Расскажем о каждом священном месте поподробнее. Информация была записана со слов краеведа Баирова Буды Содномовича, ветерана педагогического труда, знатока родного края.
Лусуудай обоо расположен на самой высокой горе между долинами Бургултая и Зүүн Хурая, где урочище называется Баруун дабаан. Тибетское имя обоо никто не помнит. История появления этого обоо такова: у бургултайцев телята, ягнята и козлята погибали в большом количестве. Тогда они обратились большому ламе – ясновидцу в Монголии. Тот велел соорудить обоо на самой высокой горе своей долины. Высоких гор вокруг долины много. Но, которая из них самая высокая, надо было выявить.
Выбрали две горы: вершину Баруун Дабаана и гору восточного истока ручья Бургалтая. Надо было узнать: которая из них выше. Стали наблюдать: какую из двух вершин коснутся первые лучи восходящего солнца. Выше оказалась вершина Баруун Дабаана. На вершине соорудили обоо, построили деревянную юрту и навес для лошадей лам. До закрытия дацана в 1930-х годах ежегодно летом несколько лам три дня читали священные тома ЮМ при большом стечении жителей. Затем молебен продолжался на родине в долине, видной с вершины обоо. Люди просили хозяина вод о благополучии жителей долины.
Краеведами нашего села в 1997г. была записана легенда о Хайрхан-Таабай
Это было в те далекие времена, когда по указу Великой императрицы было принято решение четко разграничить территорию Восточной Сибири и Великой Китайской империи. По словам Ганжурова Дондока Базаровича, старейшины нашего села (96 лет), для этой цели прибыл в наши края царский чиновник. Он собрал вокруг себя знающих людей, и эта двинулась вдоль предполагаемой границы, на карте отмечая стоянки. Где в долине проживали в юртах люди. Говорят, что эта карта существовала до недавнего времени. На территории Цеже-Бургалтайского дацана к ним присоединился лама. По преданию, среди собравшихся людей была девушка, дочь богатых родителей- нойонов, которая ради любопытства хотела посмотреть новые места.
И вот делегация в составе12-15 человек двинулась в сторону Монголии, поднялись по рекеЦеже к самой высокой точке этой местности. Местные жители называлиее Хайрхан. Этимология слова Хайрхан – милостивый, священный. Почтительное название гор. Таабай – уважительное отношение к отцу. Можно сказать, Хайрхан-Таабай – это Священный отец.
Когда люди провели все работы, подтверждающие наличие разделения земель между двумя соседними государствами, и решили спускаться чуть ниже плато, то все, как один, услышали звон бубенцов. Лес расступился, и перед ними предстал тарантас, запряженный тройкой белых лошадей В нем сидел важный господин в военной форме, оперевшись на саблю.
Внимательно посмотрел на свиту уставших людей, выразил недовольство по случаю наличия девушки в группе людей. Но в последний момент одобрительно кивнул головой. Через некоторое время эта картина исчезла. Из присутствующих никто не понял, что это было: видение или явь. Также шумел лес. Пели птицы. Все посмотрели друг на друга с удивлением. И только лама, опустившись на колени, начал читать молитву. Все ждали от него пояснения. После молитвы лама сказал, что это был хозяин горы. Хайрхан – Таабай, и он нас благословил. Надо совершать обряд поклонения. Делегация вновь вернулась на плато, разожгли костер, сварили крепкий зеленый чай и побрызгали на четыре стороны, прося милости у хозяина горы. С тех пор Хайрхан – Таабай считается покровителем закаменских бурят, особенно военных.
На Священную гору поднимаются только мужчины. Ведь изначально было указано, что женщинам там делать нечего. Подъем на Священную гору – дело очень трудное и ответственное, требующее предельной чистоты во всем: и в отношениях между людьми, и в личной гигиене.
В советское время эта, традиционная для народа, обрядность была под запретом. Редкие смельчаки отваживались тайно подниматься на вершину Хайрхан –Таабай. В тот период, когда началась Великая Отечественная война, был совершен большой молебен в этом священном месте. Люди просили у Хайрхан Таабай сил пережить войну, одолеть врага.
Получив повестку на фронт, многие мужчины-буряты просили помощи у Хозяина Священной горы. Некоторые ламы тайно совершали подъем и молились за весь народ, чтобы вернулись те, кто воевал на фронтах.
Дондок Базарович говорил, что тоже перед отправкой на фронт поднимался на Хайрхан – Таабай молиться, вернулся с фронта и живет по сей день.
Это обоо находится на границе с Монголией в верховьях ручья Цеже (тибетское название Даши Юлжин). Поскольку род һойһо были выходцами из Джунгарии, то они самую высокую точку Джидинского хребта (2037м) назвали Хайрхан, так как в Западной Монголии самую высокую точку хребта называют “хайрхан”. Тибетский святой не только дал имя, но и написал текст молебна и день его отправления (четвёртый день второго летнего месяца по лунному календарю). После закрытия границы с Монголией в 1929 году было запрещено отпралять молебен, т.е. нарушать границу. В последние года с разрешения Харацайской заставы стали совершать молебен (список молящихся утверждает начальник заставы). Туда женщинам ход запрещён.
Подъем на Хайрхан – Таабай – очень трудоемкий и очень значимый для каждого мужчины процесс, сопровождающийся вложением не только физических, но и духовных сил. Проводят обряд обо тахилга, хий морин(«конь счастья», воздушный крылатый конь). Хий морин всей семьи развешивают на деревьях, расположенных вокруг места проведения обо тахилга.
Народные обо завершаются совместными играми, потому что в это время скапливается большое количество мужчин разного возраста.
В литературных источниках Хайрхан – Таабай называется Сарьдаг – Ула – голец, безлесная горная вершина.
В нашем селе есть люди, которые не знают места своих родовых обо. А так как Хайрхан – Таабай считается главенствующим обо над всеми, поэтому они обращаются к Хозяину этой Священной горы.
Бордошын обоо (Бата Сагаан) распологался на вершине холма между Большими и Малыми Бордочами. В 1930-х годах его разобрали, а землю вокруг распахали. Сейчас это обоо находится на вершине красивейшей сопки к северу от старого места, у подножия которой освятили субурган. Все буряты Михайловки поклоняются этому обоо.
Согто Уула – обоо цежейцев и тужинцев. Расположено на правом берегу р. Джида напротив Үхэрин төөбии. Баян Зүрхэн и Түмэгэр – обоо бургултайцев. На первый нельзя подниматься женщинам. У северного подножия обоо Баян Зүрхэн выходит сернистый источник Мангилагтын аршаан. Говорят, что начало этого источника есть на самой вершине горы Түмэгэр.
По воспоминаниям старожилов, оказывается, Мангилактайский аршан изначально был горячим. Местные жители очень бережно относились к источнику, зная его целебные свойства. Но однажды, люди называют разные причины, охотник был из чужой стороны, не знал местные правила, и осквернил источник, сварив в нём мясо. С тех пор источник потерял свою былую силу.
Местные жители для лечения некоторых болезней используют аршан, но он сейчас холодный. О целебных свойствах аршана известно с давних пор. Знатоки говорят о большом содержании сероводорода в воде. Водами Мангилактайского аршана лечат желудочно-кишечные заболевания. Многие берут воду бидонам, а те, у кого есть возможность, раскидывают палатки в окрестностях аршана и живут неделями, ощущая положительный эффект на месте.
Целительная сила аршана оказывала своё действие не только на людей, но и на животных. Животноводы поят этой водой больных телят. А по преданиям известно, что и дикие звери находили спасение у этого источника. Старики-охотники говорят, что раненая коза, упав в этот источник, исцелилась.
Для того, чтобы усилить наше духовное стремление, уметь «парить» в облаках, мы поднимаемся на Священную гору. Находясь на вершине, ощущаешь близость Неба, мерцание звезд, божественную красоту Земли, которая соединяется с Небом. Ощущаешь центр, в котором соединяются два мира: Тьма и Свет, Смерть и Жизнь.
Сакральные места – это особые географические точки, которые являются хранителями мудрости, они обладают особой энергетикой и несут сознанию человека особые коды, которые воздействуют на его физическое и духовное здоровье, дают возможность жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.
Знать сакральные места своего края – святая обязанность каждого жителя. Для того, чтобы возродить традиции своего народа, необходимо изучать и знать то малое из того, что ушло безвозвратно. Только так мы можем воссоздать историю и культуру своего народа. Надо обязательно осознавать, что традиции, обряды – не просто «живая старина», а то, что все в нашей жизни связано между собой и имеет определенный смысл.
Злыгостева Г.Н., библиотекарь школы
Комментарии