Человеку бесконечно дорога земля, где он родился, провёл своё беззаботное детство и полных надежд юность.
Чувство любви к своей малой родине у него не ослабевает и в последующие годы жизни. А когда наступает её осень, тяга к родным местам, потребность общения с родственниками, земляками намного усиливается. Человеку в любом возрасте бесконечно дороги родные места малой родины, земли его предков, отца и матери. Наверное, поэтому у каждого человека, где бы он ни находился, далеко или близко, появляется нестерпимое желание вернуться в малую родину с её неописуемыми красотами, встретиться с ней снова и снова.
Родная земля для каждого человека священна!
Время, конечно, неумолимо движется, никак не замедляет свой стремительный бег. А прошлое отодвигается всё дальше и дальше. С течением времени постепенно начинают забываться и исчезать из памяти не записанные в своё время исторические факты, события, происходившие в родных местах, имена и деяния тех, кто стал известной личностью, названия и характеристики живописнейших уголков наших сёл и улусов. Работа по истории родного края выбрана не случайно. Для нашего современного поколения молодых людей характерно незнание истории родного края, поэтому актуальность приобретает необходимость изучения исторических фактов, событий родного края.
История возникновения села Верхний – Торей.
Верхнеторейская долина расположена в бассейне реки Джида, несущей свои воды по территории Западного Забайкалья к Селенге. Среди местного населения Джиды распространена легенда о том, что в стародавние времена названия сартульским долинам были даны Чингисханом. Легенды старожилов различных долин по содержанию отличаются друг от друга. Так, в одном из вариантов легенды говорится, что однажды Чингисхан охотился со своими сподвижниками в местности, расположенной несколько выше устья реки Джида. Во время охоты он и его спутники обнаружили черно-бурую лисицу и начали её преследование. Она, убегая от них, стала подниматься на вершину одной очень живописной горы. Чингисхан и сопровождающие его лица, поднимаясь вслед за лисицей на гору, оказались на её вершине. Оглядываясь кругом, они увидели с вершины этой высокой горы неописуемую красоту всей окружающей её местности. Чингисхан был поражён и в восторге смотрел на эти красоты. Он остановился, сел на землю и призадумался. Спустя некоторое время он поднялся и объявил, что данная гора является священной и повелел отныне называть её Бурин Ханом. И поныне это гора является одной из святых мест. В это время черно-бурая лисица начала спускаться с горы. Они стали её преследовать. Спутники, преследуя лисицу, достигли устья живописной долины. Лисица побежала сначала по долине в северном направлении, а затем повернула обратно на юг, сделав своеобразный полукруг. Охотникам пришлось следовать за ней и также совершить полукруговое движение (тоорибо). И долина была удостоена Чингисханом названия (Тоорюу Гол) Торей.
Слово о земле торейской. Земля торейская разделяется на Верхний Торей и Нижний Торей. В Верхнем Торее живут буряты, а население Нижнего Торея – русскоязычное. Местное бурятское и русское население под Верхним Тореем подразумевает торейскую долину, а земли расположенные ниже её устья в долине реки Джиды – Нижним Тореем.
Сказание о сыновьях и дочерях земли торейской.
Общеизвестно, что защита Отечества и охрана его безопасности были, есть и будут священной обязанностью граждан страны. Многие сыновья земли торейской совершили беспримерные подвиги на фронтах Великой Отечественной и других войн, показав себя мужественными и стойкими борцами за честь, свободу и независимость нашей родины. Сказание о них хочется начать с краткой характеристики жизни, боевого пути и деятельности Первого Героя Советского Союза из Бурятии Гармажапа Аюровича Гармаева.Он родился в 1916 году в местности Усть Торей в семье бедного скотовода Аюр Гармаева и Цырен Вандановой. Под руководством отца он с малых лет постепенно приобщался к крестьянскому труду. В начале 20-х годов в крае утвердилась Советская власть. Г.А.Гармаев учился в Верхне- Торейской начальной школе.
К сожалению, материально – бытовые условия не позволили ему продолжить учёбу в селе Гэгэтуй. Юноше пришлось начать трудовую деятельность. 16 октября 1937 году Г.А.Гармаев был призван в ряды Красной Армии. Начал службу рядовым 41 –го Кавалерийского полка. Прослужив в армии более года, он писал родителям: «Служу в армии хорошо, стал отличником боевой и политической подготовки. Так что я теперь готов выполнить любое задание командиров по защите родного Отечества…». В июле 1939 года был назначен помощником командира взвода, а затем – исполняющим обязанности командира взвода. 1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу и её войско быстро продвигалось на восток границам СССР. В такой обстановке Советское правительство отдало приказ частям Красной Армии воссоединить Западную Украину и Западную Белоруссию с соответствующими советскими республиками. Воинское соединение в котором служил Г.А.Гармаев принимало непосредственное участие в освобождении населения Западной Белоруссии.
Первый его подвиг: Г.А.Гармаев вызвал на себя огонь. Их осталось мало. И вот в живых остались тяжело раненый командир и он. Около 7 километров по глубокому снегу в сильный мороз ему пришлось нести на себе командира. Командир потерял много крови, ноги были отморожены. И вот линия фронта. С бесчувственным командиром он свалился в траншею к нашим бойцам. Потом сообщил сведения о противнике. Второй подвиг:Г.А.Гармаев атаковал один противника, подобравшись к орудию, сумел уничтожить двух солдат.
Затем повернул орудие и из него открыл огнь по врагу. Это позволило батальону 257 – го стрелкового полка штурмом овладеть обороной противника и продолжить наступление дальше на запад, на г. Выборг. 16 июля 1945 года, в возрасте всего 29 лет, он скончался в госпитале и похоронен у стен легендарной Бресткой крепости. Светлую память Героя Советского Союза Г.А.Гармаеваберегут и чтут в родных краях. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 октября 1970 года Кяхтинской пограничной заставе присвоено имя Гармаева. Имя Героя страны носят несколько улиц городов и сёл Бурятии. В Петропавловке –установлен памятник.
Незабываемые впечатления оставляют в памяти земляков участник Великой Отечественной войны, полковник, ветеран органов государственной безопасности Тимофея Занаевича Гармаева. В сентябре 1943 года в бою за освобождение города Рославль получил тяжёлое ранение. В начале 1944 года военно- медицинская комиссия признала его инвалидом и он был демобилизован. Подвиги воина по достоинству оценены государственными наградами- орденами Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги» и другими знаками отличия. Находясь на оперативной работе в НКГБ он активно участвовал в выполнении задач, поставленных перед органами госбезопасности того времени.
К числу «военного крыла» видных деятелей Верхнего Торея относится полковник в отставке Ринчин Хандажапович Жамсаранов, полковник Геннадий Ломбоевич Норбоев.
В обозримом прошлом из среды жителей Верхнего Торея вышел ряд видных религиозных деятелей. В первой трети 20 века в сфере религиозной просветительской и научной деятельности успехов добился Гэлэг –Жамцм Цэвэгийн.Ему была присвоена учёная степень «Дооромбо». Он стал крупным учёным монголоязычного мира и одним из основателей Монгольской Академии Наук.
Габжа Лубсан – Нима Дармаев, титулуемый Дармаа Хамбой, - основатель Иволгинского дацана. Человек, который скрывался от Советской власти и жил в землянке в течение 3 лет.
В 20 веке Бурятия, как и вся советская страна, добилась больших успехов в создании и развитии системы здравоохранения и образования. Сергей Шагжиевич Чагдуров – доктор филологических наук.
Становление национальных культур многих народов нашей страны, в том числе Бурятии, началось с 20 –х годов 20 столетия. Сыновья и дочери земли торейской принимали и ныне продолжают принимать самое активное участие в становлении и развитии бурятского национального музыкально-театрального искусства. Нет никакого сомнения в том, что яркий след, оставленный ими в истории культуры страны и родной Бурятии, неизгладим и навечно останется в памяти народной.
Можно смело утверждать, что в этнографической Бурятии невозможно найти человека, не знакомого в той или иной мере, скажем, с творческой деятельностью таких выдающихся мастеров искусства, как Народная артистка РСФСР Найдан Гендунова, Народный артист Российской Федерации Содном Будажапов, Народный артист СССР Дугаржап Дашиев, Заслуженный артист Республики Бурятия Любовь Цыдыпова, молодой драматург и режиссёр Эрдэни Жалцанов, исполнитель горлового пения Алдар Дашиев и другие.
Сыновья и дочери земли торейской успешно работали и ныне работают не только на малой родине, но и за её пределами.
Заключение
Малая родина – это земля далёких и близких предков человека, колыбель отца и матери. Она бесконечна дорога ему, как и мать, вскормившая его молоком груди, хлебом, вырастающим на её благодатной земле. Поэтому чрезвычайно важно осознать, понять величие их созидательного труда, преобразившего весь облик родного уголка. Не случайно великий русский поэт А.С.Пушкин отмечал, что «… гордиться славою своих предков не только важно, но и должно; не уважать и предать забвению оный есть постыдное малодушие». Стремление сохранить созданное предками, внести свой посильный вклад в дело процветания малой родины – почётный долг всех следующих поколений.
Любовь и уважение к малой родине не противоречит такому же чувству к великой родине. Ведь малая родина – её неразрывная составная часть. Член Союза писателей России Владимир Гармаев писал, что в наше время «объективно все буряты в своём сердце и печенках носят три культуры: племенную, общебурятскую, и современную российскую… Все три культуры существуют в диалектическом единстве независимо от каждого индивидуума вне нас и внутри нас».
Следовательно, «мы буряты, потомки разных племён и родов, не должны ставить во главу угла своё древнее происхождение, а беречь, лелеять как общую мать нашу государственную, нашу общую культуру. В тоже время мы обязаны глубоко чтить, хранить и приумножать традиции предков…».
О матери- родине заботятся только любящие её сыновья и дочери. А любовь надо выстрадать, взлелеять, сформировать и воспитывать. Ведь человек, как дерево, силён своими корнями. И если эти корни окрепли в раннем детстве, то можно не сомневаться, что такой человек будет прочно стоять на родной земле, станет бережливым, полноценным её хозяином.
Список использованной литературы
1.Бадмаев Е.Л. «Мир огромен, но малая родина - одна» - г. Улан – Удэ, 2000г. 219 с.
2. Буряты. Традиции и культура - Улан-Удэ, 1992г. 167с.
3. Беседа с учителем истории Дамбаевым Б.Ч.
4. Летопись села Верхний Торей. 80 с.
Комментарии