В погоне за материальными благами многие забывают о духовности. Собственное благополучие имеет для нас большее значение, нежели нравственные ценности. Отрадно сознавать, что еще не перевелись люди, для которых духовная чистота превыше меркантильных интересов.Читая художественные произведения, слушая объяснения учителя на уроках истории, литературы поражаешься тому, как обнулена память нашего народа.
Узнаем из рассказов старших о том, что если кто-то не желал забывать старое, подлежал репрессиям в той или иной форме. Так поступили с одним из моих родственников, который не пожелал вступать в колхоз. Что только не делали с памятью нашего народа! Мне кажется, что мы сами должны понять, что сохранить то, как жили наши предки – наша задача.К 70-м годам прошлого века в памяти о родовых местах у советского человека осталось, в лучшем случае, запись в паспорте о месте рождения.
Посмотрите на наши русские деревни, где в покосившихся избах доживают свой век одинокие старики, забытые детьми, государством. Почему не понимают эти люди того, что их ожидает точно такая же участь?Кто поможет не дать оборваться последним истонченным корешкам, связывающим каждого россиянина со своей родной землей, с поверьями своей родины, с ее обычаями и традициями? Только мы сами!Не случайно все заговорили о возрождении традиций. Ведь это вопрос выживания всего нашего общества.
Крестьянский мир всегда жил и живет по своим, проверенным веками, законам. Древние обычаи несли в себе ответы на все вопросы: как делить землю и строить дом, как проводить праздники и растить детей, как относиться к женщине, как надо любить своего коня и многое другое.Возрождающееся в настоящее время казачество пока еще не донесло до нас свои нравственные ценности. Создали казачьи дружины, нашили форму, учимся ходить строем, изображая казачьи баталии, и все. Может, где-то и большего добились? Но кто нам, потомкам истинных казаков, раскроет тайны казачьего домостроя? Кто научит жить по законам чести? А в отношениях казаков, их быте, в устоях их жизни таится истина духовности и нравственности нашего народа.Изучая историю своего рода по линии мамы, я увидела, что в трудные и славные для Родины времена, мои предки были единым народом, единой страной и служили на благо Отечества. Они любили свою Родину, отдавали за нее жизнь на полях сражений. Они дали нам жизнь, как продолжение своих заветов – жить по их законам.Не знать историю своего рода – признак низкой культуры.
Еще А.С. Пушкин писал, что «неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности». Живем, как Иваны, не помнящие родства, пустые и никчемные. И, словно дерево с гнилой сердцевиной, непрочно стоим на земле. Также и род тех людей, которые утратили свою родовую память, родовое самосознание, близок к искоренению.Почему выстоял наш народ в такой страшной войне? Потому что он был един.
Характерная для русского народа общинность, понятие «мира» выросло из древности. Мы никогда не жили обособленно. Все делалось на «миру», с «миром». «На миру и смерть красна!»- как глубоко характеризует эта поговорка русского человека.Можно, конечно, много писать о том, почему так сложилось в нашей стране и как искореняли целые народы, семьи, какие меры для этого применяли.
Для меня важно сейчас то, как восстановить родовое чувство. Ведь механическое воссоздание родового древа – это еще не восстановление духовного единства. Как этого добиться? Для этого, я считаю, нужно работать, нужно заставить потрудиться душу, надо понять предназначение человека и рода на земле, обрести смысл жизни рода. Думаю, что при таких условиях изучение родовой истории – это только первый шаг к духовному единству.Тогда будет восстановлена прерванная преемственность поколений.
Начинать возрождать традиции предков мы должны со своей семьи, со своего рода.« Не случайно и не ради красного словца назвал человек череду поколений своих предков родословным древом. Это действительно – ствол древа, которое после долгого зимнего сна, всякий раз одеваясь все новой листвой, дает побеги по образу и подобию прежних.… И каждый день на молодых ветвях старого дерева взбухали новые почки, новые и все же древние, как назначено природой родословному древу: любовь и кровь слились в единое неразделимое понятие…» (Густав Майринк).
История одной любви
Пропели вторые петухи. Ульяна, жена Зиновия Амбросиевича, взяв подойник, вышла во двор доить коров. Спускаясь с крыльца, бросила взгляд на калитку и обомлела, не поверив глазам своим. Протерла глаза, думая, не сон ли. Нет, так оно и есть. Подошла к воротам для полного убеждения. Нет, это не сон. Стоит у ворот Серко, любимый конь, на котором муж Зиновий, уезжал на японскую войну. Крестясь на ходу, кинулась Ульяна в дом и стала будить хозяина. Зиновий спросонья ничего не мог понять, а когда до него дошло, о чем твердит жена, в одних портках выскочил на улицу. Радости хозяина не было предела. Широко открыв калитку, он запустил верного друга во двор, стал его обнимать и целовать, проливая на шею коня слезы радости и любви. Перед глазами боевого казака стоял его верный друг, с которым он участвовал в боевых походах. У Серко из глаз тоже выкатилась слеза. Он также был рад встрече со своим хозяином, которого очень любил. Серко шел домой целых три года из далекого Порт – Артура, где они расстались, когда раненного в голову Зиновия Амбросиевича разлучили с лошадью. Привезли домой, в Михайловку, Корнакова Зиновия его односумы (сослуживцы)
Эта история известна многим жителям нашего села. Она произошла в семье Корнакова Зиновия Амбросиевича из рода Корнакова Января.
Пути Господни неисповедимы!
Все знают, что братья Яньковы – Сергей Федорович и Иван Федорович были казаками. Служить им пришлось не в нашей станице, а в другом месте.
Раньше родители собирали своих сыновей на службу сами, обеспечивая их формой, сапогами, покупали седло и готовили лошадей.
Вот и Яньковы собирали на службу своих сыновей как полагается. Старший, Иван, уже заканчивал службу, а Сергей только призвался. И надо же было случиться такому, что братья встретились в Троицкосавске на постоялом дворе, об этом свидетельствуют старожилы и фотография. Примечательно то, что старший брат, Иван, не только передал младшему наказы, но и даже своего умного, строевого коня, Гошку. А у Сергея был сердитый конь, Воронко, с очень неуноровным характером. И вряд ли он бы смог подчиняться Сергею. А если бы Воронко остался нести службу с хозяином, то Сергей, очень добрый и слабохарактерный, намучился бы со своим конем. Конь, Гошка, выполнял команды полкового горниста, а не только своего хозяина и, как говорится, был настоящим казаком. Получается так, что гнедой конь Гошка, прослужил в армии два срока и вернулся домой и еще долго был верен свои хозяевам. Прожил конь 21 год.
Был умный, как человек, только не умел разговаривать. Вот такая история произошла с нашими земляками.(Записано со слов Янькова Г.Ф., местного краеведа) Казаки XXI века
Автор: Белова Анна, ученица 11 классаМАОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа имени В.С. Поповой» Закаменского района Республики Бурятия
Комментарии