Из поколения в поколение передаются традиции наших предков. Наши земляки – корсаковцы свято чтят все религиозные традиции.
Наша религия – шаманизм, самая древняя религия, которая вобрала в себя все формы первобытных верований. Интересно, что слово «шаман» в ряде индоевропейских и угрофинских языков означает буквально «тот, кто знает». То есть это был, прежде всего, человек, обладающий более объемной информацией об окружающем мире, о невидимых и таинственных связях человека с силами природы и способный донести в каком-то виде до контактирующих с ним людей. Шаман был необходим в любом даже небольшом сообществе людей, поскольку этому сообществу важно было иметь человека, способного защитить сородичей и соплеменников от дурных посягательств. В каждом роду жителей Корсаково и бурятских сел Хандала, Ранжурово и поныне есть свои шаманы. Они чаще всего выступают в роли «целителя», обряды которого среди родственников и соседей призваны освободить последних от страданий, изгнать злых духов или привлечь на помощь добрых.
Обязанности шамана многообразны, но смысл их един: шаман должен способствовать благосостоянию сородичей, оберегать их от бед. Труд шамана бескорыстен. Такой идеал шаманского служения людям отражён в моральных заповедях, которые передаются из поколения в поколение. Следует отметить, что шаман и сегодня — хранитель родовых преданий и легенд, духовных знаний, традиций и обычаев народа.
О почитании бурятами неба и земли, природы и их различных божеств и духов свидетельствуют и различные жертвоприношения, которые были как обыденными «бескровными», так и «кровавыми». Обыкновенные жертвоприношения — это ежедневное жертвоприношение употребляемой пищи, чая, кусков мяса и т.п. духу огня, а в некоторых местах и онгонам, материальным изображениям духов. Проезжая около священных рощ и мест, где похоронены шаманы, или где обитают по верованиям божества, сошедшие на данное место с неба, буряты останавливались на определенном месте и приносили в жертву табак, спички, ленту, мелкую монету или же вино. Такие места находятся близ с. Фофоново, берегах наших рек Харауз, Долоогоно, Бугутур, в окрестности, а при въезде в село Корсаково есть «бариса», где останавливаются все отъезжающие, по обычаю они «курят трубку с духами» или брызжут водкой.
У байкало-кударинских бурят имеются свои семейные или родовые духи-покровители, потомки которых всегда кланяются своим духам и совершают специальные обряды, например, духи профессий: кузнецов (дархад), знахарей (барячины), охотников (агнуушад). И сегодня, в Корсаково есть род дархад, у которых покровителем считается божество, живущее на западе, на земле Качугского района Иркутской области, по имени Божо-маахан. Есть свои местные боги, божества, долоон Дошхон Буудалнууд –семь сильных богов Кударинской земли: бог Фофоново –Фофоной эжэн бурхан, Хаан Дорогтын хубуун, Хаан Дошхоо Баабай Хугар зула, Иван Тимофеевич гэжэ ород нухэртэй бэлэйт, второй бог –хозяин Ильинки – Дэгэд нойон, Дэгэй Хатан бурхан,третий бог-бог местности Елань, четвертый – покровитель тугнуйско- тимлюйской местности, пятый –покровитель посольской земли –Посол Ноен Засол Хатан, Посольскойн эжэн бурхан Хашха Тургэн Ноен, шестой – хозяин местности - среднее устье, притока Селенги, седьмой –хозяин горы Гахана, около села Шергино.
В Корсаково проводятся «тайлаганы» - богомолия, которые проходят летом в определенных местах с жертвоприношениями. Духи предков считаются покровителями рода, обеспечивающими благополучие и успех, покровителями местностей, где некогда они жили. После смерти шаманы становились почитаемыми духами и попадали в категорию «дайдын Убгэд» (старцев земли). Если шаманы были знаменитыми и в своей деятельности выходили за рамки улуса и рода, их духи становились территориальными божествами. Моя семья и представители моего рода летом проводят тайлаган на родовом месте, где до 1957 года стоял улус Сэгээновский, недалеко от Корсаково, за рекой Харауз.
Одним из тайлаганов, устраиваемых в моем селе, является «Ехэ тайлаган», который проходит в июне месяце как всеобщее торжество. Приезжают отовсюду очень много людей, и в последнее время все больше и больше навещают родные места своих предков их потомки. Бывает интересно посмотреть на них, когда в процессе ознакомления с жителями Корсаково на глазах проходит процесс узнавания и обретения давно забытых родовых корней.
По материалам историко-краеведческого клуба "Тэнгэри", руководитель - Бармит Э.В.
Комментарии