Небольшие группы монголов появились в средней части долины реки Джида в самом конце XVII века. Во время войны между халхасским Сайн ханом и джунгарским ханом Галдан-Бошогто.
Несколько семей из рода хойхо (hoйho) поселились в Бургалтае и Зун-Хурае, которых позже стали называть первый хойхо (нэгэ дугаар hoйho). Спустя несколько групп семей, названных второй хойхо (хоер дугаар hoйho), расселились в средней части долины ручья Бургалтай, в Тужине и в низовьях Цежея и Булагтая. Первые успели занять лучшие участки земли. Кстати, хойхо были омонголизированными уйгурами.
Вскоре после установления границы между Россией и Китаем был образован Цээжинский караул. Для несения пограничной службы из Кяхты переселили несколько семей русских казаков, которые обосновали поселение на левом берегу реки Джида, напротив устья речки Цежей. Это были семьи Злыгостевых, Максимовых и Яньковых.После третьего раздела Польши в 1975 году, нескольких восстаний поляков, украинцев и белорусов против царского самодержавия на присоединенных к России землях, после подавления восстаний часть участников сослали в Сибирь. Так появились в Цежинском карауле Островские и Поповы, которые позже перешли в казачье сословие.
Позже поселили здесь после каторги людей, которым было запрещено возвращаться в европейскую Россию. Это были родоначальники Корнаковых, Мардоленовых и Анулеевых. Они женились на местных казачках и перешли в казачье сословие.
В 1756 году было образовано Забайкальское казачье войско, после которого продолжилось увеличение численности казачьего населения. В конце XVIII века для несения пограничной службы были отправлены две семьи Бадмаевых и Гырыловых из Гэдэна. Сначала они жили на лугу, где стояла центральная ферма. Спустя некоторое время были отправлены из Ичетуя казаки Мудаевы, Норбоевы и Сономовы. Они поселились в Цежее. Когда в верховьях Джиды буряты стали переходить в казачество, то для их обучения отправляли цээжинских бурят-казаков.Казаки-буряты были освобождены от налогов, и поэтому часть местных бурят также пожелала перейти в казачье сословие. Так появились казачьи фамилии Тулоновых, Хубарковых и Эрхеевых (из Улекчина), Ганжуровых, Гармаевых, Дахалаевых и Будаевых ( из Хуртаги), Семеновых (из Жалги), Бандеевых, Мункуевых, Самсуевых и Самбиловых (местные). Правда, ни один бурят из Бургалтая не пожелал стать казаком.
Где-то во второй половине XiX века в Цээжинском карауле поселились русские, которые не вступили в казачество (Зарубины, Тальцевы и другие).
В первой половине XIX века даже несколько бурят было крещено, поселились в карауле и перешло в казачье сословие, женившись на русских женщинах.
Видимо, это заставило так поступать малоземелье и трудное материальное положение (ведь крещеным бурятам давали 25 рублей; по тем временам это были немалые деньги).
В начале XIX века появились два брата Морхо и Оодон, выходцы из Тунки из рода хонгоодор. Они взяли в жены местных девушек. Им отвели землю в местности Баянгол (Амалат).
В начале XIX века переселились в Цэжей Бакшеев из Цаган-Морина и Ардаев из Далахая и перешли в казачество. Чуть позже появились и поселились в Цэжее буряты из Цаган-Морина, но не вступили в казачье сословие Будаевы, Дэржиновы, Жундуевы, Лубсановы, Цыреновы и другие).
Хозяйственный укладВ начале появления в нашем краю у бурят главными занятиями были охота и скотоводство. Правда, скота было мало. С появлением русских казаков буряты стали заготавливать на зиму сено скоту. С увеличением поголовья скота стали расчищать для покоса земли по склонам гор и вдоль ручьев, чтобы увеличить площадь, т.е. корчевали лес. Частной собственности на землю не было. Новые расчистки мог делать любой и где хочет. Расчищенный участок удобряли навозом и здесь начинали косить. Удобряемые покосы (утуги) принадлежали их разработчикам и в общее пользование не предназначались.
Делением общественных покосов занимался совет старейшин родов. Участки закреплялись за домохозяевами на несколько лет. Для охраны покосов стали строить поскотины.
У русских казаков буряты переняли опыт хлебопашества. Если у русских основным занятием было земледелие, то у бурят оно являлось побочным. Хотя земли для распашки было много, но деревянной сохой трудно было одолеть участки с сильной дерниной. Поэтому русские корчевали лес и засевали участки яровой рожью (ярицей). Кроме нее имелись небольшие площади под пшеницей и овсом.
Пшеничный хлеб пекли только по праздникам и другим торжественным дням. Более трудолюбивые казаки засевали значительные площади и излишки хлеба продавали на сторону ( даже возили в Кяхту). Местный сорт яровой ржи был стойкий к засухе и давал муку прекрасного качества, хотя урожайность была невысока, к тому же молотить было легко. Соха была деревянной с железным сошником, а бороновали деревянной бороной. Осенью хлеб убирали серпом, который продавался в магазине. Срезанные колосья связывали в снопы и делали копны (одна копна составлялась из 10 снопов). Затем снопы сносили на телегах на овины, а с замерзанием земли делали токовище, заливая водой ввыровненный участок около овина. Полученное зерно очищали от половы, провеивали деревянной лопатой, а затем осыпали в сусеки амбара.
Буряты также сеяли ярицу, а пшеница и овес почти отсутствовали в посевах, зато посевы ячменя были значительны, так как ячменное зерно шло на заготовку замбы и варки супа. Посевные площади у зажиточных русских достигали до 20 десятин. У бурят посевная площадь была поменьше: трудолюбивые засевали до 5 десятин, а лентяи – не более 1 десятины. Все семьи бургалтайских бурят имели небольшие участки пашен. Те буряты, которые собирали зерна больше, чем необходимо семье, излишки его (ячмень) продавали или обменивали на топленое масло бурятам Верхней Закамны, где зерновые не созревали.
Русские имели огороды и посадки картофеля, а также сеяли овес на зеленку. Буряты садили картошку не все и совсем мало: урожай картофеля съедали осенью ( в юртах зимой было ночами холодно, да и подпола не было). Картошку пекли только в золе очага. Зеленку вовсе не сеяли, считая грехом убирать недозрелое растение.
К середине XIXвека численность казаков и ясачных бурят (отог) увеличилась в 2-3 раза, и поэтому остро встал вопрос о нехватке покосов. Казакам выделили покосы по долинам Цежея и Булуктая, и чуть позже покосы, принадлежащие неказакам-бурятам Бургалтая и Тужина, по левой стороне реки Цэжей от Участка до Шара-Талы) были переданы казачеству. Бургалтайцы и тужинцы собрали 1000 рублей золотом и шкуру баргузинского соболя и отправили двух людей к Иркутскому генералу с просьбой вернуть эти покосы. Сам генерал-губернатор был в отъезде, а взятка была отдана его помощнику, обещавшему помочь в деле. Святая наивность: какой генерал-губернатор отберет землю у царского войска?
После этого казакам-бурятам выделили небольшие участки для зимней усадьбы, а остальную часть покосов стали делить на паи по душам казаков (дележ проходил ежегодно, который проводила избранная на поселковом круге – общем собрании казаков – комиссия). Те русские казаки, у которых было мало скота, свои паи продавали зажиточным бурятам Бургалтая, Тужина и Шамайхи. Заготовленное таким образом сено, если оно находилось в верховьях Цежея и Булуктая, скармливали скоту на месте, для чего в конце осени часть членов семьи перегоняла молодняк крупного рогатого скота туда. Эти пастухи жили в семьях казаков-бурят или в избушке, построенной совместно несколькими семьями где-нибудь у опушки леса, где земля не считалась покосом.
Буряты Цежея и Булуктая на лето перекочевывали на Бордачи, в Зун-Кундой, Нуретуй, Зун-Оер и Тужин. Поскотина проходила выше Участка и через Мухудук до верховьев Большой Пади. Скот караульских казаков летом пасся на левой стороне реки Джиды, так как пашни на Гриве, Яньковском поле, в большой Пади, в Култуке, на Сколке и нынешний сортоучасток имели общую изгородь. Пашни в Хойто-Кундое и Залоге тоже имели свои изгороди, и поэтому Марасун и вся степь за большаком являлись летним пастбищем. Поскотину в низовьях Цежея-Булуктая закрывали в Троицу и открывали в Семенов день. Покосы тужинских и нижнебургалтайских бурят имели индивидуальную городьбу, и потому их летники могли оказаться рядом с зимником. Буряты верхней части Бургалтая и Зун-Хурая имели общую поскотину, и поэтому они переезжали на лето в верховья Бургалтая и Хурая.
Жилище. УтварьЮрты у бурят были деревянные четырехстенные ( до середины XIX века встречались шести- и восьмистенные). Войлочные юрты как показатель зажиточности бывали у редких семей также до середины XIX века. Позже у богатых появились русские избы (их было очень мало). Деревянная юрта в основании имела форму квадрата. Пазы закладывали мхом. Бревна были не очень толстые (не более 20 см диаметром), так как привозить их из лесу на санях было трудно и поднимать на верх при строительстве также очень тяжело. Крыша была четырехскатная, и наверху оставляли квадратный проем (дымоход). Через него проникал свет ( в юрте не было окон). На стропила клали три ряда нетолстых бревен и на них толстые и широкие лиственничные дранки. Сверх дранок клали бересту. В зимних юртах на бересту насыпали землю слоем 15-20см, на котором потом вырастала трава. В летних же юртах поверху бересты снова клали дранки и придавливали их бревнами в три ряда.
Концы дранок были собраны в деревянные желобы. У бревен стен летних юрт не было пазов, и поэтому стены были щелястые. Плаха для полов была толстой и тяжелой: ее получали, расщепляя надвое лиственничный сутунок. Работа по строительству юрты была тяжелая и длилась долго.
В середине юрты устраивали очаг: квадратный участок земли, окруженный двумя рядами толстых плах, верхний край которых поднимался над полом на 15-20см. Внутрь этого квадрата насыпали глину и утрамбовывали.
Обстановка в юрте была бедная. В северо-западном углу стоял стол для бурханов, прямо на северной стороне – один или два небольших сундука, а северо-восточный угол занимало ложе хозяев. У западной стены стояла другая деревянная кровать для престарелых родителей. Чуть пониже стоял большой деревянный сундук для одежды. В этой части юрты в стену были вбиты толстые деревянные палки, на которые вешали сбрую или верхнюю зимнюю одежду. Восточная стена юрты на всю длину ниже потолка была занята полкой, на который с верхней стороны укладывались различные вещи, а нижняя часть отводилась для посуды. Вход в юрту всегда располагался с южной стороны. В конце XIX века часть зажиточных бурят начала строить русские избы с двумя окнами с южной стороны. Дымоход в зимних юртах при морозах закрывался войлоком, а в летних юртах имелись задвижки, сделанные из бересты, которые закрывались во время дождя. Летние юрты ставились на невысоких столбах, так что в юрте «гулял ветер». Посуда у бурят была почти вся деревянная.
Исключение составляли чугунные чаши (позже появились горшки), медные или латунные чайники и широконосые кувшины (домбо).
Вообще железных вещей было мало (щипцы для углей, ножи, топоры). Чугунные плиты и поперечные пилы появились только к началу XIX века.
У русских казаков избы были пятистенные с сенями. Они были крыты берестой или лиственничной корой. Позже зажиточные казаки стали крыть избы тесом. Обстановка избы была проста: сразу у входа стояла кровать родителей, в красном углу божницы, под ней стол, по бокам которого у стен стояли две лавки, а также 2-3 табурета. Старики спали на русской печке (если их в семье не было, то там на ночь располагались дети), а дети спали на полу. В некоторых избах были полати, но позже они исчезли. Из мебели в доме был посудный шкаф и большой с
Комментарии