В каждом населенном пункте нашего района имеются священные места, которым поклонялись наши предки. Некоторые очень ответственно относятся к своим родовым обоо. Из поколения в поколение передают своим детям этот древний обычай.
Некоторые же вообще потеряли связь времен, утратили возможность общаться с духами своих предков. Возможно, это сильно влияет на жизнь человека, его потомство в плане духовного и материального развития.
На территории сельского поселения “Михайловское” есть несколько почитаемых всеми жителями обоо:
Наименование |
Местонахождение |
Северо-запад
1.Нарин-Гуя
2.Лусуудай-обоо
3.Баршуун
4.Үхэриинь төөбии
5. Үбгэн-обоо
|
В Зун-Хурае, рядом с фермой.
По правобережью ручья Бургултай, напротив фермы Верхний Бургултай.
По левобережью ручья. К северо-востоку от фермы на левом берегу Джиды.
Между селами Усть-Бургултай и Хуртугой.
На расстоянии 2 км. к северу от Усть-Бургултая.
|
Северо-восток
1.Бата Сагаан
|
На расстоянии 3-4 км. от Михайловки |
Юго-запад
1.Сокто-Ула
2.Эхин-Жалга
|
Напротив Тужина
По левобережью ручья Барун-Цежей. |
Юго-восток
1.Хайрхан-Таабай
2.Тумугур (Бурин-Хан)
|
На границе с МНР
По правобережью ручья Булагтай. |
Фамильные обоо
1.Адхата Болдог – Норботон (Раднаевы)
2.Шоодхо – Пошоотон (Баировы)
3.Бабаа - Ангаантан (Мункуевы)
4.Хула - Гырыловтэн
|
Бургалтай, падь Саган-Шулуута (северная сторона устья)
Там же (южная сторона устья)
Около фермы Бабашка
Падь Хула (дальше фермы) |
В общей сложности насчитывается 14 сакральных мест, находящихся на территории нашего села.
В начале 18 века в наших местах появились монголы из рода һойhо и заселили нижнюю часть территории нынешнего Закаменского района. Они были выходцами из западной Монголии, которые убежали во время войн между монгольскими ханами, а также при завоевании Джунгарии маньчжурами.
Как всякие шаманские первопоселенцы на новом месте начали поклоняться духам, т.е. стали складывать обоо из камней и тонких жердей на сопках отдельных гор.
По мере распространения буддизма пребывали в наших местах тибетские святые (гэгээны) и нарекли обоо тибетскими именами.
Самый первый обоо появился в низовьях долины Бургуултай. Местные жители называли его Үбгэн Обоо. Тибетский святой дал имя Дондуп Норбулинг. Такое имя получил Сээжэ-Бургалтайский дацан. Үбгэн Обоо поклоняются уроженцы Бургалтая и Зүүн Хурая, а также жители с. Усть-Бургултай и некоторые выходцы из Михайловки.
История обоо Үхэриин Төөбии такова: в Бургултае жила сильная щаманка (жена человека по имени Магшам). Однажды её пригласили жители улуса, расположенного выше Бургалтая по р. Джида. Она во время камлания допустила какую-то ошибку. С нарочным наказала мужу встретить её чёрным төөлэй у подножия вершины Үхэри. Но муж не выполнил наказ. Когда шаманка поднялась на скалу, её конь взбрыкнул и уронил женщину на землю. От полученных ушибов женщина скончалась, её душа стала хозяйкой этой горы. Тибетский святой дал этому обоо имя Баршам Бамбараа. В народе больше известен как Үхэриин төөбии. Молебен проводят ламы – на вершине горы, а шаманы тайлган отправляют у подножия.
Комментарии