Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Cакральные места Михайловки 2

14 марта 2012

В каждом населенном пункте нашего района имеются священные места, которым поклонялись наши предки. Некоторые  очень ответственно относятся к своим родовым обоо. Из поколения в поколение передают своим детям этот древний обычай.

 

Некоторые же вообще потеряли связь времен, утратили возможность общаться с духами своих предков. Возможно, это сильно влияет на жизнь человека, его потомство в плане духовного и материального развития.

 

На территории сельского поселения “Михайловское” есть несколько почитаемых всеми жителями обоо:

Наименование

Местонахождение

 

Северо-запад

 

1.Нарин-Гуя

 

2.Лусуудай-обоо

 

 

 

3.Баршуун

 

 

 

4.Үхэриинь төөбии

 

 

5. Үбгэн-обоо

 

 

 

 

 

В Зун-Хурае, рядом с фермой.

 

По правобережью ручья Бургултай, напротив фермы Верхний Бургултай.

 

По левобережью ручья. К северо-востоку от фермы на левом берегу Джиды.

 

Между селами  Усть-Бургултай и Хуртугой.

 

На расстоянии 2 км. к северу от Усть-Бургултая.

 

 

 

Северо-восток

 

          1.Бата Сагаан

 

 

 

На расстоянии 3-4 км. от Михайловки

 

 

 Юго-запад

 

          1.Сокто-Ула

 

          2.Эхин-Жалга

 

 

 

 

Напротив Тужина

 

По левобережью ручья Барун-Цежей.

 

Юго-восток

 

          1.Хайрхан-Таабай

 

          2.Тумугур (Бурин-Хан)

 

 

 

 

На границе с МНР

 

По правобережью ручья Булагтай.

 

Фамильные обоо

 

1.Адхата Болдог – Норботон (Раднаевы)

 

2.Шоодхо – Пошоотон

 (Баировы)

 

3.Бабаа - Ангаантан

    (Мункуевы)

 

          4.Хула - Гырыловтэн

 

 

 

 

 

Бургалтай, падь Саган-Шулуута (северная сторона устья)

 

Там же (южная сторона устья)

 

 

Около фермы Бабашка

 

 

Падь Хула (дальше фермы)

 

В общей сложности насчитывается 14 сакральных мест, находящихся на территории нашего села.

 

В начале 18 века в наших местах появились монголы из рода һойhо и заселили нижнюю часть территории нынешнего Закаменского района. Они были выходцами из западной Монголии, которые убежали во время войн между монгольскими ханами, а также при завоевании Джунгарии маньчжурами.

 

Как всякие шаманские первопоселенцы на новом месте начали поклоняться духам, т.е. стали складывать обоо из камней и тонких жердей на сопках  отдельных гор.

 

По мере распространения буддизма пребывали в наших местах тибетские святые (гэгээны) и нарекли обоо тибетскими именами.

 

Самый первый обоо появился в низовьях долины Бургуултай. Местные жители называли его Үбгэн Обоо. Тибетский святой дал имя Дондуп Норбулинг. Такое имя получил Сээжэ-Бургалтайский дацан. Үбгэн Обоо поклоняются уроженцы Бургалтая и Зүүн Хурая, а также жители с. Усть-Бургултай и некоторые выходцы из Михайловки.

 

История обоо Үхэриин Төөбии такова: в Бургултае жила сильная щаманка (жена человека по имени Магшам). Однажды её пригласили жители улуса, расположенного выше Бургалтая по р. Джида. Она во время камлания допустила какую-то ошибку. С нарочным наказала мужу встретить её чёрным төөлэй у подножия вершины Үхэри. Но муж не выполнил наказ. Когда шаманка  поднялась на скалу, её конь взбрыкнул и уронил женщину на землю. От полученных ушибов женщина скончалась, её душа стала хозяйкой этой горы. Тибетский святой дал этому обоо имя Баршам Бамбараа. В народе больше известен как Үхэриин төөбии. Молебен проводят ламы – на вершине горы, а шаманы тайлган отправляют у подножия.                           

Автор: ivka1952
Просмотров: 2166

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Популярное

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -