Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Республика БурятияБаргузинский районБаунтовский районБичурский районДжидинский районЕравнинский районЗаиграевский районЗакаменский районИволгинский районКабанский районКижингинский районКурумканский районКяхтинский районМуйский районМухоршибирский районОкинский районПрибайкальский районСеверобайкальский районСеленгинский районТарбагатайский районТункинский районУлан-УдэХоринский район

Хандала

12 марта 2012

«Широка и привольна Кударинская степь. С двух сторон Байкал, с двух - горы, а меду ними простор и простор. Скачи на коне, поезжай на машине. Заезжай хоть куда: и русские села, и бурятские улусы Кударинской степи славятся гостеприимством. Вас радушно встретят везде, но начните с большой Хандалы - первого улуса степи», - так начиналась одна из статей районной газеты в 1960-х годах.


Хандала находится на расстоянии 40-50км от Байкала. Про нее говорят: «Хандалын Дубудн » , т.е. располагается на возвышенном месте.
 
Из легенд и преданий известно, что буряты-кударинцы в древние времена жили на северной стороне Байкала, в пределах бывшего Эхирит-Булагатского аймака Бурятской республики (ныне Иркутская область), по долинам Лены (Зулхи), Худы, Анги, Ханьан-Хара, в Качугском районе и т.д. и переселились в Кудару примерно 250-350 лет тому назад. Заселение устья Селенги или земли Кударинской происходило не сразу, а постепенно. На вопрос, почему ваши предки прибыли в Кударинскую степь, знатоки старины отвечают: «Наши прадеды, прапрадеды вели кочевой образ жизни, жили и искали места, где можно найти дрова без топора, мясо без ножа (hухэгуй тулеэ, хутагагуй мяха бэдэржэ ябаашан байгаа).
 
Устье Селенги было облюбовано кочевниками-бурятами, и они остались здесь на постоянное местожительство.
 
Привольные просторы пастбищных и сенокосных угодий, озера Байкал с неисчерпаемым запасом рыбы, тайга с пушным и лесным зверем – таковы природные условия, способствующие быстрому заселению края.
 
Местное население называют Кударинскими бурятами (хударта гараhан буряадууд, слово «худара» означает «выпали» или «внезапно выехали тайно всей семьей»).
 
Развернувшиеся в 50-е годы процессы укрупнения колхозов, преобразования колхозов в совхозы, сселения «неперспективных» деревень  объединило разбросанные  по берегам Селенги и Байкала улусы. Но даже после переселения каждый улус постарался построить свои дома по соседству.
 
Хандала объединила в себе целых шесть улусов. Каждый улус состоял из нескольких семей-айлов, объединенных по родовому признаку.  Раньше  типичный бурятский улус представлял собой 15-20 почерневших от пыли и времени маленьких, низеньких, темных и ветхих избушек с двумя тремя крошечными оконцами, где вместо стекла натягивалась  скотская брюшина, а вместо лампы коптил жирник. Улусы располагались на берегу Харауза. В то время это была полноводная речка, питали которую подземные ключи. Вода ключевая считалась целебной и эту речку очень берегли. В основном название улуса давалось по названию рода поселенцев – бурят, которые пришли в низовья Селенги: Балтай, Зун-Хамнай, Хамнай, Олзон, Хурумша…...
 
В Хандале живут буряты таких родов: Хэнгэдэр, Ехэ шоно, Бага шоно, Абзай, Галзут, Балтай, Хайтал, Олзон, Яртага, Дархан, Хурумша, Алгуй.
 
Каждый год одноулусники-сородичи проводят коллективные молебны – тайлаган, посвященный родоначальникам, предкам. Для проведения тайлагана с каждой семьи собирают на водку, каждая семья варит зоохэй-саламат, который изготовляют из поджаренной муки и сметаны, тараг (кисломолочный продукт), иную белую пищу (сагаан эдеэн) и несут с собой в кружке или склянке, а также чай и молоко. Нужны ещё ветки тальника или березы, украшенные лоскутками материи (туургэ). Эти ветки втыкаются рядами в небольшом отдалении, в метрах двадцати от сидящих женщин и детей. Под ветками на дощечке кладут медные деньги и сигареты. Вот и все приготовления. Туургэ втыкают только мужчины. Затем перед «Туургэ» выстраиваются в ряд главный шаман и 2-3 рядовых шамана рода. Они молятся основателю своего рода, видным шаманам и шаманкам рода. Во всех случаях текст призывания читает (произносит без бумаги наизусть) главный шаман, у которого в руке (левой) кружка молока, в правой - блюдце, в которую наливают молоко (сагаа) понемногу и начинает призывания. У второго два блюдца, в которых водка, у третьего - чай. По команде главного они резким движением рук вперед выплескивают богам содержимое. Затем молятся всем близким предкам, т.е. уже ушедшим в иной мир дедам и бабушкам ныне живущих, чтобы и они получили свою норму и помогли донести молитвы до главных богов, до первых родоначальников, т.е. до самого Шоно или Алгуй, Абзай или Хайтал и т.д. Несмотря на запреты в советский период традиции сохранились. На тайлаган приходит много детей, устраивается самые настоящие спортивные состязания, обязательными элементами которых, являются борьба и бег, победителям дают монеты. В Зун-Хамнае сохранилась традиция проводить состязание на гибкость и точность. Юноша встает в центр круга и вытаскивает из ножен кинжал с длинным лезвием. Держа в одной руке ножны, в другой кинжал, он поворачивает руки на 360 градусов и в таком, не очень удобном положении, снова должен точно вставить кинжал обратно. Проводятся и индивидуальные тайлаганы перед каким-либо событиям: свадьбой, отъездом, службой и т.д
 
В некоторых семьях хранятся предметы – родовые реликвии: кинжалы, лук, стрелы и даже кузница. Кузница, как особая реликвия, передается по мужской линии от отца к сыну. Сохранились наковальни, горн, меха, молотки, и все что нужно для работы. Раньше кузнецы (дарханы) улуса делали подковы, гвозди, железные навесы и все, что необходимо в быту.
 
Эта кузница находится по улице, которая названа в честь братьев Мункоевых, ушедших во время Великой Отечественной защищать свою страну и не вернувшихся обратно.
 
...Жила до войны в Хандале большая семья Мункоевых - у родителей, Урбана и Бадмы, подрастали семь сыновей и две дочери. Нарадоваться они не могли на своих ребят - все, как на подбор, красивые, статные, умные и работящие. Могли ли родители представить себе, что пятерых разом потеряют они? Что всех их заберёт страшная война...
 
 ...Первым на фронт ушёл Ананий. Он уже успел пройти военную службу, и призвали его через неделю после начала войны. В деревне тракторист Ананий слыл здоровяком и силачом - всех братьев заваливал! Погиб в 1943-м под Великими Луками.
 
...Вслед за Ананием, в том же 41-м, оружие в руки взял самый старший брат Антон. Единственный из всех он дошёл до Берлина. Последнее письмо домой пришло от него в мае 45-го (как недолго оставалось до Победы!). После войны один из его земляков рассказывал, как они, два жителя далёкого бурятского улуса Хандала, встретились под Берлином: "Столкнулись нечаянно, успели только обняться и всё, разбежались... У Антона какое-то срочное донесение было, он в одну сторону спешил, я в другую..." Бадма и Урбан верили: уж этот-то вернётся! В августе 45-го в их почтовый ящик упало письмо. "От Антона!" - мелькнула счастливая мысль. Открыли - похоронка...
 
 ...Третьим на войну проводили Балая. В семье его в шутку называли вечным студентом. Учился в Томском политехническом - но захотел жениться, институт бросил, приехал домой. Поступил в Улан-Удэнский учительский институт, работал учителем в школе. Слыл красавцем, любил читать. Воевал под Сталинградом, писал, что из-за Волги не видать горизонта, небо усыпано немецкими самолётами, а пулемёты так нагреваются, что приходится ползти до Волги за водой, чтобы остудить их... Там, под Сталинградом, он и погиб.
 
...Василий, следующий по старшинству за Антоном, на войну пошёл по собственному желанию - его не призывали из-за больного сердца. "Мои братья воюют, неужели я буду в тылу отсиживаться?!" До войны работал директором школы в селе Корсаково. В конце 30-х умудрился приобрести для учеников гимнастические кольца, лыжи и даже бильярд! Устраивал спортивные состязания, турниры, посмотреть на которые собиралось всё село. На Новый год в школе всегда стояла ёлка, вокруг которой водили хоровод. У Василия первым в деревне появился фотоаппарат - и вся школа училась у директора фотографировать. В письмах жене - учителю литературы - вспоминал "Тихий Дон" Шолохова: "Помнишь, Маруся, как мы с тобой читали? А я вот сейчас в этих местах нахожусь..." Пал смертью храбрых в декабре 43-го под Таганрогом. Из его последнего письма: "Таганрог переходит из рук в руки. Видны зарева пожарищ. На рассвете идём в бой..."
 
 ...Семнадцатилетний Алта отправился воевать в 43-м. Вспоминает старшая дочь Василия Мункоева Тамара: "Алташка в войну у нас жил. По хозяйству помогал, дрова колол. Тоненький он такой был... Когда уходил, так мы с двоюродным братом залезли на забор и долго-долго махали ему вслед..."  Его не стало в первый же год: пулемётный расчёт шёл впереди и угодил под бомбёжку...
 
...Урбан и Бадма не хотели верить в смерть своих детей. Мать говорила: Я сама не хоронила, значит, они вернутся". Урбан радовался, когда в семье рождался мальчик: "Парни мои возвращаются..." Каждый вечер выходила Бадма за ворота и смотрела на дорогу - ждала своих солдат. А когда потеряла зрение, просила кого-нибудь из своих правнуков: "Ну-ка, ребятки, выйдете, гляньте, не идёт ли по дороге военный?"
 
Вот одно из писем Василия:
 
«Мои дорогие и любимые Томочка, Юрик, Лихана. Клава, Эммочка и Маруся!

Предыдущее письмо отправил вам 30 июня. Писать часто нет бумаги и конвертов, к тому же не знаю, получаете или нет мои письма. Я ведь никаких вестей от вас не получаю с 7/XI 42 г., в чём, конечно, не виню. Лишь бы вы получали мои письма аккуратно, ибо вы, пожалуй, беспокоитесь обо мне больше, чем я о вас. Не беспокойтесь. Жив и здоров. Нахожусь в обороне на передовой линии. Немцы от нас 800-900 метров. Условия у нас хорошие и хороши также природные условия. Представьте себе старый заросший густым лиственным лесом овраг. На дне оврага есть родник. Значит, родниковой воды сколько хочешь! Приносят нам свежие газеты, только пока нет книг. Хочется почитать художественную литературу. Несмотря на курортные условия, мы готовы в любую минуту дать врагу сокрушительный удар. У нас всё готово - оружие, блиндажи, окопы и т.д.
 
 Я вам писал написать мне одно письмецо, может быть, я получу. Адрес на конверте. Маруся, в новом учебном году нагрузку бери не больше 15 ч. В беседе с некоторыми бойцами я узнал, что есть большая польза держать гусей, но завести их надо зимой. На этот счёт поговори со знающими людьми, подумайте, рассчитайте, есть ли выгода. Сама тяжёлым трудом не надрывай здоровье. На сено для коровы меняй мои старые брюки и вообще моё старьё. Не пытайся косить сама, у тебя хватит дела с ребятами своими и без полевой работы. Пока всё. Целуй за меня детишек. Целую вас всех, ваш папа В»  4 июля 1943 г.
 
В год празднования 65 годовщины Великой Победы в Хандале был установлен памятник братьям Мункоевым. Памятник представляет собой клин из пяти журавлей и воздвигнут на средства односельчан. Памятник является 26-м по счету в России, выполненным по мотивам знаменитого стихотворения Расула Гамзатова «Журавли». Также в школе проводятся турниры по теннису в честь памяти братьев Мункоевых.
 
Памятник установлен вблизи нового здания начальной школы, которому присвоили имя Заслуженного учителя РБ, кавалера орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, ветерана Великой Отечественной войны Махатова Батора Прокопьевича.
 
Вся трудовая жизнь Махатова Батора Прокопьевича с 1918 года была связана с культурно-просветительной работой, с образованием, со школой. Родился он в улусе Хандала. Работал в разных школах нашего района, а также Селенгинского, Заиграевского, Хоринского и Кижингинского. Был преподавателем русского языка, директором школ, инспектором районо. В годы Великой Отечественной войны был в рядах Советской Армии. В свое время он был и активным корреспондентом республиканских и районных газет.
 
Особенно примечательны усилия Б.П.Махатова в первые годы Советской власти. В 1920г. он был назначен заведующим отделом народного образования Селенгинского района, объединявшего в то время нынешние Иволгинский, Селенгинский, Джидинский, часть Кабанского районов. Отдел народного образования ведал в то время всей культурой населения, начиная с открытия школ, подбора кадров, организации клубов, изб-читален и другой работы. Только в 1920-21 годах, несмотря на бедственную разруху, вызванную гражданской войной, в аймаке было открыто свыше 20 школ, организованы курсы учителей на 40 человек из числа грамотных инициативных людей, создан, сплочен коллектив учителей аймака. Вскоре Б.П.Махатов был избран в волостной хошун Кударинского хошуна Кабанского района, где также занимался организацией школьного, клубного дела, принимал активное участие в создании потребительской кооперации, рыбопромышленного кредитного товарищества, выступал в газетах о школах, о воспитании детей, о культурной работе на селе.
 
В 1927 г. был избран членом правления республиканского союза учителей. Вскоре был выдвинут его председателем. Участвовал во Всесоюзном совещании работников просвещения в Москве.
 
По его инициативе в Улан-Удэ (Верхнеудинск) был построен Дом работников просвещения с библиотекой для учителей, с выставкой работ лучших учителей, был открыт детсад для работников просвещения на 35 мест. В 1929г. правительство приняло постановление об открытии "Батрацких курсов" для обучения бедняков, будущих организаторов культурно-просветительной работы на селе. Выбор на роль организатора, руководителя курсов пал на Б.П.Махатова. Он с честью справился с порученным делом. Работал на курсах вплоть до 1936г., до закрытия курсов, до слияния их с открывающимися совпартшколой, культпросветшколой.
 
Выпускники курсов становились председателями колхозов председателями сельсоветов, руководителями культурно-массовой работы.
 
Как педагог, руководитель коллектива Б.П.Махатов обращал особое внимание на сочетание классной и внеклассной работы, на индивидуальную работу с учащимися, на развитие творческих способностей, инициативы учащихся. Он выступал со статьями в сборниках, ученых записках педагогической литературы.
 
Воспитанниками Б.П.Махатова были профессор БСХА Ишигенов И.А., профессор БГУ Соктоев И.А., бывший министр просвещения Дмитриев С.С. Первыми учениками его были секретарь Бурятского ОК КПСС Хахалов А.У., журналист Болдогоев И.И.
 
Б.П.Махатов был также пытливым краеведом, неутомимым фольклористом- собирателем. Еще в юношеские годы начал собирать фольклор, записывая предания и легенды, песни и шаманские призывания, устные рассказы и сказки кударинских бурят. Был собран огромный материал. К сожалению, многие рукописи погибли в годы раскулачивания его родителей.
 
Еще одна из улиц Хандалы носит имя Александра Уладаевича Хахалова.
 
Александр Уладаевич Хахалов родился 27 мая 1909 года в большой крестьянской семье в улусе Хандала. Учился в Хандалинской, затем Корсаковской школах. Окончив кабанскую школу крестьянской молодежи (ШКМ), два года проучился в Иркутскомком вузе.
 
Александр Уладаевич был делегатом XVIII, XIX, XX, XXI и XXII съездов партии, XVIII Всесоюзной партийной конференции. На XIX и XX съездах КПСС избирался кандидатом в члены ЦК партии. Был депутатом Верховного Совета СССР IV и V созывов, депутатом Верховного Совета РСФСР VI и VII созывов, избирался депутатом Верховного Совета Бурятской АССР IV, V, VI, VII созывов, на протяжении многих лет являлся членом обкома и бюро обкома КПСС.
 
За заслуги перед Советским государством и достигнутые успехи в деле развития промышленности, сельского хозяйства и культуры республики А.У.Хахалов был награжден орденом Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом "Знак Почета", медалями "За трудовую доблесть", "За освоение целинных и залежных земель", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", многими Почетными грамотами.
 
В 30-е годы работав в должности первого секретаря Закаменского райкома ВКП(б) особое внимание уделяет подъему сельского хозяйства. В эти годы район получает высокий урожай зерновых. За короткое время Хахалов приобретает авторитет не только у коммунистов, но и у широкого круга населения аймака. За два года в аймаке были достигнуты отрадные результаты и в области культуры. К концу 1939 г. во всех сорока больших и малых селах работали колхозные клубы и избы-читальни. На центральных усадьбах открылись фельдшерско-акушерские пункты. Во многих населенных пунктах заработали бани.
 
В 1951 году Хахалов был избран первым секретарем Бурятского областного комитета. Пятидесятые годы - это особый период в истории Бурятии. Новое руководство во главе с А. Хахаловым сумело не только приостановить "топтание" на месте в развитии промышленных предприятий и сельскохозяйственных коллективов, но и за одно десятилетие (с 1950 по 1960 год) валовая продукция промышленности возросла в 3,2 раза, а валовая продукция сельского хозяйства - в 1,8 раза. В 50-60-е годы государственные капитальные вложения в сельское хозяйство республики увеличились в 2 раза. Существенно пополнился и качественно обновился машинно-тракторный парк. В организационном плане происходило укрупнение хозяйств на базе объединения колхозов. За этот период производство мяса возросло в 1,8 раза, молока - в 2,2 раза, шерсти - почти в 4 раза. Удалось основательно переломить положение дел в социально-экономическом развитии Бурятии в сторону улучшения.
 
Александру Хахалову принадлежит особая заслуга в оздоровлении политического климата в Бурятии, нарушенного провокационной политикой А. Кудрявцева в оценке героического улигера бурятского народа «Гэсэр» и ряда других произведений национального фольклора, а также в прекращении гонения представителей творческой интеллигенции республики. Хахалов проявил настоящее гражданское мужество, когда еще в условиях расцвета культа личности и известных решений ЦК партии по вопросам литературы и искусства, в которых подвергались критике произведения устного народного творчества среднеазиатских республик, проявил инициативу по пересмотру прежних решений Бурятского обкома, реабилитации «Гэсэра» и возвращению в республику разогнанных, "кудрявцевщиной" ученых., писателей и общественных деятелей. По инициативе Хахалова уже в апреле 1951 года прошли обсуждения эпоса «Гэсэр» в Институте востоковедения АН СССР, затем в начале 1953 года - в Улан-Удэ на объединенной научной сессии того же Института АН СССР и Бурятского научно-исследовательского института культуры.
 
Его именем названы улицы в г.Улан-Удэ и в районном центре - Кабанске

Автор: валант
Просмотров: 7934

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -