Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Республика БурятияБаргузинский районБаунтовский районБичурский районДжидинский районЕравнинский районЗаиграевский районЗакаменский районИволгинский районКабанский районКижингинский районКурумканский районКяхтинский районМуйский районМухоршибирский районОкинский районПрибайкальский районСеверобайкальский районСеленгинский районТарбагатайский районТункинский районУлан-УдэХоринский район

Наши обряды и традиции

16 марта 2012

Из поколения в поколение передаются традиции наших предков. Наши земляки – корсаковцы свято чтят все религиозные традиции. 

 

Наша религия – шаманизм, самая древняя религия, которая вобрала в себя все формы первобытных верований. Интересно,  что слово «шаман» в ряде индоевро­пейских и угрофинских языков означает буквально «тот, кто знает». То есть это был, прежде всего, человек, обладающий более объемной информацией об окружающем мире, о невидимых и таинственных свя­зях человека с силами природы и способный донести в каком-то виде до контактирующих с ним людей. Шаман был необ­ходим в любом даже небольшом сообществе людей, поскольку этому сообществу важно было иметь человека, способного защитить сородичей и соплеменников от дурных посягательств. В каждом роду жителей Корсаково и бурятских сел Хандала, Ранжурово  и поныне есть свои шаманы. Они чаще всего выступают в роли «целителя», обряды которого среди родствен­ников и соседей призваны освободить последних от страданий, изгнать злых духов или привлечь на помощь добрых.                                                                                                                                                                                             
 
Обязанности шамана многообразны, но смысл их един: шаман должен способствовать благосостоянию сородичей, оберегать их от бед. Труд шамана бескорыстен. Такой идеал шаманского служения людям отражён в моральных заповедях, которые передаются из поколения в поколение. Следует отметить, что шаман и сегодня — хранитель родовых преданий и легенд, духовных знаний, традиций и обычаев народа.                                                                                                                    
 
О почитании бурятами неба и земли, природы и их различных божеств и духов свидетельствуют и различные жертвоприношения, которые были как обыденными «бескровными», так и «кровавыми». Обыкновенные жертвоприношения — это ежедневное жертвоприно­шение употребляемой пищи, чая, кусков мяса и т.п. духу огня, а в некоторых местах и онгонам, материальным изображениям духов. Проезжая около священных рощ и мест, где похоронены шаманы, или где обитают по верованиям божества, сошедшие на данное место с неба, буряты останавливались на определенном месте и приносили в жертву табак, спички, ленту, мелкую монету или же вино. Такие места находятся  близ с. Фофоново, берегах наших  рек Харауз, Долоогоно, Бугутур, в окрестности, а при въезде в село Корсаково есть «бариса», где останавливаются все отъезжающие, по обычаю они «курят трубку с духами» или брызжут водкой.
 
У байкало-кударинских бурят имеются свои семейные или родовые духи-покровители, потомки которых всегда кланяются своим духам и совершают специальные обряды, например, духи  профессий: кузнецов (дархад), знахарей (барячины), охотников (агнуушад). И сегодня, в Корсаково есть род дархад, у которых покровителем считается божество, живущее на западе, на земле Качугского района Иркутской области, по имени Божо-маахан. Есть свои местные боги, божества, долоон Дошхон Буудалнууд –семь сильных богов Кударинской земли: бог Фофоново –Фофоной эжэн бурхан, Хаан Дорогтын хубуун, Хаан Дошхоо Баабай Хугар зула, Иван Тимофеевич гэжэ ород нухэртэй бэлэйт, второй бог –хозяин Ильинки – Дэгэд нойон, Дэгэй Хатан бурхан,третий бог-бог местности Елань, четвертый – покровитель тугнуйско- тимлюйской местности, пятый –покровитель посольской земли –Посол Ноен Засол Хатан, Посольскойн эжэн бурхан Хашха Тургэн Ноен, шестой – хозяин местности - среднее устье, притока Селенги, седьмой –хозяин горы Гахана, около села Шергино.
 
В Корсаково проводятся «тайлаганы» - богомолия, которые проходят летом в определенных местах с жертвоприношениями. Духи предков считаются покровителями рода, обеспечивающими благополучие и успех, покровителями местностей, где некогда они жили. После смерти шаманы становились почитаемыми духами и попадали в категорию «дайдын Убгэд» (старцев земли). Если шаманы были знаменитыми и в своей деятельности выходили за рамки улуса и рода, их духи становились территориальными божествами.  Моя семья и представители моего рода летом проводят тайлаган на родовом месте, где до 1957  года стоял  улус Сэгээновский, недалеко от Корсаково, за рекой Харауз.
 
Одним из тайлаганов, устраиваемых в моем селе, является  «Ехэ тайлаган», который  проходит в июне месяце как всеобщее торжество. Приезжают отовсюду очень много людей, и в последнее время все больше  и больше навещают родные места своих предков их потомки. Бывает интересно посмотреть на них, когда в процессе ознакомления с жителями  Корсаково на глазах  проходит процесс узнавания и обретения давно забытых родовых корней.
 
 По материалам историко-краеведческого клуба "Тэнгэри", руководитель - Бармит Э.В.

Автор: Корсаково
Просмотров: 2485

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Видео

Корсаково
04.09.2018
Корсаково

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Яндекс.Метрика
Создание сайта -