Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Кичера-бамовский поселок

15 марта 2012

  «…Вы нам письма пишите, пишите нам а Кичеру строителям БАМ»

 

В 17-ом веке русским царем были получены первые сведения о земле, которая была расположена в северной части озера Байкала. Эти земли заселяли аборигены, то есть местные жители-тунгусы, которых позже стали называть эвенками, что в переводе означает человек.

 

В 1643 году появились на этих землях казаки. Первая тропа землепроходцев, которая дала начало освоения этих земель, была возглавлена Семеном Скороходом, его экспедицию сопровождал местный житель-тунгус.


Вскореатаман Василий Колесников, обосновал острог на территории Бурятии. В знак добрых намерений Киндигирский князь подарил ему соболиную шапку, которая позже была поднесена Колесниковым царю. Острог получил название Дагарский истал первым поселением в нашем районе.

 

На безбрежных просторах России проложена трасса, названная коротким словом БАМ. Это младший брат Трансиба - второй великий путь к океану. Он протянулся от Тайшета до Советской Гавани. Начальный участок БАМа – Тайшет – Лена.(701 км)- построен молодежью 50-х годов. Конечный участок – Комсомольск - на-Амуре-Советская Гавань(442 км)- построен молодежью -60-х годов. Самый трудный участок от Лены до Комсомольска – на - Амуре (3145 км)- проложила молодежь 70-80-х годов.

 

Весь путь от Лены до Амура – это не проходимая тайга, безлюдье, труднодоступные хребты, болота и вечная мерзлота. Чтобыпреодолеть все это, строителям магистрали предстояло возвести около 3200 искусственных сооружений. В трех местах горы прорезаны тоннелями. 15-километровый Муйский тонель стал одним из длиннейших в мире. Через водные рубежи перекинули 142 больших моста. 22 декабря 1973 года в Усть-Кут по только, что сданной линии Хребтовая – Усть - Илимск, была переброшена первая группа строителей БАМа. Они разместились в полупустой деревушке «Половинка», на берегу реки Лены, в заброшенной избе, где когда-то была школа. Их задача была пробить «Зимник», то есть временную автоколею до речки Таюра, и там основатьпервый бамовский поселок для будущих строителей железной дороги. А их - первооткрывателей было 18.

 

Бывалые люди, особенно не расспрашивали о железной дороге. В тишине морозного, январского вечера, 9 января 1974 года, около 4 часов вечера, Алексей Почеперцев, механик, поднялся с табуретки, бросил окурок в приоткрытую дверцу раскалившейся печки, взял рукавицы: - «поехали, что ли ребята». Вот так начиналась история великой стройки.29 апреля 1974 года отряд 17-го съезда ВЛКСМ прямо из кремлёвского зала отправился на строительство Байкало-Амурской магистрали, их было 600 бойцов. В Тайшете отряд разделился на 2 группы. Одниотправились на первые километры трассы наТаюру. Другие на север Амурской области, чтобы пробить дорогу на встречу, от небольшого посёлка Тынденский.


В Тайшете каждая половина отряда получила по половинке сверкающего серебром символического ключа от БАМа с надписью: - « Дорогие друзья! По окончанию укладки пути и соединения Западного и Восточного участков просим соединить обе половинки символического ключа, забить серебряный костыль. Ключ вручить председателю Государственной комиссии


И мы прошли в просторы Бама,
К Амуру кинули мосты,
И магистраль, как телеграмма
В грядущие уходит дни.


БАМ – это ключ к подземным кладовым Сибири и Дальнего Востока, БАМ откроет доступ к богатейшим Удоканским залежам медной руды, к Чульманским и Ургальским угольнымбассейнам, к железной руде и молибдену, золоту, вольвфраму, свинцу и олову, нефти и газу.
БАМ – это дорога к огромным лесным богатствам.


БАМ – это только начало.


В дальнейшем на этой магистрали рельсы протянуться на север – в Якутию, Магадан, на Камчатку и свяжут в единый промышленный комплекс районы Комсомольска – на - Амуре, Сахалина, Курильских островов, Камчатки, Охотского побережья, Магаданской области.


БАМ – это школа мужества и трудового героизма. Это экзамен на зрелость.


24 мая 1974 года высадился первый трудовой десант на Бурятском участке. Трудно приходилосьпервопроходцам. На пути то промоины, воздушный пузырь, то ровное водяное поле, то по - предательски трещит под гусеницами вездехода, а то болотная жижа. Стройка - живой и сложный организм, с нескончаемой чередой проблем. Конечно, рубить просеки, отвоевывать начальные километры у таежной трассы было очень нелегко. А ледовые рейсы по Байкалу требовали от бамовских шоферов немало мужества. Но на такой стройке, как БАМ, всегда было нелегко работать, строителям ее приходилось проявлять свой характер,ответственность,смелость,трудолюбие, и самоотверженность. Сложилось определенное понятие – бамовский характер. Это черты истинных первопроходцев. Когда многочисленные корреспонденты спрашивали бамовцев: «Зачем вы приехали на БАМ?» - чаще всего им отвечали: «Чтобы быть причастными к большому делу. Сознание ответственности и определило отношение людей к труду. Работали увлеченно, азартно, страстно.


Здесь ветер под свитер шарахает шалый,
Здесь дышат под кранами черные шпалы,
Дубеет брезент от мороза и пота,
И снова работа! И снова работа!


За короткий срок выросли поселки, город Северобайкальск - центр Бурятского участка БАМа. Укладка стальной колеи магистрали на Бурятском участке БАМа началась в 1978 году. В сентябре приступили к укладке рельсовчерез перевал Даван. Работы велисьвручную, в сложных погодных условиях,на перевале почти непрерывно шел снег, дули холодные, порывистые ветры. С непривычки трудно было работать в высокогорье Давана: ощущалась нехватка кислорода, не хватало питьевой воды, да и трасса шла круто в гору. И тем не менее Даван был покорен,16-ти километровый железнодорожный путь в обход строящегося Байкальского тоннеля был построен. Седой Даван соединили с Северобайкальском рельсы..

 

Из летописи Кичеры.


«404км Байкало-Амурской магистрали. На этом участке появилась новая станция»,- сообщали строки газет. А было все так. 3 мая 1978 года прибыли посланцы ХУ111 съезда Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза молодежи. (ВЛКСМ - этомолодежная организация). Вот эти юноши и девушки. ./ Фото/ 28 лет назад. Молодежный десант высадился за рекой Кичера. Посланцы республик: Россия, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония, Молдавия, Кабардино-Балкария. Всего 284 человека, 21 национальности.


Они высадились в поселке Нижнеангарске, а оттудавыехали в Кичеру, которой еще не было на карте. Просто на севере Бурятии, в отрогах Байкальского хребта стеной стояла глухая вековая тайга. Когда-то по ней ходили только самые смелые охотники. Часто им приходилось встречаться на узких тропинках с хозяевами тайги – медведями.


. В Нижнангарске, молодые строители стояли на берегу Байкаладержали в руках хлеб- соль и кричали: «Ура!».Отряд имени ХУ111 съезда ВЛКСМ высадился за рекой Кичерой.Река берет разгон с высоких хребтов, прорубая себе ложе в каменном русле. Представьте себе седые хребты, деревья в три обхвата, бойкая зелень дикого кустарника. Лосиха с лосятами у палатки пасется. Медведь недалеко гуляет, еще никем не пуганный, обид от людей не имел. «Увидев тайгу, эти многовековые кедры, мы, чего греха таить,- рассказывает Володя Тихонов-командир отряда строителей Латвии,- засомневались, кругом бурелом, можно ли за год что-то построить».При вьезде в Кичеру из снега высился столб с фрагментными стрелами – указателями.


до Ленинграда – 6921 км
до Риги – 7068 км.
до Кишинева 7717 км.


. Командир отряда, Аксенов Вячеслав Иванович, комиссар отряда Рябков Александр Иванович, проводят первое собрание отряда. На повестке дня один вопрос. Как назвать будущий поселок, который построим?


Спорили бурно и долго. Одни предлагали: «Пусть будет Комсомольск» другие «Комсомольск-на-Байкале». Но вот поднялся со скамьи начальник строительного поезда Георгий Яненко и пояснил, что в Сибири посёлки называют по имени протекающих рек. На том и порешили. Кичера – поселок на 404 км Бурятского участка БАМа. Железная дорога сюда придет через два года.


Начальник СМП-608 Яненко Г.Г. оформлял бойцов на работу. Бойцы были, что надо! Трудовые книжки молодых людей пестрели специальностями. Бойцы рвались в лесорубы на просеку. Юру Балабанова начальник уговорил просто:
«Ты механик. Ты водитель. У нас гусеничный вездеход стоит. Твое место в отделе механизации». Бурятский участок – один из самых труднейших на магистрали. Для линии электропередач надо было прорубить просеку. Бригаду лесорубов возглавил Владимир Тихонов. Первая неделя работы на трассе Холодная-Кичераработали по 10-12 часов. Все как в тумане рубим-пилим.А вокруг горная местность, пропасть, непривычное давление, внизу топь, болото и гнус, мокрец и комар. Эти дни самые трудные, надо выдержать, и все встанет на свои места,считали мы, рассказывает Тихонов.


Бригада Алексадра Рябковабыла направлена на строительство жилого комплекса. «Мы строим БАМ - БАМ строит нас!» такой лозунг появился в самом начале строительства. Его правоту подтвердили десятилетия. Сложилось определенное понятие – бамовский характер. Это черты истинных первопроходцев. Сознание ответственности и определило отношение людей к труду.. Здесь все начиналось не с географических названий. БАМ начинался в сердце и мыслях человека: с волнения в душе, с размышлений о месте и пути среди людей.


БАМ- необычная дорога,
В тайге стальная колея
Он путь от, отчего порога
В малоизвестные края.
Он душ возвышенных движенье,
Он – испытание в борьбе,
Он, как бы самовыражение,
Дорога к самому себе.

 

Скупые строчки газет сообщали о строительстве еще одного поселка на БАМе.


- 9 июля 1978 года – состоялся бурятский праздник «Сурхарбан», посвященный 55-ой годовщине образования республики и 60-летия Ленинского комсомола. Общекомандное первенство за Кичерой.
- 14 июля 1978 года – сданы первые обьекты поселка Кичера : магазин ,столовая, общежитие.
27 июля 1978 года распахнула свои двери рабочая столовая и молодёжное кафе «Берёзка».
30 августа 1978 года – сдана в эксплуатацию средняя школа. На первое сентября в школе пять учеников:2 выпускника, 1 первоклассник,2 второклассника.
10 октября 1978 года - состоялось открытие пятого сезона народного театра «Молодая гвардия».
30 декабря 1978 года детский сад «Белочка» принял первых детей.
К концу 1978 года сданы все объекты соц. культ. быта. Самый красивый поселок на БАМеКичера, живет и работает.
3 июня 1979 года в Кичере был испечён первый хлеб. К вечеру того же дня в новенькой пекарне собралось много народа. И вот появилась на столе душистая пышущая жаром буханка хлеба. Принесли нож.– Кто же такой свежий хлеб ножом режет?- хлеб разломили, было очень вкусно.
14 июля 1979 года состоялась двухдневная спартакиада треста НАТС, в которой победила дружная команда коллектива СМП-608 ,поселка Кичера.
5 января 1980 год уложены первые 2 километра железнодорожной колеиКичера - Уоян.
13 января 1980 год вернулся из Улан-Удэ хор «Кичерята». В столице Бурятии они дали 4 концерта.
12 марта 1980 год трактор «Беларусь» появился в гараже СМП-608, его подарили кичерцамкомсомольцы г. Минска.
19 июня 1980 года на стадионе Кичера прошла спортивная олимпиадаСеверо-Байкальского района.


Восьмого августа 1981 года первый поезд из Эстонии. Посланцы Эстонии должны построить, всего за шесть лет, станцию Кичера и посёлок в постоянном исполнении.
28 декабря 1981 года прибыл с почетными пассажирами первый поезд на станцию Кичера.


К лету 1982 года посёлок неизмеримо вырос, раздвинул границы, стал одним из крупнейших на Бурятском участке БАМа. Необычно, в виде гигантских полусфер выполнены здания клуба и спортивного зала. Строятся общежития и коттеджи.Большинство домов имеют все городские удобства. Кругомтайга, а в квартире ванная комната. Необычно, но здорово. Впрочем, в то время в Кичере было много необычного.


За три года в Кичере отпраздновали 75 свадеб, родилось 65 детей.Всем желающим отдохнуть в клубе всегда хватало места. Свыше 2000 человек, 21 национальности проживало в Кичере. Никогда и никаких вопросов о национализме.


Поселок наш, как песня спозаранку,
Как первые проталинки весны.
Вошел в тайгу он с первою палаткой
И самым первым домом у сосны.
Здесь нормальные зори и ночи,
Горы, реки и лес впереди.
Кто приедет работать в Кичеру,
Тот сумеет здесь счастье найти.


Прошло 10 лет. В октябре 1984 года в районе станции Куанда, разъезд Балбухта, в девятистах км к востоку от Усть-Кута и в восьмистах км к западу от Тынды встретились путеукладчики.Обе бригады отряда имени 18-го съезда ВЛКСМ пришли к стыковке. Половинки ключа соединились.

 

Горы синие вокруг,
небо синее.
Кедры стройные стоят
в синем инее,
Вы нам письма пишите,
пишите нам,
На Кичеру строителям БАМ.


Стучат колеса поездов, отсчитывая дни, месяцы, годы. Уже дети бамовцев имеют своих детей.

 

Мы славим их имена!


В библиотечном кружке «Юные книголюбы» пишут истории своей малой родины, вдохновенно рассказывают об истории строительства нашего посёлка, о наших героях - строителях.


Один из них Вячеслав Аксенов. Он прибыл на БАМ в 1974 годус первым десантом п. Звёздный. Бамовский стажВячеслав начал во Всесоюзном строительном отряде имени ХУ11 сьезда комсомола, который высадился в мае семьдесят четвертого года на берегу мало кому известной речки Таюра, где потом родилсяпоселок первопроходцев Звездный. В бригаде Героя Социалистического Труда Виктора Лакомова молодой транспортный строитель быстро освоил профессию лесоруба.В составе той бригады Вячеслав учавствовал в укладке рельсов первых перегонов главного пути БАМа – Западного участка. А потом его судьба вошла в Кичеру.Аксенов командир Всесоюзного ударного отряда имени 18 съезда ВЛКСМ. В Кичере Вячеслав возглавил бригаду лесорубов. Специально не выбирал, взял тех, кто подвернулся под руку.


Здесь ветер под свитер шарахает шалый,
Здесь дышат под кранами черные шпалы,
Дубеет брезент от мороза и пота,
И снова работа! И снова работа!

 

Работали нередко по пояс в снегу, вымокшие до последний нитки, но никогда не унывали, упорно пробивались вперёд, шутили: « Отоспимся в персональном вагоне скорого поезда Усть-Кут-Комсомольск-на-Амуре». Миновало два года и семь месяцев, прежде чем ребята дождались прихода первого пассажирского поезда. Много водыутекло, много было пролито пота. А дух бригады, единомыслие, дружба- все те же, выкованные, может, как раз тот день, когда у ребят не было сил выйти из палатки, а хотелось спать. Так в труде родился коллектив.Сделали! Самая высокая наградаРодины за его труд- орден Ленина. Аксеновцы.Строители бригады В.Аксеновабережно относились к природе, в частности, к флоре и фауне Бурятии. Ребята работали под девизом «Береги березку».Они считали: сохранить природу для будущих поколений – священный долг человечества. А был интересный случай. Как-то повадился один медвежонок выходить на дорогу и здорово мешал движению машин.Рассердились ребята, посадили таёжного несмышленыша в кабину и привезли в Кичеру. Бродил мишка по посёлку и всех веселил. Здесь его хорошо кормили, но потом отвезли в тайгу и с миром отпустили


В августе 1981 года прибыл первый эшелон из Эстонии. Перед ними стояла задача, построить посёлок в постоянном исполнении за 6 лет – это 11 домов, административный центр, амбулаторию, банно-прачечныйкомбинат, детский сад, котельную. И объединились два отряда в одну общую работу. Бригада Аксенова возводит котельную, а посланцы Эстонии двухэтажные благоустроенные дома.


24 июня 1983 года первый благоустроенный домсдан под ключ. А в ДК «Романтик» открыт десятый театральный сезон народного театра «Молодая гвардия». Артисты театра юноши и девушки в основном из бригады монтёров пути Александра Бондаря. Спектакль по пьесе А. Гельмана «Наедине со всеми»- очередная работа режиссёра и члена бригады Анатолия Байкова. Зрители тепло встретили исполнителей главных ролей Людмилу Макловскую и Владимира Графова. Этотспектакль был посвящён памяти Анатолия Байкова. «Времена не выбирают, в них живут и умирают».Это про тех, кто в 70-е уезжал с комсомолькой путевкой на БАМ. Они были романтики и максималисты. С точки зрения нашего времени, Толя Байков, конечно, большой чудак. Ему и тогда, в 74-м, удивлялись.

 

Все ехали сюда тайгу рубить да дорогу строить. Ну, на худой конец, деньги зарабатывать. А Байков – театр создавать. Нет, ну представляете такое; в трезвом уме и здравой памяти человек решает в тайге создать театр! Ему исполнилось 24. Поселковое начальство с удовольствием назначило его завклубом - /вот уж где все места были вакантными/. И клуб – не жилье, сколотили его кое-как из щитов. Байкову пришлось взять в руки и топор, и пилу. Ребята, недоверчиво поглядывали на сумасшедшего завклуба, но постепенно начинали ему помогать строить клуб. По вечерам они пили горький чай, и Толя читал вслух отрывки из арбузовского «Город на заре». Именно с этой пьесы хотел он начать свой театр.


Честно сказать, мы плохо представляем себе эти репетиции. Целый день ребята рубят лес на морозе, а вечером приходят в клуб репетировать «Город на заре». Характер у Байкова был крутой: пропустил репетицию - уходи из театра. На него обижались, сердились, а через день-два снова шли в клуб. Нам, безнадежно испорченным видио, это трудно, почти невозможно представить.


А потом клуб сгорел. Вспыхнул как свечка от невыключенного обогревателя - и все, остался Байков без работы. Из гордости не мог попроситься в бригаду монтеров пути. Саша Бондарь предложил ему сам: ведь костяк театра была его, Бондаря, бригада. Понимал Саша, конечно, что толку от тонкого, интелегентного Байкова в суровых таежных условиях будет мало. Но к этому времени Толик уже стал полноправным членом бригады. Ее душой. Ее совестью. Днем работал как все. Вечером - репетировал. Тоже как все, потому что не было такого члена бригады,кого бы Байков не увлек своим театром. Даже Саша Бондарь стал артистом – в «Заседании парткома»играл главную роль. Те репетиции были не просто прогоном пьесы или разучиванием ролей.

 

Это были длинные, за полночь, разговоры о себе, о подлости и чести, о совести и позоре - в общем, обо всем, о чем принято размышлять в 20 лет. Театральная бригада быстро стала знаменитой на БАМе. Ее ждали, в ней мечтали работать, ей завидовали. Слава театра ушла далеко за пределы БАМа. Приезжали режиссеры профессиональных театров, удивлялись и Байкову, его режиссуре, и ребятам которые играли так, что комок прочно стоял в горле - вспоминают первопроходцы.«Молодая гвардия» - самая удачная, самая щемящаяпостановка. Посмотрите глаза Любки Шевцовой – Людмилы Макловской – в предрасстрельный час. /Мелькают кадры фильма « У Вечного огня».


Десять минут идет фильм, и кончается неприхотливо, но символично; бригада Бондаря едет на электровозе, едут участники спектакля «Молодая гвардия». Треплет ветер русые волосы Анатолия Байкова. У него лицо счастливого человека; все состоялось, вопрекиобстоятельствам и неудачам все состоялось. Их театр получил звание народного, и отныне будет носить имя – «Молодая гвардия», крупно – лица ребят, и последний оставшийся кадр – улыбающийся Толя Байков. Как будто оператор знал, что кадр этот действительно будет последним. Толя Байков умер в Боткинской больнице 5 сентября 1984 года от острого лейкоза. А.С.Байков не дожил до стыковки ровно один год. И на путеукладчике бондаревцев стоял большой портрет Анатолия Байкова, и крупными не везде ровными буквами было написано: «Мы дошли к этой стыковке, Толя!». Постановлением ЦК ВЛКСМ Байков Анатолий Сергеевич занесен в книгу почета/ посмертно/ за активное участие в создании и строительстве БАМа. Его именем названы улицы в поселке Звездном и поселке Кичера.

 

Виктор Войнолович. Этого человека на Бурятском участке БАМа знают многие.Он очень любил снимать людей, природу. На БАМ Виктор приехал с комсомольским отрядом имени «Николая Островского». Работал в Кунерме, Кичере, а последние пять лет в Таксимо. Был плотником, лесорубом… и никогда не расставался с фотоаппаратом. Его снимки можно увидеть в газетах, журналах, фотоальбомах. Виктор Войнолович создал несколько слайд- фильмов, удивительно ярко и красочно повествующих не только о БАМе и его людях, но и о первозданной сибирской природе. Работы Виктора Войноловичва не однажды занимали призовые места на различных смотрах и фестивалях народного творчества, он мечтал об издании собственного фотоальбома, готовил слайды и фильмы для издательства «Молодая гвардия» и «Планета». Его называли летописцем БАМа, настоящим художником, трудившимся во имя красоты. Он всегда спешил. Спешил работать, спешил жить. Наверное, спешил и в то роковое сентябрьскоеутро.


Виктор каждый год уходил в тайгу. Искать свой неповторимый пейзаж. Прежде у него были напарники.Но, как говорят теперь друзья В.Войноловича, в тайге с ним было не просто. Он мог часами любоваться природой, подолгу задерживался у говорливых горных речушек с прозрачной водой, у приглянувшихся ему, по какой-то причине, цветка или дерева. «Мимо красоты нельзя проходить равнодушно» - таково было его жизненное кредо.


В последнюю свою дорогу он отправился один. Когда истекли все сроки возвращения, пошли на поиски. Но было поздно. Останки Виктора нашли не далеко от зимовья. В нескольких шагах лежал мертвый медведь. Человек и зверь случайно встретились на глухой таежной тропе и не смогли разойтись с миром. В.Войнолович успел выстрелить в наседавшего « хозяина тайги»мелкой дробью, патрон с пулей оказался намертво зажат в кулаке . Рядом стоял рюкзак с четырьмя бережно упакованными фотоаппаратами…


У Виктора Войноловича было много друзей, товарищей, хороших знакомых. Его небольшая однокомнатная квартира была местом встреч ценителей и любителей фотоискусства. Он был очень щедр;дарил свои снимки с легкостью мастера, лучшие произведения которого, еще впереди. Виктор не умел огорчать людей отказом. Не потому ли каждый, кто побывал у него дома, всегда уносил с собой что-нибудь на память, не потому ли у многих остались снимки и слайды – маленькие частицы его души.


Фотоработы В.Войноловича, увеличенные до двух – трех метров, встретят вас во многих бамовских домах культуры, в различных учреждениях и организациях. Их увозили домой многочисленные гости строителей магистрали. Но нужна и другая память о нем. УВиктора не было ни семьи, ни родных. Он вырос в детском доме. В нашем музее оформлен и постоянно пополняется большой раздел «Работы Виктора Войноловича».Он так и не успел узнать, что за творческую деятельность отмечен премией штаба ЦК ВЛКСМ на БАМе. Радостная весть пришла в дни скорби, осенью 1986 года….
Каждый год 15 февраля проводятся вечера памяти Виктора Войноловича. В этот день при жизни Виктора в его маленькой квартире было всегда многолюдно – приходили друзья поздравить хозяина гостеприимного дома с днем рождения.


« Он, как огонь, горел недолго, Но согрел многих»,- так написали в оглавлении небольшой экспозиции его работ. На вечер памяти приходят и дети, и взрослые. Читают стихи, смотрят слайды, вспоминают Виктора. И вновь хватали за душу проникновенные строчки их песни бамовца Виктора Лавренчука;


Мне кажется, было все
в самом начале
Заложено в нас;
наши беды, удачи,
Вот в небе летят журавли
без печали,
Курлычут они, а мне
кажется – плачут.
Вот гроздья рябины.
В росе голубика,
Охотник, бредущий
по следу устало.
Всей трассе известные люди
на снимках.
А друга не стало.
А друга не стало….
Души светлой тени и краски
заката
Художник по- своему нам
расскрывает,
Бывало, встречалась
в работе усталость,
Но это – за кадром,
за кадром осталось…
Нам тайна трагедии той
не открылась,
Витимское небо в глазах
отразилось,
Как снимок, который
не напечатать,
С землею бурятской
сроднился навеки.
Не выбрал он долю –
досталась такая.
Застыли на снимках
бегущие реки,
Летят журавли,
и закат догорает…

 

Кичера славилась и своими спортсменами. На всех спортивных состязаниях имели призовые места. И часто соперники вздыхали: «первую игру в соревнованиях с кичерцами, опять проиграли».
Радостно встречали кичерцы в своём огромном спортзале гостей. Но победы не уступали. И звучат слова: « Так держать! «


А стройка жила, кипела. Хозяева стройки говорили о деле с большой буквы.


29 декабря 1987 года в Кичере сдан последний объект Административный центр. Всё! Станция Кичера – есть!


Здесь проживали уже более 3-хтысяч человек. Работают совхоз « Эстония», «ПМК», «СМП-608», «СМП Таллинстрой». Строительные организации готовятся в новые необжитые места. Эстонцы возвращаются на Родину.
В Кичере работали две школы- 836 учащихся. Центр образования - 321учащихся. Три дошкольных учреждения детские сады «Белочка», «Родничок», «Мишутка». Два дома культуры «Романтик», «Железнодорожник». Две амбулатории.


Продолжаетсястроительство частного сектора. Посёлок один из красивейших на БАМе.


Сегодня можно без преувеличения сказать, что по масштабам работ, экономическому и социально – политическому значению БАМ – выдающееся сооружение. Трасса, протяженностью более 3100 километров от Усть – Кута до Комсомольска на Амуре районы вечной мерзлоты. Построено 136 мостов длинною от 100 метров до 1,5 километров. Сдано 3200 искусственных сооружений. На трассе более двухсот железнодорожных станций и разьездов, почти 60 и поселков городского типа, 27 километровтоннелей. И все это одна железнодорожная трасса. Нет в мировой истории железных дорог даже похожего примера.

 

Давай, дружище, вспомним первый год,
Весенний снег, Байкал в разливе света,
Как обживались в новизне забот,
Как зрела песня, что еще не спета.


Строители свое дело сделали. Ценой неимоверных усилий уложены рельсы от берегов Лены до Амура. Потом были еще победы: сдача в постоянную эксплуатацию участков, станций. 1 ноября 1989 года БАМ принят в постоянную эксплуатацию на всем протяжении. Теперь для нас обыденно и просто, что идут поезда от Тынды до Москвы. Что, садясь в купейный вагон, мы выходим на московском вокзале. Теперь это 1164 километра главного хода магистрали и хозяева здесь Восточно-Сибирская дорога, словом железнодорожники. Теперь это магистраль, проходящая от первых пикетов строителей в Усть – Куте до Амура. Это 63 станции, красивые вокзалы, торговые и общественные центры. Это то, ради чего пришли сюда более 30 лет назад первопроходцы.
Вот и все. Замкнулось полотно.


А сейчас…
А что сейчас! Жизнь идет… Новая жизнь, новые планы, новые мечты.
Кичера живет!

 

Тезистное изложение работы


1.История северобайкалья.


В 17 веке заговорили в Москве, о земле на севере великой Руси, где есть золото и серебро, а также неисчислимое количество зверя и птицы, в море много рыбы.


2.История в цифрах великого пути.


БАМ- младший брат Трансиба.


3.Начало строительства БАМа.


Человек никогда не устанет доказывать, что он истинный венец творения, и чтоон стремится туда, где труднее. Прийти, увидеть, победить и тем самым поставить очередной памятник Человеку. Таким памятником стал и БАМ. В марте 1974 года загремело на всю страну звонкое слово БАМ.


4.БАМ на бурятском участке.


3 мая 1978 года на земле Северобайкалья высадился десант молодых строителей. Отряд имени 18 сьезда ВЛКСМ..


Сегодня к станции подходит тепловоз,
Почти, что так, как всюду.
А у меня опять бежит мороз,
Забуду ли когда, что это – чудо?
Пусть период тот был застойным,
Славословный и непростой,
Жили все-таки мы достойно-
Рвали жилы, чтоб сбить застой.
И где рвались пикеты с боем,
Не за почести и гроши.
Грянул поезд наш - вихрем в поле,
В комаринной этой глуши.
Грянул поезд стальным потоком
Наши песни на стыках спеть,
Чтобы нам, не стыдясь, потомков
С фотографий в глаза смотреть.


5.Летопись поселка Кичера


Герои БАМа – жители нашего поселка. Много ли мы знаем о тех, кто здесь жил, строил, творил и ушел из жизни, когда так хотелось жить.


6.Мы славим ваши имена.


Строители свое дело сделали. Ценой неимоверных усилий уложены рельсы от берегов Лены до Амура. Первый год на БАМе был самым трудным годом испытаний.

Кичера – бамовский поселок


«…Вы нам письма пишите,
пишите нам
На Кичеру строителям БАМ»

В 17-ом веке русским царем были получены первые сведения о земле, которая была расположена в северной части озера Байкала. Эти земли заселяли аборигены, то есть местные жители-тунгусы, которых позже стали называть эвенками, что в переводе означает человек.

Просмотров: 17576

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Популярное

07.05.2013
Кичера
Кичера
Кичера
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Яндекс.Метрика
Создание сайта -