Любимые игры, трудотерапия и прочее. В нашей семье рано приучали детей к труду. В два года я уже носил по кирпичу на кирпичном заводе и говорил: - Я ботаю, кипичи таскаю. С 6 лет я ездил с братом Семёном на кирпичный завод месить глину в твориле.
В старом соломенном сарае было несметное количество воробьиных гнёзд. Воробьи тучами налетали на посевы и мы разоряли эти гнёзда, стреляли воробьёв из рогаток.
Рвали коноплю и лён в большом количестве для изготовления верёвок, ниток, пряжи, пакли. Эта тяжёлая и трудная работа по их обработке доставалась мне.
В семь лет мы с сестрой Анной пилили дрова босиком и чуть не отпилили мне большой палец на левой ноги. Ноготь и палец зажили, но до сих пор ноготь раздвоенный.
В другой раз я помогал отцу городить забор, подставлял чурочку под плаху и не успел убрать палец, как он бросил плаху на палец и шкура с первой фаланги указательного пальца слетела, как колпачёк. Кожу я натянул обратно на палец, мать смазала его йодом и завязала тряпкой. Кожа приросла, палец зажил, но остался немного приплюснутым.
Борьба с кротами. На картофельном поле развелось много кротов, которые портили картошку. В 8 лет я начатл борьбу с кротами. Засуну руку в нору и разрушаю её. Шёл я таким путём всё дальше и вдруг крот меня за палец цап и прокусил . На этом борьба с кротами закончилась, мне запретили.
Бандитский налёт. На Пасху родители уехали гулять и к нам приехала банда Пашки и Андреяшки. Собаки рвали и метали. Я проснулся от выстрела. У нас в чулане было маленькое окошечко и старшие братья, Василий и Семён стреляли в него. Бандиты, видя такой отпор, убрались восвояси
В 6 лет я нырнул в подполье, закрывая крышку, которая утянула меня за собой. Я головой пропахал по сусекам и картошке, сильно рассёк губу, правое ухо и бровь.
Качели устраивали за нашими воротами на поляне на Пасху высотой более 10 м из жердей и берёзовых вязов на столбах. Собиралась огромная толпа со всех деревень.
Городки и лапта - наши любимые игры. В них и другие игры мы играли между делом. Другого времени не было, мы работали. В праздники вся молодёжь собиралась у наших ворот и ждали, когда мы выйдем, и я вынесу городки и мяч. Обычно со мной выходили три мои сестры, иначе какая без нас игра. Я был одним из лучших «лаптёжников» и городошников. В лапту я всегда был капитаном команды и набирал себе команду.
Замеряшки и чика. И в эти азартные игры мы тоже играли. Колесо. Сильным увлечением было катать железный обод для монтировки баллона автомашины.
Купание. Мы бегали на р. Кынгыргу купаться. Там есть два вулкана. Из под Кунтёнского вытекают целебные аршаны от ревматизма и для лечения глаз, а на Бухайке росли крупная земляника, чеснок, полевой лук, жарки и цветы. Мы искупаемся, помоем глаза, попьём аршана, поедим земляники, лук, чеснок, нарвём букет цветов и - бегом домой.
Прокати, дядя Паша, на тракторе. На гусеничных тракторах ХТЗ и ЧТЗ -«Нати» работали мои два дяди. Какое же было удовольствие прокатиться на стальном коне. Я садился с дядей Пашей и катался, пока не засну, т.к. в кабине было жарко и душно.
Заплыв в ванне. Каждый год нас топила наледь от р. Хобок и в огороде образовывалось большое озеро. Часто в нём появлялись ондатры. Вокруг колодца глубокие ямы с водой. И однажды старшая сестра Зоя решила прокатить нас в деревянной ванне. Садится в ванну, забирает туда сестёр, я отказался и стою на берегу. И вот она, гребя палкой, выплыла на середину, в это время кто-то из девчонок пошевелился и ванна опрокинулась. Зоя встала на ноги, а сестры окунулись в воду с головой и, как лягушата, стали нырять, но Зоя как-то ловко их подхватила руками подмышку и вынесла на берег.
Мухуруха сердитая, злая и кусучая. У нее случился выкидыш и к ней было опасно подходить - зашибет. Однажды я пошёл косить траву и за мной увязились младшие сестры Валя и Вера, которой шёл второй год. Валя (5 лет) попала под литовку и я порезал ей запястье. Я схватил её на руки и понёс домой, а Вера потихоньку ковыляет за мной. Подошли к колодцу, и тут откуда-то выскочила Мухуруха и встала над Верой и стоит, опустив голову с тихим и нежным ржанием, обнюхивая ее под брюхом. Я рассказал о случившемся. Отец и брат Семён, схватив колья, побежали выручать Веру и Мухуруха отошла в сторону. Все удивлялись, как она догадалась взять ребёнка вместо жеребенка
Свинья рыла, рыла. Мне шёл 8 год и я охранял картошку от свиньи с 13 поросятами. Постелил в деревянную ванну соломы, лёг, взял соломинку в рот, закурил и уснул мёртвым сном. Свинья проползла в огород и изрыла картошку. Брат Семён хлестанул меня ремнём и попал пряжкой по глазу. Я вскочил, как ошпаренный, а он давай меня хлестать. Матери дома не было. Вечером она приехала, а я сижу на амбаре и домой не иду – бить будет. Слышу, зовут на ужин, и жрать хочется, я же не обедал. Захожу домой, а мать, как увидела, что глаза нет, он закрылся огромной опухолью, и давай Семёна хлестать, приготовленным для меня прутком, приговаривая: – Ты что наделал, ты парня без глаза оставил, да, разве ж можно бить по глазу. А я скорее сел и уплетаю за обе щёки. Глаз она мне чем-то помазала, через неделю опухоль прошла, и всё зажило, как на собаке.
Водовоз. Им я стал лет с семи. Огород у нас был большой, и скота полный двор. В вёдрах носить воду было тяжело, и я возил её на тележке летом и на санках зимой в 7-ведёрном ушате. На Хобоке у нас своего колодца не было и я носил воду на коромысле из соседского колодца за 300 м., т.к. тележка сломалась. Принесу два ведра, мать их ухнет на гряды и я опять отправляюсь за водой. Чтобы быстрее закончить полив, я стал носить воду в четырёх вёдрах: два на коромысле и два в руках. У меня заболело правое плечо и старухи сказали, что рука отсохнет. А рука болела до армии и там перестала болеть.
Петух голландский. Я научил его нападать на людей. Сперва я его передразнивал, когда он кукарекал. Это ему не нравилось и он стал нападать на меня. Я от него стал убегать, он меня догонять. Потом обнаглел и сразу шёл в атаку. Особенно любил гонять сестёр и царапать их голые ноги. Однажды он гнал меня через всё поле. Я залез на огород, а он ходит и ждёт, когда я слезу. Матери надоело на это и петуха зарубили на суп.
Волчий зуб. В детстве у меня рос волчий зуб и мать повезла меня в Тунку, в больницу. Врач посадил меня на стул, щипцами схватил зуб и рванул. Я и охнуть не успел, боли не почувствовал и жду. А врач говорит: - Закрой рот, выплюни кровь, вот твой зуб.
Копновозы. Копны мы начали возить лет с 6. За нашими воротами копён ставили огромное количество. За право возить копны боролись многие, но чаще всех опережала сестра Анна. Обычно было 3-4 копновоза, которые летали галопом по полю.
Шутник Мишка Шехин. Он старше меня на 7 лет, но почему-то постоянно подшучивал надо мной. Проходя мимо нашего дома, Михаил издалека кричал мне: - Эй, тёзка, у меня в попе извёстка, у тебя в попе вода, поедем белить города. Потом дразнил меня: - Михаил коров доил, на свинёшке боронил, а свинёшка пернула и Михаила сдёрнула. Или – Михаил коров доил, котелочком брякал, его коровушка боднула, он пошёл, заплакал. Затем подходил ко мне и доверительно так спрашивал: - Мать пуртёшки стряпала?
Из других игр были 1. Кто громче свистнет. 2. Кто громче щелкнёт плёткой. 3. Кто дальше плюнет или прыгнет. 4. Кто дальше кинет камень, чей камень больше раз подскочет на водной глади. 5. Кто дальше пыснет. 6. Кто громче щелкнёт серой.
Тальская неполная средняя школа - одна из древнейших в Тунке и Бурятии, открыта в 1887 г. В ней учились дети из 25 окрестных сёл и деревень. В Аршане, Тагархае, Толтое, Галбае в те годы были четырёхлетние школы. Сейчас, стыдно сказать, в школе всего 12 учеников. Село умирает. Раньше вокруг Саган-Нура было 16 деревень, И всё это – результат правления новых дерьмократов и предателей, врагов народа. (фото школы 2007 г.)
Первый раз в первый класс я пошел в 1938 г. Торжеств, как нынче, не было. Пришли мы толпой, распределили нас по классам. Учились мы в третью смену, и домой приходили в 11-12 часов ночи и никому до этого не было дела. Зимой выли волки, и мы жгли резину или факелы из ваты, смоченной в бензине и вставленной в гильзу патрона.
Учёба давалась мне легко и учился я на отлично. В другом классе, тоже на отлично, учился мой дядя Ганя Нефедьев. Нам с ним по очереди давали пионерский галстук. Например, на 7-е ноября давали Гане, а на 1-е Мая мне.
Горнушка. Электричества ещё не было, да и керосина не хватало. Мы делали уроки возле горнушки. Это устройство слева от русской печи типа небольшого камина. Туда кладут смолистые дрова, которые хорошо горят, не дымят и дают хороший свет.
Бурятской борьбой увлекались почти все. Боролись мы везде и всегда, где бы ни находились: по дороге в школу и домой, в лес за грибами и ягодами, на речку купаться, при игре в городки (одни играют, другие борются, ожидая очереди
А я бросаю камушки с крутого бережка...Любили мы также соревноваться в дальности и меткости кидания камней. В дальности кидания я уступал некоторым парням, но в меткости – никому. Любили кидать камни по водной глади: сколько раз камень рикошетом отскочит от воды, если его кинуть параллельно воде.
Ходули. Очень сильно мы увлекались ходулями и даже бегали наперегонки.
Бег, катание на лыжах и санках тоже были нашей страстью. Катались все, как одержимые и девчонки, и мальчишки. У кого нет ничего – катаются на пятой точке, дощечках, тазах, листах жести, картонных коробках. Разбирали бочонки, прибивали петли к выгнутым доскам и катались. На большой перемене вся школа лезла на гору и один раз успевала скатиться. Мы же заходили на самую макушку, где стоял Коммунистический маяк (куммаяк) и оттуда летели вниз со страшной скоростью.
Коньки-снегурочки были у меня, а канадские дутики (хоккейные) – у друга детства Ивана Кострова. Мы на них бегали в школу, в школе их никогда не снимали и на переменах выскакивали и бежали на гору, чтобы раз скатиться. Снег был так укатан, что коньки шли по нему, как по льду. Кстати, многие девчонки от нас не отставали.
На велосипеде мы учились кататься, вставляя правую ногу в раму, так как ни с рамы, ни с сиденья ноги до педалей не доставали.
Первый старт. В 1942 г. были соревнования школы по лыжам на 3 км. С общего старта я ушёл вперёд. Пройдя 1,5 км, повернул назад. И все, кто шёл за мной, повернули обратно, я снова всех обогнал и финишировал первым. У меня были фабричные лыжи и я на них ходил в школу за 3 км. Это была первая победа в 67-летней спортивной карьере.
Круговая катушка. На ключе перед школой зимой делали каток. На Новый год там устраивали круговую катушку. В центре поля вмораживали мощный столб, на него сверху прикрепляли длинной жерди, а к другому концу жерди привязывали сани. Тут-то и начиналась потеха. В сани садились человек десять, а остальные толкали жердь по кругу. И вот уже сани летают по воздуху, не касаясь льда, люди вылетают из саней и умоляют остановить их. Рев, шум, смех, веселье до ночи, толпа все прибывает и прибывает.
Куча-мала – народу звала. В пятом и шестом классах старше, я приловчился делать кучу-малу на высокой и могучей.Груне П. Как только прозвенит звонок на урок и все пойдут в класс, я налетаю на Груню сзади, повисаю у неё на спине, а ребята налетают и валят ее на пол, а потом собираем в эту кучу всех. Поднималась пылища, что ничего не видно. Но появлялся учитель, и все бросались в класс.
Маркиза вонькая. Райка Ф. все школьные годы портила всем кровь и мне особенно. Она бегала к директору и фискалила на всех. Из-за нее меня не раз выгоняли из школы Райка закончила пединститут и работала в школах Улан-Удэ.
Нюрку модницу я «догнал» в пятом классе. Тогда ей было 15 лет и она об учёбе думала мало, уже красила губки, подводила брови, пудрилась, делала из бумажек себе груди и кокетливо поглядывала на парней. Грудей у неё почти ещё не было и однажды она сделала груди из бумажки и сидит. Я выхватил у неё бумажки и говорю, что Нюрка делает себе титьки. Учительница выгнала меня из класса за хулиганство.
Суццид. В шестом классе у нас повесился Колька Солдатов, сын ветеринарного врача в станке, где проводятся операции лошадей. Отец его предупредил: если он не перейдёт в седьмой класс, то он его убьёт. И незадолго до экзаменов Колька повесился
Школьная самодеятельность. Очень интересно проводились новогодние ёлки, Первое Мая и 7-е ноября. Рассказывали стихотворения, пели песни, строили пирамиды в несколько этажей. Помню шуточные и игровые песни, в которых участвовало много человек. Учителя и дети брались за руки и шли по кругу. Было очень весело и интересно.
Баба сеяла горох, прыг-скок – обвалился потолок. Баба шла, шла, шла, пирожок нашла.
Села, поела и опять пошла. Немножко постояла, головкой помотала.
Сперва встала на носок, а потом на пятку, станцевала русскую, а потом присядку,
А потом вприпрыжку догонять братишку. На дороге яма, она в яму бух и сказала: - Ух
Были интермедии на стихотворение «Прибежали в избу дети в поропях зовут отца...». Номера про Телескопочкина и Микроскопочкина, Я приехала из Терёшеньки на Ванющу посмотреть и др.
Пионерские костры устраивали на Тальской Вершине вечерами. Обставлялось это торжественно, разводили костёр. Одевали военную форму и рассказывали стихи, пели песни, устраивали игры, пляски. Плясали виртуозно Кобелевы: Васька, Ванька и Стёпка. Особенно лихо плясал Васька. Что он выделывал! На спине, брюхе, заднице, вприсядку, ходит колесом, засунет палец в рот и делает звук подобно открывающейся бутылки, надует щеки и ударяет по ним кулаком. Плясать они учились, когда убирали коровьи стайки. Поставят в угол говно и начинают ему «доказывать», выделывая коленца.
«Утопленник». В 1939 г. мы приехали с матерью в Аршан к тётке Клаше. Мы с братаном Ганей побежали на ту сторону р. Кынгырга. А наводнением снесло мост на реке и были положены в ряд 2 бревна и вода хлестала через них. Мы перешли на правый берег, а когда пошли домой я упал в речку. Очнулся я, когда меня уже переодели, а рядом была мать и толпа людей. Ниже по течению реки стояла летняя дача и вода начала подмывать берег. Курортники наблюдали за дачей и видели, как я свалился в воду. Один из них прыгнул в реку и вытащил меня.
Праздники: православные, бурятские и советские в нашей семье справляли все. Самыми любимыми были Новый год, Рождество, Масленица, Троица, Пасха, Сагалган.
Машкированных пустите? На Рождество и Новый год мы маскировались и огромной толпой ходили по деревне. Многие нас ждали: Мы спрашивали: «Машкированных пустите?» и двери тут же открывались. Готовились и наряжались дома и у бабы Оли. Костюмы делали сами из старых пальто, шуб, шляп, картузов папах, шапок, шаровар и т.д. Лицо мазали сажей или разукрашивали краской. Потом Петя Нефедьев брал балалайку или гитару и мы шли на Хобок, где нас ждала большая толпа маскированных. Были хорошие комики и артисты и что только они не вытворяли. Девчата одевались мужиками, а парни старухами. И эта огромная толпа ходила по деревне и давала представления. Заходим в дом, и начинается карусель: пляски, песни, частушки, шутки, копирование кого-либо, пантомима, кто хрюкает, кто ржёт, кто лает, кто мычит и все пляшут, топают и бьют о пол палками-клюшками. Допрашивают хозяев, как они живут, прославляют, желают богатства, хорошей жизни и успехов. Хозяева стараются угадать, кто есть кто, но часто ошибаются. Часто нас угощали вкуснятиной, но мы брали чуть, чуть – попробовать, ведь такая была тяжёлая и голодная жизнь и нельзя объедать хозяев.
Пасху справляли всегда с размахом и гуляли неделю. У нас за воротами ежегодно устанавливались качели высотой метров 15 на длинных столбах. Здесь собирался весь народ и также играли в городки и лапту. Все любили биться куриными яйцами, которые красили заранее, выбирали битки. Хорошим битком можно было выбить много яиц, так как чьё яйцо пробито, оно забирается победителем, как трофей. При этом шли на всякие хитрости: бились сырыми яйцами, вытачивали деревянные, которые не отличишь от настоящих, протыкали иголкой сырое яйцо, высасывали белок и желток и заливали его водой или более тяжелой жидкостью. Непревзойдённым мастером биться яйцами был брат Николай. Однажды он выбил 3-х литровую миску яиц одним яйцом.
Кто кого. Наш отец, его братья Никон, Иван и мои братья были большие любители померяться силой и ловкостью, особенно отец и брат Николай, обладающие недюжинной силой. В моде были национальная борьба, перетягивание на большом пальце и на палке, борьба на руках (армрестлинг). Здесь не было равных отцу. В борьбе самым ловким был дядя отца А.Г.Нефедьев, он бросал всех через спину. Многие поднимали колёсный трактор Т-32 за передок или коня за грудь, брали на плечо за один конец листвянные колоды для корма скота и уносили, кто дальше. Наш отец уносил её на 100 м. Любил бороться и поднимать тяжести брат Николай. Он брал 2 мешка зерна на одно плечо, третий мешок клал на второе плечо, сверху садил мужика и уносил, бочку бензина 200 л. и зисовский баллон закидывал в кузов машины. А ведь у него правая нога была прострелена.
Поднять «мертвеца», сани и сумы было любимым единоборством парней и мужиков. Один мужик ложится на землю горизонтально, закладывает руки за голову, сплетя их в замок. Второй берёт его руками под коленки, также сплетя их в замок, ноги мертвеца пропускает между ног так, чтобы они упирались ему в ягодицы. В таком положении нужно поднять мертвеца на себя так, чтобы он встал вертикально. Например, я поднимал мертвеца легко, но некоторые не могли этого сделать
Поднимал сани за оглобли Оська Шехин. Он брал оглобли саней в руки, упирал их концы в локти и поднимал сани вверх, ставя их вертикально.
Вешать сумы. Один мужик ложится на землю вниз животом, а двое садятся рядом лицом друг к другу, кладут ноги на спину первому. Затем берутся руками друг другу за ноги. В таком положении нужно встать с двумя мужиками, обхватить их ноги своими руками и унести метров на, как вьючные сумы на коне, привязанные в тороках.
Бега на конях - многолетняя традиция наших далёких предков. У нас непревзойдёнными были Лысанка Шехин и Серко Председательский. Первый догонял козу, брал любой огород. Второй шёл рысью, обгоняя машину. У него была отдушина на шее, в которую глубоко входил палец (я сам просовывал туда палец). И когда он долго бежал, отдушина открывалась, снабжая его дополнительно воздухом.
Троица справляем пышно. Ходим в лес и дома отмечаем.
Масленица – особый разгульный и весёлый праздник, означающий проводы и смерть зимы и воплощающий божество плодородия. Всю неделю стар и млад катались с Тальской Вершины на санях, санках, лыжах, коньках и на собственной заднице, у кого ничего не было. Разжигали большой костёр и пели песни, прыгали через него. Все катались на больших санях, набитых доверху людьми. Сани неслись со страшной скоростью, часто опрокидывались и люди вылетали из саней и катились кубарем с горы. Катание с горы, на конях по деревням сменялось гулянками у родственников, посещением молодых тёщи с тестем, сватов, кулачными боями. На Масленицу пекли блины – главную обрядовую пищу. Прыгая через огонь, люди очищались и сжигали свои болезни.
Петров (12 июля) и Ильин (2 августа) день почитались у нас. Считалось, что в эти дни обязательно должна быть гроза. Большим праздником считался Вера, Надежда, Любовь и Софья – свёкла, капуста, морковь (30 сентября-праздник урожая), когда всё убрано, итоги летней сельсхозкомпании подведены, урожай убран в закрома. У нас было несколько именинниц в этот день: шесть Вер, Надежда – моя жена и две невестки Любы.
Николу и Михайлов день отмечали всегда. На Николу родился брат, мой сын, брат бабушки, племянник, на Михайлов – я и сестренница, Зоя.
Сагаалган – праздник белого месяца в Бурятии широко отмечается. Зародился он 2000 лет назад у гуннов, как праздник белой пищи, имеющий большое значение в жизни скотоводов, Накануне праздника люди посещают дацан, сжигают на ритуальном костре всё плохое, накопившееся за год, в виде кусочков теста, тряпок, которыми вытирался каждый член семьи. В дацане читают несколько дней особые молитвы.
Наиболее значимый ритуал – обряд очищения, проводимый за два дня до Нового года. Наводили чистоту в доме и во дворе, одевали нарядную одежду, запасались молочной пищей, готовили много поз и молочную водку. 15 дней в дацанах проходят хуралы. После начинается празднование, поздравления. Первым поздравляли самого старшего в семье, потом родственников, начиная, со старших. Обменивались хадаками – праздничными шарфами. Старший кладет руки на руки младшего ладонями вниз, показывая, что готов отдать это. Младший дарит подарки старшему – хадак или деньги. Старший что-нибудь дарит младшему. Вечером молодежь разжигает костры и всю ночь веселится.
Ворожба, гадания и загадки проводились на Новый год и Рождество. Чаше мы собирались у бабы Оли. Девчата ворожили на женихов, но в войну чаще ворожили на отцов и братьев, находящихся на фронте. У нас есть специальный ворожейный круглый столик на красивых резных ножках, сделанный отцом. Все садятся вокруг него, кладут руки на столик ладонями вниз, загадывают желания и ждут, когда столик начнёт «ходить» (качаться). И он ведь действительно начинает «ходить», я сам не раз в этом убеждался. Ворожили на картах, с зеркалом, петухом, с блюдцем с водой, жгли бумагу и т.д. Выпускали петуха, ставили перед ним блюдце с водой, зерно, уголь и смотрели: что он начнёт клевать первым, то тебя и ожидает: зерно – богатый жених, уголь – черная жизнь, воду – уплывёшь с моряком. Клали на блюдце скомканную бумагу и поджигали. Смотрели контур какой фигуры появится на фоне белой стены. Если контур машины, то отец едет с фронта домой, если ящик, то жди похоронку. Ночью бросали валенки или унты через дом и смотрели, в какую сторону он упадёт носком, в ту и замуж пойдёшь. При ворожбе на картах приговаривали: сейчас, через час, поздно вечером, на дороге, на пороге, на постели, за столом: или любит, не любит, поцелует, плюнет, к сердцу прижмёт, к чёрту пошлёт. Баба Оля любила загадывать загадки на житейские темы (см. Нефедьев, 2009).
Автор:
Нефедьев Михаил Андреевич, 1930 г.р., геофизик, ведущий научный сотрудник Геологический институт СО РАН
Комментарии