной песней в воздухе летают

(с. 118)

 

Здесь упоминается праматерь хори-бурят – белая лебедь.

 

«Что за весна! В оправах площадей

Черёмуха так буйно расцветает,

Исхлёстан город белыми цветами,

И я хожу с оглохшими ушами»

(с. 118)

 

«Плавают белые розы»

( Случайным осенним вечером на даче, 119)

 

У Намжила Нимбуева цветы в основном белые, а не красные, синие. Это можно объяснить тем, что у бурят белый цвет – это символ пожелания счастья, символ спокойствия и безопасности.

 

«Женщина с обликом лёгким и белым,

Словно бегущее облако»

(39)

 

Белолицые люди символизируют духовную и телесную чистоту

«На серебряных звенящих подносах» (Блюз, 42)

 

«Пронзительное золото листвы,

Как вкус воды в серебряном кувшине»

(У картины Левитана, 85)

 

Один из почитаемых бурятами металлов – это белое серебро. Серебро - символ богатства, удачи.

 

Чёрный цвет

 

Символическое значение черного цвета в культуре бурят в очень большой степени оппозиционно символическому значению белого. Если белый цвет символизирует свет, то черный – мрак; если белый – счастье, то черный – печаль, тоску; белый – чистоту и порядок, черный – грязь и хаос.

 

Вместе с тем наряду с сугубо негативной семантикой черный цвет может выражать и высшую степень какого-либо качества. У Намжилова Нимбуева высшим эталоном красоты являются черноглазые, черноволосые, смуглолицые люди.

 

«И речь моя русская пахнет внезапно

Полынною степью, звездой, табунами,

Скрипучим седлом, и гарцующим в нём

Удальцом, и скачущей с песней к нему

С горизонта чернявой девчонкою – дочерью солнца …

(Русский язык, 79)

 

«Пел бы о бурятках,

Коричневых как земля»

(Будь у меня голос, 47)

 

«Здесь женщины смуглы –

Они в долинах миловались с солнцем»

(В родном улусе, 37)

 

Поэту вторит бурятский эпос.

 

«Герои улигеров несомненно гордились именем Хара хубуун – «чёрный молодец – богатырь». И Гэсэр не скрывал своего удовлетворения тем, что относился к стану черноголовых и борется против жёлтых мангадхаев»

(Чагдуров, 67)

 

Зелёный цвет

 

«Электрический голос гитары

Скорбел о быстротечности времени,

О страданиях маленького человека

На зелёном земном глобусе»

(Блюз, 42)

 

Зелёный цвет символ земли.

 

Жёлтый цвет

 

Грусть лимонного Гоби (Метиска, 73)

 

Но шла с Востока жёлтая держава,

Крылом вороньим кроя горизонт (76)

 

Речью россиянин я. Но только

Гордый дух сынов своих храня,

Мать родного жёлтого Востока

Наложила табу на меня.

(Подражание Есенину, 156)

 

Здесь говорится о родине монголоязычных народов. Лимонное Гоби, жёлтая держава, жёлтый Восток. В данном случае жёлтый цвет – символ родины, символ порождающего, дающего жизнь начала.

 

Доказываем словами из эпоса «Абай Гэсэр», где говорится о материнской золотой утробе и об отцовском серебряном столбе, от которых произошли первые люди; золотой здесь эквивалентен жёлтому.

Просмотров: 4498

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Популярное

21.03.2012
Сосново-Озерское
Цыренжап Сампилов
20.03.2012
Сосново-Озерское
10.04.2012
Сосново-Озерское
праздник хори бурят
21.03.2012
Сосново-Озерское
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -