Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Библиотечно-информационный центр «Родник»

16 марта 2012

Смолина Ольга Федоровна, Заведующая библиотекой

 

Библиотека Малокуналейской средней школы каждодневно помогает учебному процессу, осуществляет информационную, воспитательную, просветительскую Миссию. Механизм воспитания в нашей библиотеке – в оказании поддержки ребенку, в решении его проблем по формированию нравственности, развитию способностей, в жизненном самоопределении.Библиотека не учит ребенка читать, а воспитывает и формирует у него тягу к книге. Библиотекарь является посредником между книгой и читателем, собеседником, своего рода духовным наставником.

 

 

«Библиотека должнабыть
не только хранилищем книг,
но и реальным информационным,
культурным и досуговым центром».
 
В.В.Путин
 
(из послания Федеральному Собранию

Российской Федерации,26 апреля 2007 года)
  
Как «поэт в России больше, чем поэт» (Е.Евтушенко), так ибиблиотека в школе больше, чем просто библиотека. Успешная организация учебно-воспитательного процесса складывается из многих факторов. Одним из них является и школьная библиотека, которая сегодня должна стать основным звеном обеспечения необходимой информацией, как учителей, так и учащихся.
 
К сожалению, на сегодняшний день отсутствует разработанная модель современной школьной библиотеки. Поэтому, ознакомившись с передовым опытом работы ведущих библиотек на страницах профессиональных журналов и в Интернете, в результате собственных представлений и опыта работы, учитывая специфику работы школы, я пришла к твердому убеждению, что одним из путей совершенствования библиотечной работы является переорганизация деятельности школьной библиотеки в Библиотечно- информационный центр школы (БИЦ), и разработала Концепцию его развития.
 
Целью программы развития библиотечно – информационного центра является формирование целостной, всесторонне развитой личности.
 
Как приоритетную задачу библиотека Малокуналейской школы определила для себя пропаганду традиционных общечеловеческих ценностей, таких понятий, как «патриотизм», «национальное достоинство», «высокая культура», «дружба», «любовь», «семья».
 
Современные цели и задачи деятельности школьной библиотеки созвучны Федеральной целевой программе развития на 2010-2012 гг. Приоритетом национальной системы школьного образования является формирование личности, которая самостоятельно добывает знания, анализирует и использует информационно-интеллектуальные ресурсы, генерирует идеи, развивается и успешно самореализуется в условиях быстро меняющегося мира.
 
Одной из основных задач Программы развития образования является формирование единой образовательной информационной среды, совершенствование учебно-методического и научного обеспечения образовательного процесса.
 
Единое информационно-образовательное пространство само по себе не создается. Нужны качественно новые отношения, кооперация и координация усилий всех участников образовательной деятельности. Это возможно благодаря обновлению информационно-библиотечного обслуживания с помощью компьютерных технологий и выхода в Интернет, созданию локальных сетей, объединяющих библиотеки района, города, республики.
 
Успешный человек XXI века должен быть не просто функционально, но информационно грамотен – уметь определять информационную проблему, выбирать адекватные ресурсы для её решения.
 
В Федеральной программе развития российского образования особое место занимает раздел - Концепция информатизации общего образования, где в качестве одной из главных задач современного общего образования утверждается формирование информационной компетентности: «Современная грамотность, выросшая из традиционных «читать, считать, писать», изменяет акценты, приоритеты и само содержание этой триады и включает элементы информационной грамотности, информационной компетентности и информационной культуры».
 
В 2007 году библиотека школы преобразована в библиотечно-информационный центр, целенаправленно работающий над повышением уровня информационной культуры участников образовательного процесса.
 
Этой проблеме были посвящены семинар, педагогический совет, методическая декада 2007 учебного года, районный семинар школьных библиотекарей.
 
Приоритетной целью работы БИЦ является формирование познавательной и информационной культуры участников образовательного процесса с помощью новых информационно-коммуникационных технологий.
 
Основные задачи работы библиотечно-информационного центра:
 
1. Обеспечение участникам образовательного процесса доступа к информации, к знаниям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий), магнитном (фонд аудио, DVD, видеокассет), цифровом (CD,DVD - диски), коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях.
 
2. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь обучающимся в социализации, развитие их творческого потенциала.
 
3. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации.
 
4. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий, формирование комфортной библиотечной среды.
 
5. Комплектование и пополнение фонда художественной и методической литературы

6. Организация рекламных акций для ознакомления учащихся и педагогов с новинками фонда БИЦ.
 
7. Поддержка и обеспечение цели образования, сформулированной в программе развития школы.
 
8. Развитие и поддержка в детях интереса к книге, формирование позитивного отношения к чтению.
 
9. Организация мероприятий, воспитывающих толерантное сознание читателей, их моральные и этические качества.
 
10. Организация работы по привитию любви к родному краю.
 
Работа информационно-библиотечного центра строится по нескольким направлениям:
 
1.Информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов.
 
2.Формирование у пользователей навыков самостоятельной информационной работы.
 
3.Содействие самообразованию пользователей библиотечными средствами.
 
4.Совершенствование традиционных форм популяризации книги и чтения.
 
Модернизация школьного образования требует повышения качества информационно-библиотечных услуг, расширения и усложнения функций информационно-библиотечного центра.
 
БИЦ не только обеспечивает текущий учебный процесс и руководит чтением школьников, но уже сегодня является ресурсной базой обновления школьного образования, информационным центром для пользователей. Библиотекарь стал посредником между информационными ресурсами и сложными запросами учителей-предметников и обучающихся.
 
Начато освоение программы 1С: «Школьная библиотека», внедряется автоматизированная информационная библиотечная система МАРК-SQL. Для пополнения книжного фонда ежегодно проводятся акции «Книга – школе». Немалую роль в комплектовании фондов, а значит, и в удовлетворении информационного запроса читателей, играет подписка на периодические издания. Посещаемость библиотеки растет и становится более стабильной. Это говорит о том, что одного учебника уже недостаточно. Многократно возрастает роль библиотекаря как координатора поиска информации, необходимой учащимся, занимающимся исследовательской деятельностью в рамках подготовки к научно-практическим конференциям, интеллектуальным играм, олимпиадам. Использование электронного каталога облегчает поиск нужной информации.
 
В школе ежегодно проходят читательская конференция младших школьников и научно-практическая конференция старшеклассников. В течение длительного времени школьники ищут материал и в районных, и в школьных библиотеках, используют Интернет, т.е. ведут информационный поиск, изучают литературу, пишут рефераты, исследовательские работы, создают проекты. В это время наряду с учителем библиотекарь направляет поиск информации, способствует плодотворной работе учащихся.
 
В том, что преподаватели и учащиеся занимают призовые места в различных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, несомненно, есть заслуга и библиотекаря, в работе которого постоянно используются элементы технологии развития критического мышления. Это анкетирование, беседы, наблюдения за чтением, анализ читательских формуляров и др., рефлексия (выставки рисунков учащихся младших классов по прочитанным книгам – это закрепление прочитанного посредством рисунка, отзывы о прочитанных книгах старших ребят, заметки о книгах в газете – рефлексия в письменной форме). При общении с читателем, при выполнении его запросов уточняется, что нужно ученику и для каких целей. При этом задаются читателю вопросы, направляющие ход мышления. Например: “Что ты знаешь о …?” (активизация ранее приобретенных знаний), “В чем разница между … и …?” (сравнение-противопоставление), “Какая информация лучше и почему?” (оценка и ее обоснование) и др.
 
Библиотека старается оказывать помощь при проведении всех школьных мероприятий. Это книжные и электронные выставки, выставки-просмотры, подборы литературы во время проведения предметных декад, составление информационных, рекомендательных и тематических списков литературы и многое другое. Существует множество форм и методов обучения пользованию библиотекой. Применение их в комплексе позволяет активизировать процесс обучения и закрепления полученных знаний и умений. Библиотека активно работает в этом направлении, о чем свидетельствуют публикации на страницах специальной печати. Отмечая, что учиться, веселясь и играя, намного интереснее, чем выслушивать монолог библиотекаря, япровожу вместо обычных - библиографические уроки-сказки. Главные герои этих сказок - Каталожная карточка, Алфавит, Книжный дух и т.д. помогают читателям легко запомнить ее, и тем самым лучше освоить азы библиотечно-библиографической грамоты. Каждая библиотека в состоянии создавать такие сказки, а если их оформить красочными иллюстрациями, тогда в библиотеках появятся "самиздатовские" занимательные книжки о библиографии, каталогах, картотеках... Практические и творческие занятия построены таким образом, что в ходе них ребята учатся находить необходимую информацию из различных изданий: книг, периодики, энциклопедий, пользоваться рекомендательными библиографическими пособиями, правильно читать, анализировать прочитанное и т.д. Можно привести примеры таких занятий: "Литературные раскопки интересных фактов из жизни древних египтян", игра-поиск "Кто вы, герои средневековья?" и т.д.
 
В БИЦ практикуется опыт по проведению заключительного занятия по пропаганде библиотечно-библиографических знаний. Формы их очень разнообразны, раньше это были в основном конкурсыи "библиографические КВНы". Последняя форма давно применяется в библиотеке как итоговое занятие по курсу "Информационная культура личности". Сценарии с заданиями, включающие в себя отгадывание кроссвордов библиотечно-библиографической тематики, конкурсов, связанных с поиском фактографической и библиографической информации («детективов», «музыкальный», «обслуживания читателей» и т.д.), а также альбомы и видеокассета по проведенным играм находятся в библиотеке.
 
В настоящее время библиотекарь, творчески перерабатывая, внедряет разнообразные телеигры и телешоу в библиотечную практику. Примером могут служить «библиографическая рулетка», «информационная биржа», «шоу»и другие формы. "Библиографическая рулетка" позволяет давать задания по поиску информации и на эрудицию, причем эту игровую форму можно использовать по любой теме.
 
"Информационная биржа" - одна из новых, современных форм, которая максимально приближена к настоящим торговым биржам. Здесь также идет "купля-продажа", только товаром служит библиографическая информация. Эта форма интересна тем, что кроме ориентации в библиографических источниках от участников требуются знания и умения по чтению и анализу литературы, а также навыки сжатия информации - составление рефератов и рекламных проспектов. "Шоу" - это праздник, где музыка, песни, стихи, конкурсы, театрализованные сценки, аукционы, все объединено единой целью - рассказать еще об одном "чуде света" - книге, ее истории, «книжкином доме» - библиотеке.
 
Значительно повысить эффективность всех названных форм обучения позволяет широкое применение технических средств. Самое широкое применение в воспитании культуры пользования библиотекой нашло применение ИКТ. Достоинством автоматизированных обучающих систем является большой объем усвояемого материала, возможность легко изменять и совершенствовать программу и ее интенсивность. Компьютер может организовать экскурсию по библиотеке, познакомить с каталогами, обучить пользованию ими и т.д. Для детей предлагается создавать программы по аналогии с компьютерными играми. Так, например, если при поиске ребенок принимает правильное решение, собачка спокойно движется по экрану, если нет, то она опрокидывается на спину и "смеется".
 
Наиболее оптимальный вариант - создание обучающих библиотечных уроков, созданных с помощью программы POWER POINT, преимущество которых заключается в первую очередь в том, чтобы в игровой форме познакомить с библиотекой, ее справочно-библиографическим аппаратом и даже крупным планом показать элементы библиографического описания, процесс поиска и его результаты большому количеству обучаемых. Кроме того, обучение посредством презентации позволяет проводить его вне стен библиотеки, в удобное время и индивидуально для каждого читателя. Однако просмотр слайдов ребенком будет более качественным и полезным, если рядом с ним будет библиотекарь. У детей могут возникнуть вопросы, они могут захотеть высказаться по поводу увиденного, при этом стоит остановить демонстрацию. С педагогической точки зрения также лучше, если после просмотра слайдов, дети могут поговорить об увиденном с библиотекарем.
 
Технические средства, позволяющие демонстрировать слайды, прослушивать магнитофонные записи и т.д., позволяют также активизировать восприятие традиционных видов и форм обучения.
 
Внедрение в обучение пользованию библиотекой активных форм, а также создание информационной среды позволит привить читателям знания, умения и практические навыки самостоятельного поиска информации, работы с книгой и источниками информации, применять полученные знания в учебной и практической деятельности, таким образом формировать библиотечно-библиографическую культуру личности.
 
Уже не первый год ведется обучение учащихся 1-9-х классов основам информационной культуры. Разработана программа библиотечных уроков -«Библиотечный репетитор», благодаря которой происходит воспитание компетентного человека, способного самостоятельно находить информацию, анализировать и принимать решения в условиях быстро меняющегося мира.
 
Таким образом, первые шаги в формировании информационной культуры учащихся делаются в начальной школе, а в среднем и старшем звене происходит закрепление, расширение полученных знаний, развитие навыков работы с текстами, вводятся новые понятия и методы работы с произведениями разных стилей и жанров. Современный ребенок достаточно загружен, и поэтому занятия проводятся раз в месяц и включают в себя теорию и практику.
 
Книжные выставки-вопросы, выставки-викторины также помогают формировать критическое мышление учащихся, поскольку разделы-вопросы побуждают к поиску ответов на них, создают ситуацию интереса к данной проблеме.
 
Всей своей деятельностьюБИЦ прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает их воображение, воспитывает гражданскую ответственность, формирует навыки вдумчивого чтения.
 
БИЦ предоставляет электронные обучающие программы по всем предметам общего образования, различные произведения печати, аудио, видеоматериалы. Взаимодействие библиотекарей и учителей способствует повышению уровня грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями.
 
Тесное сотрудничество БИЦс сельскими библиотекамипозволяет принимать заказы участников образовательного процесса на получение отсутствующих в школе изданий по межбиблиотечному абонементу.
 
С внедрением в учебный процесс современных носителей информации и использованием медиасредств, интерес к книге и чтению не пропадёт, и в библиотеку, владеющую большой коллекцией художественной и справочной литературы и современной техникой, по-прежнему будут стремиться читатели за самой нужной информацией, самой интересной книжкой и за квалифицированной помощью.
 
Ёще недавно единственным источником знаний для человека была книга. В библиотеках мира бережно хранятся раритеты – рукописные фолианты больших размеров и книги-миниатюры,в которых запечатлена мудрость поколений. Сегодня появились новые источники и носители информации, с которыми современный человек должен уметь работать. Этому научат педагоги, родители, сама жизнь. Но никто не заменит живого общения библиотекаря с ребёнком, начинающим долгий путь в мир знаний.
 
Малокуналейская средняя школа – многопрофильная адаптивная школа, занимающаяся инновационной деятельностью по различным направлениям воспитания. Являясь неотъемлемой частью школы, библиотека имеет огромный и востребованный потенциал в условиях начавшегося в школе обновления всей системы воспитания. Роль библиотекаря в школе изменилась кардинально: от человека, выдающего книгу, к библиотекарю- педагогу. Педагогическая функция библиотеки заключаетсяв ее активном участии в учебном и воспитательном процессе.
 
Школьная библиотека, реализуя программу развития Библиотечно- информационного центра, включается в коллективное творческое дело: приобщает к общечеловеческим ценностям детей, ориентируясь на личность ребенка, на его интересы и способности.

Просмотров: 4911

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Популярное

20.03.2012
Малый Куналей
История рода Куликовых
15.01.2012
Малый Куналей
15.03.2012
Малый Куналей
18.03.2012
Малый Куналей

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Яндекс.Метрика
Создание сайта -