Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

О чем рассказывала газета «Огонек» в январе 1945 года

15 марта 2012

Наша Родина – могучая и великая держава, история которой заслуживает не только внимания, но и восхищения.


В год празднования 65-й годовщины Победы советского народа над фашистской Германией мне, как и всему человечеству, не хотелось оставаться в стороне.


В нашей семье дедушка моей мамы, Цыденов Санжи Убугунович, был участником той страшной войны.

Считаю своим долгом восстановить в памяти семьи и сохранить для потомков имя прадедушки Санжи для своих будущих детей и внуков. Это является целью моего исследования.Для этого мне нужно было встретиться со старшим поколением Эрхеевых и Аюшеевых. Написать письма тем, кто живет далеко.


Сделать запросы в райвоенкоматы. Чтобы достичь своей цели, я много беседовал со старшими, работал со своим руководителем в библиотеке, музее, с историческими документами.


Но я хотел бы вам рассказать о том, что мне удалось установить точно. Поводом для поисковой работы послужила семейная реликвия, которая хранится в нашем доме вот уже 65 лет. Это газета «Огонек» №2-3 от 20 января 1945 года.


Накануне празднования Великой Победы в нашей школьной библиотеке  под руководством Злыгостевой Г.Н. была организована выставка «Домашний Музей». Всем было дано задание: принести из дома вещи, документы, которые представляют собой историческую ценность или просто дороги потому, что принадлежали бабушкам или дедушкам, уже ушедшим из жизни.


Я с родителями изучил весь семейный архив и нашел газету «Огонек» военного времени. Когда я принес газету в библиотеку, Галина Никандровна была так удивлена и обрадована моему экспонату, что мой папа растрогался и подарил школьному музею эту семейную реликвию. Сама Галина Никандровна владеет номером газеты «Правда» от 10 мая 1945 года. Эту газету ей привезли из Магадана. Судьба человека, хранившего ее столько лет, пока выясняется.Все с интересом стали изучать мою газету. Невольно возник вопрос:«Как она оказалась в нашей семье?». Я стал выяснять, расспрашивать родных, звонить в другие города, где живут родственники, и установил, что газета «Огонек» принадлежала моему дедушке Дамдину.


Аюшеев Дамдин Цыренович родился 5 мая 1928 года в селе Улекчин Закаменского района. Когда началась Великая Отечественная война, ему было 13 лет. Как и все мальчишки военного времени, он тоже оказался у переправы, тяжкой и трагической, под названием «война»Дедушка пережил эту страшную беду вместе со всем народом. Семья Аюшеевых жила ожиданием вестей с фронта: Родину защищал их старший сын. Цырен-Даши. К счастью, судьба оказалась милостивой к нему, и брат вернулся с войны живым. На его груди, среди других наград, сиял орден Красной Звезды. Освободив нашу Родину от фашистов, Цырен-Даши гнал гитлеровцев через всю Европу.Среди немудреных вещей солдата, вернувшегося с войны, была газета «Огонек». Вот так она оказалась в семье Аюшеевых.


И то, что она сохранилась до наших дней – заслуга моего дедушки, Дамдина Цыреновича, того самого тринадцатилетнего мальчишки, которому возраст не позволял встать в строй.Возможно, этот факт послужил причиной того, что Аюшеев Дамдин Цыренович стал штатным корреспондентом республиканской газеты «Буряад Унэн», районных – «Знамя труда», «Джидинская правда». Корреспондент Аюшеев работал в двух районах: Закаменском и Джидинском.О чем писал мой дед? Героями его очерков были обычные люди, труженики, бойцы.


В своих заметках он радовался вместе со всеми успехам. Огорчался и страдал, когда приходилось переживать неудачи и промахи. Но оптимизма в его заметках было больше. Потому что дедушка был не из робкого десятка.Частые командировки, встречи с разными людьми закалили характер дедушки Дамдина. Но главным был ориентир – вернувшийся с войны брат, на которого хотелось равняться.


А фронтовая газета «Огонек», которую он бережно хранил, стала его первым учебником журналистики. Скорее всего, так и было. Я был совсем маленьким, когда мой дедушка Дамдин ушел из жизни. И если бы я знал, что мне придется писать об этом.


Узнав о судьбе своих близких, признав их жизненный опыт, проникаешься глубоким уважением к старшему поколению и гордишься тем, что прожили они свою жизнь не зря, и я горжусь тем, что мои родственники стояли на защите моего Отечества.


О чем же писала газета «Огонек» ровно65 лет тому назад?
На первой странице размещены выдержки из «Дневника войны».


Сообщается, что 21-ю годовщину со дня смерти Владимира Ильича Ленина Красная Армия встречает разгромом фашистов, бойцы успешно выполняют план, предначертанный великим Сталиным. Во второй заметке рассказывается, как наши войска освобождали Будапешт. Развернулись грандиозные наступления фронтов: 1-го Белорусского (маршал Жуков), 1-го Украинского (Маршал Конев), 2-го Белорусского (маршал Рокоссовский) и 4-го Украинского (генерал армии Черняховский) от Балтийского моря до Карпат. Освобождена Польша, наши войска уже шагают по Восточной Пруссии. Идет полнейшее освобождение Европы от фашистов.В третьей заметке говорится о том, как союзные войска ликвидировали Арденский выступ.


Портретная галерея героев и тружеников тыла размещена на второй странице номера. Здесь рассказывается о подвигах защитников Отечества. Например, 750 боевых вылетов сделала гвардии старший лейтенант Анна Попова – летчик ночной бомбардировочной авиации.Рядом представлены портреты тех, кто трудился на колхозных полях. Выращивая небывалые в мирное время урожаи свеклы и моркови, а также других овощных культур.


Например, Тамара Крутова – звеньевая колхоза «Пятилетка в четыре года» (Коломенский район Московской области). Ее звено добилось рекордного урожая: 83,3 тонны и 177 тон капусты с гектара.  Делали наши женщины это поэтому, чтобы наши солдаты не голодали и все свои силы отдавали фронту.
Оказывается, люди в трудные военные годы думали не только о войне и лишениях, которые свалились на плечи каждого человека. Они строили планы на будущее, мечтали, читали смешные истории.
Чешский писатель Карел Чапек поместил свой фельетон на третьей странице газеты. «Что видел поэт», так называется юмористический рассказ.
Мне очень понравилась последняя страница газеты. На ней рассказывается о спорте: хоккейных турнирах, в которых принимали участие 8 мужских и 7 женских команд.
Переходящие призы были вручены женской команде «Динамо» и мужской – ЦДКА. Указывается, что капитаном ЦДКА был Всеволод Бобров, который в будущем стал знаменитым хоккеистом и прославленным тренером.Люди не только воевали. Занимались фигурным катанием, прыгали с трамплина на лыжах, путешествовали, восторгались красотами родной земли.


Читатель узнавал со страниц всего лишь одной газеты о каменном литье, о том, почему разговаривают птицы, о «злой» реке Яман-Елга в Башкирии и о Пятигорском «провале».Вот о чем писала газета накануне Победы. До завершения войны оставалось ровно четыре месяца. А наш народ жил полной, насыщенной жизнью.
В выходных данных газеты сообщается, что отпечатана она в типографии газеты «Правда» имени Сталина. Адрес редакции: Москва, ул. «Правды» 24.

 

Ответственным редактором был М. Добрынин. Газета «Огонек» была подписана к печати 20 января 1945 года и вышла тиражом 100 000 экземпляров.
Вот такой интересный музейный экспонат хранился в нашем доме, чтобы через 65 лет к нему прикоснулись мои руки, чтобы я и мои сестренки узнали, как жили люди в трудные годы войны, и как досталась нашему народу мирная жизнь. Спасибо нашим воинам за это.Завершая, я хочу обратиться ко всем взрослым. Дорогие родители, учителя, телеведущие и корреспонденты всех газет и журналов, говорите с нами о нашем прошлом, о том, как сражались за Родину миллионы солдат Великой Отечественной. Нам это нужно. Мы несем эстафету памяти в будущее. И именно в эти, памятные для нашей страны, дни, важно нам всем объединиться в одном: сделать все, чтобы слава нашего народа, нашей Отчизны была в каждом ребячьем сердце. Единство разных«Теперь, когда мы научились летать по воздухкак птицы, плавать под водой, как рыбы,нам не хватает только одного:  житьна земле, как люди».    (Бернард Шоу)

 

Совсем скоро настанет время, когда я закончу учиться в школе, и передо мной откроется мир, в котором мне будет нужно быстро адаптироваться.
Адаптация человека к новым условиям, как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных, социальных умений и качеств. Одним из таких качеств является толерантность.


Толерантность – это сравнительно позднее порождение культуры, следовательно, и позднее порождение психики человека, поскольку условия социальной действительности в гораздо большей степени способствуют формированию противоположного чувства (интолерантности).


На протяжении всей жизни нам приходится общаться с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоев, поэтому важно научиться жить в мире со всеми и уважать законы и порядки друг друга.


Когда я слушаю рассказы родителей о том, какие отношения были между людьми разных наций до распада СССР, то проникаюсь теплым чувством к тем народам, о которых они говорят. Сейчас они сожалеют о том, что прошло то время, когда можно было без боязни уехать в любую точку Союза.


Их любимые артисты Роза Рымбаева, Полад Бюль-Бюль Оглы, Надежда Чепрага, Тынис Мяги, Батыр Закиров и многие другие – не поют для нас свои песни…
Обостряют отношения различные формы конфронтаций на этнической почве, которая реализуется через средства массовой информации и которая приобретает наиболее драматический характер, когда физическому насилию подвергается большое количество людей. Хотя насилие по этническому признаку старо как мир, совершенно очевидно, что это не единственная причина для насилия, имеющая место в наши дни.

 

Другие, не менее старые и не менее болезненные причины насилия и жестокого обращения, основанные на половых, религиозных, сексуальных и возрастных различиях, все еще присутствуют в нашей среде и все еще достаточно устойчивы. В данном случае неприязнь выражается в насильственных действиях на стадионах во время футбольных матчей или других спортивных соревнований, террористических актов, вредительств разного рода. Это необходимо прекратить. Поэтому я считаю тему своей работы очень актуальной на сегодняшний день. Из этого можно сделать вывод, что ситуация в целом такова: толерантность превратилась в ключевую проблему для всего мира.


Уже двадцать лет в нашей самой многонациональной стране длится кризисная социальная ситуация. А это питательная среда для возникновения межнациональной розни в диапазоне от легкого раздражения до различных форм дискриминации и открытого межнационального конфликта. Так продолжаться не может, тем более что мы мечтаем построить цивилизованное общество, экономически сильное государство, для чего нужно будет задействовать все человеческие ресурсы, изменить принципы общественных взаимоотношений. Принцип толерантности – норма цивилизованного компромисса, взаимодействие разных людей с разными вкусами, взглядами, ценностями.Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов.


В английском языке толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность и вещь, во французском – «уважение свободы другого, его мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение,  расположенность к другим.  В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».В русском языке – это способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.


Мне не понравилось слово «терпеть». Почему я должен терпеть что-то или кого-то в ущерб себе? Пришлось обратиться к словарю Владимира Даля и посмотреть, какое объяснение глаголу «терпеть» дает великий знаток русского слова.


По Далю - «терпеть» – выносить, переносить, сносить, нуждаться, страдать, крепиться, перемогаться, мужаться, держаться, стоять, не изнемогая, не унывая; ожидать, выжидать чего-либо лучшего, надеяться, быть кротким, смиряться; снисходить, допускать, послаблять, потакать, давать повадку; не спешить, не торопить, не гнать, сноравливать. Вот такое обширное значение имеет в русском языке слово «терпеть».Действительно, прежде чем приступать к каким-то решительным мерам, стоит хорошо подумать. С ярким выражением нетерпимости мне пока еще не приходилось встречаться.

 

О таких вещах я узнаю их средств массовой информации, из бесед со взрослыми. Хотя в обычной жизни, находясь в ситуации постоянного общения, взаимодействия с другими ребятами, приходится иногда решать те или иные задачи, побуждать других делать что-то такое, что им не хотелось бы. Самый быстрый путь добиться нужного эффекта – пригрозить, напугать, применить физическую силу. Порой так чаще и бывает в нашей мальчишеской среде.С возрастом приходит понимание того, что таким образом нельзя решать проблемы.


Как бы там ни говорили, я считаю (да и многие думают так), что нет плохих наций, а есть плохие люди.


Этническая палитра нашего района довольно-таки разнообразна. В Закамне дружно проживают множество национальностей: русские, буряты, немцы, украинцы, татары, евреи, армяне, корейцы, монголы, казахи, узбеки, таджики,  якуты, эвенки и другие народы.


Мы имеем возможность познакомиться с обычаями и традициями народов, населяющих наш район, благодаря различным мероприятиям, праздникам, которые проводятся у нас: Сурхарбан позволяет выставить на различных площадках многоцветье красок национальных костюмов, разнообразие блюд, традиций и культур народов, проживающих в нашем отдаленном районе.


Когда создавался Джидинский вольфрамомолибденовый комбинат, имеющий союзное значение, более полувека производящий нужный для промышленности страны металл, со всех уголков нашей необъятной страны приехали специалисты, рабочие. У нас они обрели вторую родину. Создали семьи, пустили корни.Для нашего села привычным явлением является факт создания смешанных семей.


С самого начала, когда в 1727 году был подписан Буринский договор, а в 1728г. образован Цежейский караул, сложился стабильный состав населения – русские и буряты. Взаимное влияние этих народов плодотворно сказалось на всех сторонах нашей  жизни. А это прогрессивное явление. И за такой большой период совместного существования среди жителей Михайловки, по словам местного краеведа Баирова Буды Содномовича, очень трудно отыскать истинных бурят и русских.

 

Смешение кровей происходит  на протяжении всей истории существования села.Обращаясь к архивным фондам нашего сельского поселения, не удалось выявить точную картину создания смешанных браков. Люди создавали семьи и уезжали, затем  снова возвращались. Их дети снова создавали  смешанные семьи, рождали детей, которым присваивалась национальность отца. Поэтому у нас очень трудно определить, кто есть кто.Может быть, поэтому общая эмоциональная направленность к другим внутриэтническим группам положительна у большей части населения.

 

А высокий уровень этнической толерантности, установки на согласие  бурятского и русского этносов служат основанием для развития позитивных взаимоотношений с представителями других народов. Даже язык, как  русский, так и бурятский, претерпел определенные изменения. Так как говорят в Михайловке, больше нигде в районе не говорят.Этническая палитра в нашей школе не такая разнообразная, как в районе. У нас в селе проживают буряты, русские, латыш и смешанные семьи. В школе обучается 164 ученика, из них - 35 детей - метисов (русские – буряты, буряты – русские), 2-е осетин, одна армянка. Никто даже не обращает внимания, что фамилии у ребят другие: Лагконовы, Арутюнян, Александров.


Примечателен тот факт, что за восемь месяцев 2011 года в нашем селе только на одной улице было зарегистрировано 7 браков и 5 из них смешанные. Первая пара: Тальцева Женя (мама бурятка, отец русский) и Токарев Алексей (мама русская, отец бурят); вторая пара: Попова Юлия (отец русский, мама бурятка) и Дамдинов Алдар (истинный  дутулурский бурят); третья пара: Янькова Маша (отец русский, мать бурятка) и Гомбоев Владимир (истинный хуртагинский бурят); четвертая пара: Бессонов Иван (мама бурятка, отец русский) и Базаржапова Юлия (истинная бургуйская бурятка); пятая пара: Соктоева Татьяна (мама бурятка, отец русский) и Попов Александр (истинно русский из Хамнея).Вот такой у нас в деревне национальный колорит.


Так что толерантность по – Михайловски – это отказ от поисков врагов среди окружающих, которые друг другу приходятся родственниками. И, как будто, вопрос о толерантности сам себя изжил в нашем селе. По-моему, решение всех проблем кроется в любви. Любовь слепа. 


Меня привлекает этническое многоцветье моей страны, республики. Приходилось встречать в прессе, что одно время пытались создать новую человеческую общность – советский народ. Этот народ не имел бы национально-культурной укорененности, лишенный ощущения Родины, человечески теплого отношения к своим корням. Как хорошо, что этого не произошло, а то таким людям не с чем было бы вступать в диалог с другими культурами.А нас многое связывает. У нас общая память, а общая память формирует общую культуру. Чтя собственные традиции, мы поддерживаем традиции тех, кто живет рядом с нами. Например, бурятский праздник Сагаалган в нашем селе отмечают и буряты и русские. Точно так же – Пасху, Масленицу и др. Одинаково пользуемся народными календарями: знаем, когда можно стричь волосы, кочевать в новый дом, отправляться в дорогу, что нельзя после Ильина дня купаться в речке, а до Матвея грозного убрать сено…Мы все такие разные, но только в единстве наша сила, процветание нашей страны и светлое будущее наших детей.


У меня еще не такой богатый жизненный опыт и мне не довелось сидеть за партой с человеком, у которого отец – чеченский боевик, устроивший трагедию в Беслане. Но я представляю, какие бы чувства меня охватили, случись это на самом деле. А каково этому мальчишке, который к проделкам отца не имеет никакого отношения? А тот факт, что среди ребят, которые собирают останки наших солдат, где присутствуют чеченцы, удивляет. «Почему у вас чеченцы?» - спросил корреспондент у подвижника Владимира Щербакова, руководителя поискового отряда.

 

На это он ответил: «Вы знаете, у них есть традиция, - они  никогда не будут убивать тех, с кем преломляют хлеб».Еще один пример: в фильме «Власть соловецкая» есть замечательный эпизод, когда Дмитрия Лихачева спрашивают о том, почему людей, которые мучили его в лагере, режиссер показывает со спины. На что Лихачев отвечает: «Но у них же есть дети».Идеалами уживчивости, неконфликтности, принятия другого таковым, каков он есть, пронизано творчество всех великих поэтов и писателей России. Множество примеров можно найти в произведениях Л.Н. Толстого. Герой его ранней повести «Казаки» - старый, мудрый Прошка проповедует идею братства народов, резко осуждает жестокость войны, которая велась тогда на Кавказе.


Уважением к гордому, свободолюбивому «врагу» Хаджи-Мурату проникнуты строки одноименной повести, написанной Толстым в конце жизни. Еще один толстовский хрестоматийный герой – Платон Каратаев, олицетворяющий «все русское, доброе, круглое», учит незлобивости, всепрощению, любовному отношению к каждому человеку. В эпопее «Война и мир» Лев Николаевич находит единое для всех очень важное слово «люди».«Тоже люди!» - говорит старый солдат о пленных врагах, измученных голодом и стужей, которых пожалели и накормили русские солдаты. «Вот люди!» - с благодарностью говорит о русских французский солдат  Морель.


В творчестве Толстого и других наших мастеров четко отражена мысль о том, что человек человеку не враг, что мы, люди, не можем жить без Другого. «Одной души нет рядом – и весь мир опустел», - говорит Ламартин, французский ученый.


История приводит множество примеров интолерантного отношения представителей одной национальности по отношению к другой. Но самым жестоким примером является Холокост (уничтожение через сожжение, стереть с лица земли). Шесть миллионов человек были уничтожены фашистами только за то, что они – евреи.
А какие неприятные чувства вызывают у нас терракты, возникающие у нас в разных точках страны. «Терракты, - как сказал в своем выступлении Президент РФ  Д.А. Медведев на встрече с ветеранами, пенсионерами 17 ноября 2011 года, - делаются в нашей стране не на национальной основе и не на религиозной даже, а за деньги. У террористов лица зависимых монстров, готовых ради денег крушить все вокруг».


Конечно, мы не просто готовы говорить о толерантности. Она должна проявляться в наших делах, в нас самих. Быть искренними, любить людей, понимать и уважать каждого, не осуждать и прощать недостатки любого.


У нас в школе и селе проводится много мероприятий такого плана. Например, нам надолго запомнится районный праздник «Уетэн», когда на нашей земле собрались люди разных национальностей со всего района. Мы, дети, увидели, как красиво и с пользой для нас умеют трудиться и отдыхать взрослые. На каждой улице работали творческие мастерские, где гостям показывали, что могут производить умелые руки наших земляков. С каким восторгом мы болели за своих родителей на разных спортивных площадках, помогали им готовиться к творческим конкурсам.

 

Переживали за них, когда наши родители защищали проекты. А фестиваль, который мы проводили в школе, так и назывался «Фестиваль дружбы народов». Многое мы узнаем из тех бесед, которые проводят с нами учителя на классных часах. В честь Всемирного дня толерантности, который празднуется 16 ноября, в библиотеке нашей школы была организована выставка серии книг современной писательницы Людмилы Улицкой под названием «Другой. Другие. О других».Нас много на шаре земном. Все мы разные, но все мы равные.


Вся история человечества – это диалог. Диалог пронизывает всю нашу жизнь. Он является средством осуществления коммуникационных связей, условием взаимопонимания людей. Взаимодействие культур, их диалог – наиболее благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных и других отношений. И надо добиваться того, чтобы эти отношения строились не на унижении, а на уважении.  Отец Александр Мень, которого убили за его убеждения, говорил: «Людей ни в коем случае нельзя унижать». Только за столом переговоров можно решить  много проблем. Человек всегда может понять другого.

 

Даже сейчас футбольные фанаты находят общий язык. Для них устраивают специальные встречи. Они принимают определенные правила, у них даже есть свой этикет.  Они уже не представляют неорганизованную толпу.В нашей жизни стал популярен термин «танцевальный батл». Это тот случай, когда конфликтующие молодежные группировки налаживают свои отношения с помощью танца. И у них получается.


Я пришел в этот мирНе для того, чтобы оправдывать твои надежды,Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.И ты пришел в этот мирНе для того, чтобы отвечать моим интересам,Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!


Автор:Аюшеев Булат,ученик 10 класса МАОУ «Михайловская средняя школа имени Поповой В.С.»Закаменского района Республики Бурятия.

Автор: Moderator
Просмотров: 1757

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Популярное

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -